НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша «На поиски клада»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Акирова Фарида Фатыховна

НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша «На поиски клада»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша «На поиски клада»

МДОУ детский сад № 4 «Колосок»

Воспитатель :Акирова  Фарида Фатыховна


Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша на занятии математического цикла.

Задачи. Учить классифицировать предметы, опираясь на свойства блоков; упражнять в ориентировке по карте – плану на плоскости листа. Закрепить умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина, читать кодовые обозначения блоков Дьенеша. Закрепить конструктивные умения детей, самостоятельно отбирать детали в соответствии с кодовыми карточками. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения. Способствовать развитию речевой деятельности (высказывание суждений, доказательства, коммуникативных навыков в общении со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, самостоятельность, интерес к познанию нового.

Целевые ориентиры деятельности: планируют процесс построения корабля; создают конструкции, объединенные общей темой; отбирают нужные детали в соответствии с кодовыми карточками; участвуют в беседе о том, кто служит и управляет кораблем; создают изображения по клеточкам по словесной инструкции; проявляют сообразительность при решении логических задач; совершают игровые действия в соответствии с кодовыми обозначениями символов блоков Дьенеша; объясняют последовательность и аргументируют свои действия; выполняют физические упражнения и пальчиковую гимнастику в совместной деятельности; участвуют в диалоге.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: анализ схем, кодовых обозначений блоков Дьенеша; индивидуальная деятельность по созданию корабля по кодовым карточкам; обсуждение и планирование действий всех играющих в ситуациях связанных с декодированием карточек; игры коррекционной направленности; участие в беседе о тех, кто служит на корабле; графический диктант; решение логических задач, дидактические игры с блоками Дьенеша «Посадим цветы на полянку», «Поиск затонувшего клада», «Найди ключ», высказывание собственных умозаключений; выполнение двигательных упражнений, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.

Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, кодовые карточки, флешка, схемы кораблей, карта, листочки в клеточку на каждого ребенка,два обруча: синий и желтый, сундук, ключ.

Слайды: тексты писем, корабль, карта, собака, поляна без цветов, поляна с цветами.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись шум моря и крики чаек, песня «Да здравствует сюрприз!», песня «Лежебоки».

Части занятия:

1. Сюрпризный момент флешка с письмом.

2. Проблемная ситуация «Пират предлагает добраться до острова и найти клад» (чтение письма).

3. Беседа с детьми о кладоискателях.

4. Загадывание загадки о корабле.

5. Рассматривание блоков Дьенеша и кодовых корточек.

6. Пальчиковая гимнастика «Кораблик».

7. Постройка кораблей с помощью конструктора «Блоки Дьенеша».

8. Беседа о последовательности работы детей, пошаговый анализ.

9. Беседа с детьми о том, кто служит и управляет кораблем.

10. Прокладывание курса корабля.

11. Двигательное упражнение «Качка».

12. Гимнастика для глаз.

13. Графический диктант «Собака».

14. Дидактическая игра «Угадай шифр».

15. Динамическая пауза «Шум моря».

16. Занимательные задачи.

17. Дидактическая игра «Посадим цветы на поляну».

18. Музыкальная пауза «Лежебоки».

19. Дидактическая игра «Разбираем вход в пещеру».

20. Дидактическая игра «Найди ключ».

21. Песня «Да здравствует сюрприз!».

22. Рефлексия.

Содержание организованной деятельности.

- Ребята, когда я отдыхала летом , плавая в море, нашла необычную бутылку. Посмотрите, какая она красивая. Ой, а в ней что-то есть, давайте достанем и посмотрим. Как вы думаете, что это? (флешка).

- Что же на флешке? (письмо) – слайд

«Здравствуйте, ребята! Я – пират. Попробуйте добраться на мой остров! Здесь я спрятал свои сокровища в сундуке. Найти их вам поможет ваше умение думать, запоминать, рассказывать. Во время путешествия вы будете получать непростые, но интересные задания. Если вы успешно пройдете все препятствия, то вы найдете сокровища».

- Скажите, как называют людей, которые ищут клад? (кладоискатели)

- Как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? (быть храбрыми, ловкими, смелыми, ничего не бояться, а самое главное внимательно слушать и запоминать)

- Ребята, как вы думаете, на чем мы с вами отправимся на поиски клада по морю? (на корабле)

- И сейчас, каждому придется построить свой корабль. В этом нам помогут логические блоки Дьенеша.

- Давайте вспомним:

- на что похожи эти блоки? (на разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

- чем они отличаются (цветом, формой, величина, толщиной);

- а это что такое? (кодовые карточки);

- что они обозначают? (цвет, форму, величину, толщину).

