Консультация по математике "Игра, как основной вид деятельности на занятии по математике"
консультация по математике (подготовительная группа) на тему
Эта консультация для воспитателей по программе Л.Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация по математике "Игра, как основной вид деятельности на занятии по математике" | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Игра,
как основной вид деятельности
на занятии
по математике»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Математика оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
На непосредственно образовательной деятельности с детьми мы используем самые различные средства обучения, но главным из них все-таки считаем игру, как основной вид деятельности детей. С помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным и жизненно важным делом, ибо игра является частью их жизни. Игра способствует развитию мышления ребенка. Она развивает воображение и фантазию, творческие способности детей.
В младшем возрасте мы старались создать малышу все условия для его успешного умственного развития. С помощью наглядного материала ребенок познавал свойства предметов - цвет, форму, размер. Дети не просто исследовали различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Использовали в работе тетради, где ребенок закреплял полученные знания. Познакомили детей с геометрическим лото. Геометрический материал стимулирует процесс развития мышления и воображения, необходимые для решения любых познавательных задач. Эффективность развития математического мышления на геометрическом материале связана с формированием и развитием познавательных (сенсорных и интеллектуальных) способностей.
В старшем возрасте большое внимание уделяем правильному обучению по программе Л.Г. Петерсон. Научить маленького ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Это и есть проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Для того, чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогают различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.
Это могут быть:
- система вопросов, переформулирование условий задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих задач;
- готовый вариант решения.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Дети постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов (яблоко, мяч, кубик) лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от других формой; лишним может быть и яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы – игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий , а яблоко и кубик – красные. Работая с фигурами « Геометрическое лото» дети старшего возраста могут подбирать разные фигуры. Отличающиеся от маленького жёлтого квадрата одним признаком – маленький жёлтый круг, большой жёлтый квадрат , маленький синий квадрат и т.д.
На непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни при решении логических задач мы чаще задаем вопросы: «А как ты считаешь?» «Почему ты сделал так, и не иначе?» «Обоснуй свой ответ» и т.д. Ребёнок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать. Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.
Для решения проблемной ситуации взрослый должен предложить детям такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым создаются условия для того, чтобы дети активно включились в поисковую деятельность, а не просто усваивали материал в готовом виде. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового, тем больше вклад в его личностное развитие. Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого .
Организации активной деятельности ребёнка помогают тетради. В них можно рисовать, раскрашивать, писать. Но делать это надо постепенно, осваивая страничку за страничкой, шаг за шагом.
В ходе игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
На успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Знания, данные в занимательной форме, в форме развивающих игр, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездумными» упражнениями. При этом важно использовать игры и в режимных моментах так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Математические игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей. Овладение правилами игры происходит постепенно. Первоначальное знакомство детей с новой игрой происходит в соответствии с «законами» дидактики. Объясняются правила, раскрывается игровая задача, определяются игровые роли, обсуждается «игровой» результат. При обучении математики используются не только настольные, но и словесные игры: «Наоборот», «Летает — не летает», «Бывает - не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко». А вот игра «Да или нет» даёт возможность выполнить очень много разнообразных заданий. В игре используются вопросы — ловушки, например: «Пять груш больше, чем пять яблок? Неделя начинается со вторника? У квадрата пять углов?» В результате развивающих игр дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи - шутки, задачи — ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере - для обучения. Интересно проводить непосредственно образовательную деятельность по математике в форме игры, попали на остров ошибок, математических загадок, потерянных чисел и т.д. Это и интересные задания по сказкам, например: Сколько кроватей в сказке «Три медведя», «Курочка Ряба», которое по счёту разбилось яйцо и т.д. На острове потерянных чисел - игры, содержанием которых является нахождение числа, цифры или заданного количества.
Игры способствуют формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ-это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение- процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация-это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо побуждать детей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.
Учитывая , что запас математических знаний у дошкольников ещё не так велик, задания содержательно- логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако, не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребёнка, такие задания всё более обогащаются разнообразным математическим содержанием и выполняют уже одновременно несколько функций.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия с дошкольниками, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Работая по программе под редакцией Л.Г. Петерсон мы большое внимание уделяем работе с родителями: это беседы о том, как в игровой форме заниматься математикой дома, это консультации: «Математика - это интересно», «Малыш в мире чисел», «Готовим детей к школе» и т.д. Это и преемственность детского сада и школы, мы договорились со школой о посещении открытых уроков по математике.
Дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу - имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода - школьного детства. И мы, взрослые, должны сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур увлекательным и полезным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация тема: "Игра- как основной вид деятельности ребенка "
КонсультацияТема: "Игра- как основной виддеятельности ребенка "Воспитатель Попова T.A....
Консультация Тема "Дидактическая игра -основной вид деятельности ребенка"
КонсультацияТема "Дидактическая игра -основной вид деятельностиребенка" Воспитатель Попова T.A. Ноябрь 2011 Занятия по развитию речи во в...
Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"
Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....
Консультация для родителей. "Игра основной вид деятельности детей,роль игрушки в развитии ребёнка".
Рекомендации для родителей в выборе игр и игрушек для детей....
Консультация для воспитателей: «Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей:«Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Игра - основной вид деятельности детей четвертого года жизни"
Консультация для родителей "Игра - основной вид деятельности детей четвертого года жизни"...
Основные приёмы, используемые на занятиях по математике
На занятиях математикой широко используются практические, наглядные и словесные методы приёмы обучения. Причём если все они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, то позволяют наиболее полно раск...