Основные приёмы, используемые на занятиях по математике
консультация по математике (подготовительная группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

На занятиях математикой широко используются практические, наглядные и словесные методы приёмы обучения. Причём если все они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, то позволяют наиболее полно раскрыть тему занятия и достичь высоких результатов.

Из практических методов широко применяются упражнения и игра. Упражнение представляет собой последовательно выполняемые действия, неоднократное повторение которых приводит к выработке навыка и закреплению полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_priyomy.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Основные приёмы, используемые на занятиях по математике

На занятиях математикой широко используются практические, наглядные и словесные методы приёмы обучения. Причём если все они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, то позволяют наиболее полно раскрыть тему занятия и достичь высоких результатов.

Из практических методов широко применяются упражнения и игра. Упражнение представляет собой последовательно выполняемые действия, неоднократное повторение которых приводит к выработке навыка и закреплению полученной информации.

Различают репродуктивные и продуктивные упражнения:

  1. В репродуктивном ребёнок воспроизводит знания, полученные от взрослого. Репродуктивные упражнения требуют строго соблюдения правил и следования образцу. Примеры таких упражнений по ФЭМП:
  • сравнение групп предметов;
  • измерение расстояния;
  • измерение условной меркой;
  • измерение объёма сыпучих веществ.
  1. Продуктивное упражнение даётся ребёнку с таким расчётом, чтобы он не только применил уже известные знания, но и сам в процессе опытной или исследовательской деятельности пришёл к новым выводам и открытиям. Продуктивные упражнения обычно включают в себя логические задания, требующие проявления смекалки, воображения, нестандартного мышления. Это упражнения, в которых роль воспитателя сводится к минимуму, и ребёнок действует согласно собственным представлениям, методом проб и ошибок приходя к цели.

Без подкрепления наглядностью усвоить абстрактные математические понятия малышам просто не удастся. Наглядные приёмы присутствуют на каждом занятии по ФЭМП. Это:

  • демонстрация;
  • моделирование;
  • показ образца.

Среди словесных приёмов наиболее часто встречаются:

  • объяснение;
  • инструкция;
  • вопросы к детям;
  • ответы детей;
  • оценка.

Такие математические операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение на занятии по ФЭМП могут выступать в качестве самостоятельных приёмов, с помощью которых решаются задачи НОД.

Существует также группа специальных приёмов, используемых только на математических занятиях:

  • отсчитывание и присчитывание по одному;
  • приложение и наложение;
  • сопоставление пар;
  • разделение группы на две и объединение групп (состав числа);
  • деление целого на части;
  • взвешивание.

Специфичны и приёмы, используемые при изучении определённых математических понятий:

  • При сравнении предметов по величине используют приём выбора (выбери самую большую матрёшку, самый маленький гриб).
  • При ознакомлении с формой актуальны приёмы обследования (дети обводят фигуры по контуру, ищут их углы, стороны, центр) и преобразования (из двух треугольников получают квадрат).
  • Обучение ориентированию в пространстве невозможно без словесных приёмов (составление предложений с предлогами и наречиями, обозначающими положение предметов в пространстве) и практических действий (пройти вперёд, назад, поставить игрушку на верхнюю, нижнюю полку, поднять левую руку, повернуться вправо и т. д.)

Все эти приёмы находят своё отражение в дидактических упражнениях и играх.

Игра по праву считается наиболее распространённым методом не только на занятии по математике, но и во всех видах занятости в ДОУ. Однако в организованной образовательной деятельности игра не служит средством развлечения ребёнка, а способствует выполнению педагогических целей и задач. Поэтому и называют её дидактической, то есть обучающей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Практические материалы:" Игровые приёмы, используемые в старшем дошкольном возрасте"

Данный материал предназначен для использования  воспитателями в дошкольных группах как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии  (дети ...

Практические материалы:" Игровые приёмы, используемые в семье"

Данные игровые приёмы предназначены для развития  и формирования грамматически правильной речи детей в домашних условиях...

Консультация по математике "Игра, как основной вид деятельности на занятии по математике"

Эта консультация для воспитателей  по программе Л.Г. Петерсон....

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

"Методы и приёмы, используемые на занятиях физической культурой в детском саду"

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного фо...