- Мы с вами разобрали кодовые карточки, блоки и теперь будем выполнять первое задание. (дети садятся за столы, на столе схемы составления корабля и логические блоки Дьенеша)

- Но прежде, чем сконструировать корабль, сделаем пальчиковую гимнастику «Кораблик».

- По кодовым карточкам построим разные корабли. (После работы беседа о последовательности работы детей, пошаговый анализ)

- Корабли готовы, пора отправляться в путешествие.

- Ребята, скажите, кто же главный на корабле? (капитан)

- А что он делает на корабле? (отвечает за работу всего экипажа)

- Кто - нибудь знает, что такое экипаж? (матросы – которые, натягивают паруса, драят палубу и выполняют другие команды капитана; штурман – помощник капитана, повар на корабле – кок)

- Капитан также отвечает и за безопасность всего судна, чтобы оно целое и невредимое приплыло в порт.

- Какие опасности подстерегают корабль на пути его следования? (айсберги, мели, скалы)

-Ребята, наш корабль волшебный и чтобы не случилось кораблекрушение, капитан прокладывает курс, то есть безопасный путь корабля. Осталось выбрать капитана (Илья – капитан). Илья, как капитан, проложит курс на карте до острова, между скалами и мелями.

- На карте нарисованы скалы – это треугольники, мели – это квадраты. Прорисовывая курс корабля, старайся карандаш от листа бумаги не отрывать (прямо, повернуть налево, затем снова прямо, потом направо, прямо, направо и вот остров). (Спросить у нескольких детей о направлении движения карандашом).

- Ребята, куда приплывет ваш корабль? (правильно на остров)

- Теперь можно отправляться в путь, занимайте места на корабле. Поплыли!

- А на море качка. Физминутка "Качка"

(Движения выполняются в соответствии с текстом физкультминутки).

- Вот мы с вами и добрались до острова. Но сойти на него не так - то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. А чтобы узнать, надо выполнить графический диктант.

- Прежде, чем вы приступите к работе, мы с вами выполним гимнастику для глаз.

- Кто же охраняет остров? (собака)

- Но это не простая собака. Смотрите, на ней шифр. Мы должны отгадать, что зашифровано (треугольник, синий, большой, толстый).

- Молодцы, ребята! Путь свободен!

- Как вы думаете, что нас ждет на этом острове? (задания, задачи, загадки)

- Давайте отдохнем. Садитесь на бревнышки, закройте глаза и послушайте шум моря, крик чаек. Открывайте глаза и посмотрите, как красиво кругом. (слайд)

Пират (аудиозапись):

- Видите, на моем острове растет много пальм, а одна пальма необычная, на ней растут бананы с занимательными задачами.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Пират (аудиозапись):

- Ребята, посмотрите, на поляне не растут цветы, наверно слоны их вытоптали.Следующее задание: посади цветы на поляну.

Выложить перед детьми два обруча (синий, желтый, отличая каждый из них карточками с соответствующими символами. Затем все вместе выясняем, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с заданием.

- А теперь каждый из вас берет поочередно одну фигуру из разложенного набора фигур и кладет на подобающее место.

Дети самостоятельно раскладывают, а когда закончатся фигуры,воспитатель задает вопросы:

• Какие блоки лежат внутри синего обруча? (все синие блоки)

• Какие блоки лежат внутри желтого обруча? (все большие треугольники)

• Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (большие синие треугольники)

- Пригреет ласковое, теплое солнышко и на клумбе вырастут цветы большие синие.

Музыкальная пауза «Лежебоки».

Пират (аудиозапись):

- Ребята, я для вас приготовил еще одно испытание. Сундук находится в пещере, а вход в пещеру завален камнями разной формы, цвета, размера и толщины. Свойства этих камней зашифрованы с помощью карточек.

Внимательно посмотрите на карточки и найдите камни, которые зашифрованы.

- Молодцы, ребята! И с этим сложным заданием вы справились! Завал разобрали, а вот и сундук.

- Возможно, клад находится в этом сундуке. Открыть мы его не можем – висит замок. Надо найти ключ (ищут, находят логические блоки).

- Значит, ключ спрятан под одним из этих блоков. А под каким можно догадаться по этой схеме.

- Расскажите, что показывает нам эти карточки – символы?

- Правильно! Это маленький красный круг.

-Какие вы молодцы! Нашли клад и открыли его.

- Посмотрите, а в сундуке лежат монеты!

Итог занятия.

Воспитатель:

- Я очень рада, что вы нашли клад, справились с такими трудными заданиями, а помогли вам в этом ваши знания.

- Что вам понравилось в путешествии?

- Какие яркие моменты у вас остались от путешествия?

- Мне, тоже понравилось, какими вы были у меня храбрыми, внимательными и как вы быстро справились с заданиями пирата. Вы такие, молодцы, я вами горжусь!

Песня «Да здравствует сюрприз!».

(воспитатель раздает детям «золотые монетки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.

Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...