Картотека игр для детей 5-7 лет с палочками Кюизинера
картотека по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ИГРЫ С ДЕТЬМИ 5–7 ЛЕТ С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗИНЕРА
Игра «Слоненок»
Цель. Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые; карточка.
Описание:
Воспитатель читает детям стихотворение «Слоненок» в переводе И. Токмаковой.
Шагает слоненок –
Скорей погляди!
Хобот большой у него впереди!
Хвостик смешной у него позади.
Две толстые ноги идут впереди,
Две толстые ноги идут позади.
О нем я спою,
А ты погляди!
Вопросы
– О ком идет речь в стихотворении?
– Где находится хвостик у слона?
– Что у слона впереди?
– Сколько передних ног? Сколько задних?
– Какие по величине ноги у слоненка?
– Какой длины хобот? Какой длины хвост?
Задания
– Поставьте столбиком красную палочку. Какое число она обозначает? (Четыре.)
– Розовую палочку положите справа от красной вверху. Какое число обозначает розовый цвет? (Два.)
– Под розовой положите три желтые палочки одну под другой. Какое число обозначает желтый цвет? (Пять.)
– Справа рядом с желтой наверху положите белую.
– Под желтой нижней палочкой слева от края положите одну под другой две розовые палочки. Теперь то же самое сделайте с правой стороны. С левой стороны под красной полоской положите белую. Получился слоненок.
– В какую сторону идет слоненок?
– Сделайте так, чтобы он шел вправо.
– Какие палочки надо переложить, чтобы выполнить это задание?
– Сколько длинных палочек вы использовали?
– Сколько коротких?
Игра «Море волнуется»
Цель. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.
Материал. Карточка; набор счетных палочек.
Описание: Педагог предлагает детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции педагога.
– Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.
– Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой. Повторите выкладывание волн еще два раза.
Вопросы
– Сколько волн получилось?
– Какая волна длиннее – первая или вторая? Как это можно узнать? (Измерить.)
– На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?
– Какое число обозначают палочки, изображающие первую волну? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?
Работа парами
– Сравните высоту волн.
– Какое число обозначают палочки, изображающие волны?
– Какие палочки по высоте?
Игра «Сделай фигуру»
Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.
Описание:
Вопросы и задания
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Игра «Печенье»
Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.
Материал. Цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.
Описание: Педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?» (Измерить.)
После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось печенья.
Вопросы
– Какая часть приходится на одно печенье?
– Что больше: целое или часть?
– Что меньше: часть или целое?
– Сколько частей в целом?
– Покажите одну шестую, две шестых, три шестых.
Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну пятую?»
Дети объясняют, почему ее нельзя показать.
Воспитатель спрашивает: «Кого бы вы хотели угостить этим печеньем?»
Игра «Книги на полке»
Цель. Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 6 красных, 6 желтых, 2 черные.
Описание: Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет. Их нужно положить на полку. Давайте сделаем из двух черных палочек полку. Соедините палочки между собой короткой стороной. У вас остались палочки разных цветов. Эти пачки (показывает одну палочку) голубого цвета – книги, красного цвета – журналы, желтого цвета – газеты.
Вопросы и задания
– Отсчитайте две пачки голубого цвета и положите их одну на другую на полку.
– Рядом, справа, положите пачку на пачку, получится стопка. Покажите их толщину. (Дети пальчиком проводят по пачкам.)
– Какие пачки по толщине? (Равные.)
– Сколько стопок? (Две.)
– Сколько пачек? (Четыре.)
– Что обозначают палочки голубого цвета? (Книги.)
– Рядом, справа, на небольшом расстоянии от книг положите журналы.
– Какое число обозначает голубой цвет? (Три.)
– Палочка какого цвета больше на один? (Красного.)
– Какое это число? (Четыре.)
– Отсчитайте три пачки журналов и положите их одну на другую на полку.
