Перспективное планирование по использованию дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике
Опыт работы по использованию дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3-4g._4-5_l.docx | 38.91 КБ |
matematika_5-6.docx | 19.21 КБ |
matematika_6-7_let.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.
Система работы.
Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
- Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, Дидактические игры, загадки, считалки, пословицы, поговорки и фузкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания на все возрастные группы.
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что позволило создать у детей положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраиваю с учетом следующих принципов:
- Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
- Научность.
- Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
- обучение в повседневных бытовых ситуациях; («Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», «Соберем бусы для куклы Маши»); беседы («Какое сейчас время года, какое время года будет после.»);
- самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.
Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры - в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, в объяснении игровых действий, правил игры, в налаживании взаимоотношений детей, в руководстве хода игры, в учете ее воспитательного воздействия.
Работая с детьми младшего возраста, сама включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубики). Вместе с детьми собираю и разбираю их, тем самым вызываю интерес у детей к дидактическому материалу, желание играть с ним.
В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними. Стремлюсь вовлечь в игру всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнение представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители закрепляли дома. Для этого использую разные формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- анкетирование родителей («В какие игры любят играть дети?»)
- консультации («Дидактическая игра в жизни ребёнка», «Учимся играя», «Математика – это интересно» и др.);
- изготовление дидактических игр совместно с родителями;
- участие родителей в досуговой деятельности;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
В заключении можно сделать вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что- то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше и это несомненно скажется самым положительным образом на его умственное развитие.
Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 3-4 лет
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | 1. «Найди предмет» 2. «Веселые матрешки» | 1.Познакомить с правилами игры, сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. 2.Познакомить с правилами игры, различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. |
октябрь | 1. «Длинное – короткое» 2. «Подбери фигуру» 3. «Три квадрата» 4. «Игра с обручем» | 1. Развивать у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. 2. Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. 3. Формировать умение соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». 4. Упражнять в различение и нахождение геометрических фигур |
ноябрь | 1. «Геометрическое лото» 2. «Какие бывают фигуры» 3. «Широкое – узкое» 4. «Кому какая форма» | 1. Познакомить детей с правилами игры, сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. 2. Познакомить детей с новыми формами: давая их в паре с уже знакомыми. 3. Формировать у детей представление «широкое – узкое». 4.Формировать умение группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета, величины. |
декабрь | 1. «Соберем бусы» 2. «Наш день» 3. «Украсим коврик» 4. «Составь предмет» | 1. Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. 2. Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». 3. Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов. 4. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). |
январь | 1. «Три медведя» 2. «Ищи и находи» | 1. Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. 2. Формировать умение находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. |
февраль | 1. «Нарядные зверюшки» 2. «Украсим платок» 3. «Возьми столько же» 4. «Узнай и запомни» | 1. Формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий». 2. Прививать навык сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. 3. Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну». 4. Формировать умение запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению. |
март | 1. «Дойди до игрушки» 2. «Спрячем и найдем» 3. «Красивый узор» 4. «Мишка спрятался» | 1. Развивать умение воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. 2. Формировать умение ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. 3. Формировать умение ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. 4. Развивать зрительное внимание и запоминание, умение последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы. |
апрель | 1. «Угадай, кто за кем» 2. «Картина» 3. «Клоуны» 4. «Ежик» | 1. Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять». 2. Формировать умение располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой. 3. Обратить внимание детей на взаимное расположение предметов, находящихся «за», «перед» каким-либо предметом; объяснить, если меньший предмет находится за большим, его не видно, если часть предмета находится за другим предметом, то не видно этой части. 4. Формировать умение соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей. |
май | 1. «Построим дома» 2. «Лото» 3. «Куда идет зайка?» 4. « Угадай, на что похоже?» | 1. Развивать умение зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые». 2. Уметь вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия. 3. Закрепить знания детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. 4.Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, мяч-шар и т.д. |
Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь |
|
|
октябрь |
|
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
|
|
январь |
|
|
февраль |
|
|
март |
|
|
апрель |
|
|
май |
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
- А.В. Белошистая «Математика вокруг тебя» Методические рекомендации для организации занятий с детьми 4- 5 лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2007 год.
- А.В. Белошистая «Что такое математика» Методические рекомендации для организации занятий с детьми 3-4 лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2006 год.