– Что толще: пачки книг или пачки журналов?
– Покажите их толщину.
– Сколько на полке пачек журналов?
– Чего больше: пачек книг или пачек журналов? Чего меньше?
– Рядом, справа, на небольшом расстоянии положите стопку газет. Она состоит из такого же количества пачек. Сколько пачек должны отсчитать?
– Какая стопка толще: из журналов или газет? Газет или книг?
– Сколько всего стопок на полке? Сколько стопок книг? Журналов? Газет?
В заключение можно предложить детям:
– назвать их любимые книги;
– ответить, какие детские журналы они знают;
– рассказать, читают ли у них в семье газеты и кто из членов семьи какие газеты предпочитает.
Игра «Журавушка»
Цель. Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.
Материал. Цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4 красные, 1 голубая, 6 белых.
Описание: Педагог читает детям стихотворение «Жура, Жура, журавель…»:
Жура, Жура, журавель,
Пролетая сто земель,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
Уточняет, о какой птице говорится в стихотворении, и предлагает детям выложить из палочек пролетающего журавля.
Вопросы
– Что делает птица?
– Можно ли определить направление полета?
– Сколько всего деталей пошло на изображение птицы?
– Назовите парные детали?
– Какой формы туловище птицы? Голова? Крылья?
– Какие палочки использованы для ног? (Четыре красные или две бордовые.)
– Одинаковые ли по длине получились ноги?
– Какая нога длиннее: составленная из двух красных палочек или из одной бордовой? Докажите это.
– В какое время года прилетают птицы?
– Назовите весенние месяцы.
– Какие птицы прилетают весной?
– Назовите птиц вашего города.
Игра «Изменение конструкции дома»
Цель. Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям сделать высокий дом с окошками. Затем предлагает сделать рядом длинный дом.
В зависимости от того, как ребенок воспримет инструкцию, могут быть такие варианты постройки:
– дом, в основе которого, – высота предыдущего дома;
– длинный дом, в котором несколько раз повторяется предыдущий дом;
– ребенок выбирает длину дома по своему усмотрению.
– Чем первый дом отличается от второго?
– В каком доме больше окон? Как это узнать, не считая их? (Попарно сравнить.)
– На сколько фундамент второго дома длиннее первого?
– Если фундамент второго дома длиннее, то на сколько фундамент первого дома короче?
– Какого цвета палочка-фундамент первого дома и какое число она обозначает?
– Какого цвета палочка-фундамент второго дома и какое число она обозначает?
– Какое число больше? Меньше? На сколько?
Игра «Мастерим стул»
Цель. Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).
Материал. Цветные счетные палочки: 10 палочек одного цвета, карточка.
Описание: Воспитатель загадывает детям загадку:
Я с ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу. (Стул)
Педагог говорит: «Вы отгадали загадку. Отсчитайте четыре палочки и сделайте из них стул». Спрашивает: «Какие палочки по длине?» Добивается, чтобы дети по-разному отвечали на этот вопрос. (Одинаковые, равные по длине.)
Вопросы
– Какого цвета палочки? Какое число обозначает каждый цвет?
– Сделайте из палочек стул.
– Рядом сделайте другой такой же стул так, чтобы сидящие на стульях могли разговаривать друг с другом.
– Какого цвета второй стул?
– Какое число обозначает цвет второго стула?
– С какой стороны находится спинка у второго стула? А спинка первого стула?
Задание
– Уберите один стул.
– Другой стул переделайте так, чтобы, посмотрев на него, можно было бы сказать, для чего он здесь необходим.
Далее педагог дает детям задание сделать другую конструкцию предмета (необычного стула), на котором можно сидеть, и объяснить, где его можно увидеть (рис. 1, цв. Вкл.).
Игра «Выставка собак»
Цель. Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми книги, открытки, фотографии, на которых изображены собаки. Обратить внимание на породы, внешний вид, место содержания собак.
Описание: Воспитатель загадывает детям загадку:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
Предлагает детям выложить отгадку из палочек на карточках и представить ее: придумать кличку, назвать породу, рассказать, какая это собака и что умеет делать.
Выполнив задание, дети отмечают возраст собак (щенок или взрослая), описывают их, используя математические термины: длинное – короткое туловище, хвост; большая – маленькая голова; толстые – тонкие лапы; большая – маленькая собака. Объясняют, что собака делает в настоящее время (сидит, лежит, стоит).
Воспитатель говорит: «Вы сделали собак, а как нам сделать выставку собак». Поставив таким вопросом проблемную ситуацию, педагог выслушивает ответы детей и предлагает объединить собак на одном столе.
Вопросы
– Похожи ли собаки?
– Есть ли одинаковые породы?
– Есть ли щенки?
В заключение дети могут придумать интересную историю о дрессировке собаки.
Игра «Телевизор»
Цель. Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 2 бордовые, 2 желтые, 2 оранжевые; розовые, голубые, белые палочки; карточка.
Описание: Занятие начинается словами: Начинаем, начинаем. Передачу для ребят. Все, кто хочет Нас увидеть, К телевизору спешат.
Воспитатель предлагает детям сделать экран телевизора, одной стороной которого будет коричневая палочка.
Вопросы
– Какой формы экран? (Прямоугольной, четырехугольной.)
– Какие стороны у экрана?
– Почему у экрана одна сторона состоит из одной палочки, а другая из нескольких? Докажите, что палочки одной длины.
Воспитатель: «Телевизор готов. Включите спортивный канал. Пусть на ваших экранах появится спортивная передача».
Дети выкладывают из палочек любую картинку, например, «Два футболиста с мячом», «Водное поло», «Ворота, в которые спортсмен забрасывает мяч», «Соревнование пловцов» (две дорожки, по которым плывут пловцы) и т. д.
Педагог: «Представьте, что вы комментаторы. (Объясняет при необходимости значение слова.) Вы ведете спортивную передачу. Расскажите, что происходит на вашем канале. При этом обязательно используйте слова: слева, справа, сбоку, впереди, в середине».
В конце занятия называют лучшего спортивного комментатора.
Игра «Стулья для семьи»
Цель. Учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения (выше – ниже, шире – уже, больше – меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; составлять числа из единиц (один, еще один, еще один).
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям сделать из четырех желтых палочек стул, рядом сделать большой стул. После того как дети выполнят задание, предлагает сделать стульчик для маленького ребенка (рис. 5, цв. вкл.).
Вопросы
– Сколько стульев в ряду?
– Который стул выше всех?
– Который стул ниже всех?
– У какого стула самая высокая спинка?
– У какого стула самая низкая спинка?
– Кто из членов семьи мог бы сидеть на самом большом стуле? На самом широком? На самом маленьком?
Работа парами. Задание: «Сравните стулья, которые вы сделали. Расскажите друг другу о том, какие у вас стулья». Например: «Мой стул состоит из четырех палочек желтого цвета. Палочки одной длины», «Мой стул состоит из трех палочек. Спинка длинная, а сиденье короткое. На нем может сидеть самый маленький ребенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие детей через технологию палочек Кюизинера и логических блоков Дьенеша
В помощь педагогам, кто ещё не работал с палочками Кюизинера логическими блоками Дьенеша...
Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера
Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера...
Проект "Веселые палочки (палочки КЮИЗИНЕРА)
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, ед...
Использование игровых технологий: палочек Кюизинера и блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают средства и способы познания и общения, более увереныв своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путе...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Использование палочек Кюизинера в математическом развитии детей"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Использование палочек Кюизинера в математическом развитии детей"...
КАРТОТЕКА ИГР С ДЕТЬМИ 5–7 ЛЕТ С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗИНЕРА
Картотека игр с цветными палочками Кюизинера...