- А.В. Белошистая «Математика до школы» Издательство «ДРОФА», Москва, 2008 год.
- И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений», Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 год.
Заведующий МБДОУ № 8 г.Тосно «Сказка» В.В.Корчагина
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 5-6 лет
Месяц | Название игры | Задачи |
сентябрь |
|
|
октябрь |
|
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
|
|
январь |
|
|
февраль |
|
|
март |
|
|
апрель |
|
|
май |
|
|
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 6-7 лет
Месяц | Название игры | Задачи |
сентябрь | 1. «Соберём урожай». 2. «Что с начало-что потом». 3. «Найди такой же». 4. «Исправь ошибку». 5. «Разноцветные фигуры». | 1. Закрепить умение детей видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счёт предметов. 2.Закрепить последовательность дней недели. 3.Закрепить умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. 4. Упражнять детей в соотношении целого и части, размера частей. 5. Закрепить умение конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств. |
октябрь | 1.«Угадай, какое число пропущено». 2. «Клумба». 3.«Сложи фигуру». 4.«Когда это бывает». 5. «Нарисуй по образцу». | 1.Закрепить умение находить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. 2. Закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. 3. Упражнять детей в составлении модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. 4.Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «раньше», «позже», «в одно и то же время». 5.Упражнять детей в пространственном ориентировании на плоскости и на листе бумаги в клетку. |
ноябрь | 1 «Успей вовремя». 2.«Каких фигур не достает». 3.«Назови пропущенное слово». 4.«Кто быстрее найдет предмет?». 5. «Разложи по порядку». | 1. Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. 2. Закрепить умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. 3. Закрепить знания о временах года, частях суток, днях недели, месяцев. 4. Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. 5.Продолжать учить измерять длину, высоту, ширину предметов. |
декабрь | 1 «Живая неделя». 2. «12 месяцев». 3.«Угадай, какое число пропущено». 4. «Сложи фигуру». 5.«Математический лабиринт» | 1.Закрепить знания детей о последовательности всех дней недели. 2. Закрепить понятие о месяцах и временах года. 3. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда. 4. Учить детей воссоздавать сложные по форме предметы их отдельных частей. 5. Упражнять в решение лабиринтов -находить последующее число обозначенному цифрой. |
январь | 1. «Сосчитай правильно». 2. «Назови скорей». 3.«Угадай, какое число пропущено». 4. «Найди пару». 5. «Веселые соседи». | 1. Учить детей увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10. 2.Упражнять детей в назывании геометрических фигур и их элементов( вершины, углы, стороны). 3. Упражнять детей в умении определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число. 4. Упражнять детей в различении цифр; 5. Совершенствовать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. |
февраль | 1. «Угадай, какой по счету». 2. «Тик-так». 3. «Найди фигуру». 4. «Живые числа». 5. «Подбери фигуру» | 1. Совершенствовать навыки порядкового счёта. 2. Продолжать учить детей определять форму предметов и их частей на примере макета часов. 3. Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. 4. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. 5. Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. |
март | 1. «Числовая лесенка». 2. «Собери цветы». 3. «Математическая рыбалка"». 4.«Кто быстрее найдет предмет?». 5.«Как расположены фигуры» | 1. Развивать у ребёнка представление о последовательности чисел, умения сравнивать их. 2. Закрепить знания детей о составе числа. 3. Закрепить умение решать примеры (увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10). 4.Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. 5. Закрепить умение детей располагать геометрические фигуры на плоскости. |
апрель | 1. «Реши задачу». 2. «Сосчитай, не ошибись». 3. «12 месяцев». 4. «Разделим пополам». 5. «Кто первый назовет» | 1.Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, пользоваться знаками действий «+»,«=»«-». 2.Закрепить умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10. 3. Закрепить понятие о месяцах. 4.Учить делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам. 5. Развитие внимания, упражнение в порядковом счете. |
май | 1. «Примеров много — ответ один». 2.«Угадай, какое число пропущено». 3. «Сложи из палочек». 4.«Кто быстрее подберет коробки». | 1.Закрепить умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10. 2. Закрепить умение определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. 3. Закрепить умение составлять из палочек фигуры, учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку. 4.Закрепить умение сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....
Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...
Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия Инновационн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Картотека преднозначена для воспитателей на НОД и индивидуальных занятиях....
Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста «Укрась елочку»
Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста«Укрась елочку»...
Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....