Учение детей элементарным математическим представлениям через дидактическую игру
консультация по математике (старшая группа) на тему

Ванина Елена Юрьевна

        Для обучения через игру созданы и создаются разнообразные дидактические игры и пособия, позволяющие детям играя осваивать знания о предметах способах действий с ними, познавать мир природы с ее законами.

Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.  Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т.д.), наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учение детей элементарным математическим представлениям  через дидактическую игру

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.                                         Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.      

                                                                                            В.А.Сухомлинский.

 

        В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

        Для обучения через игру созданы и создаются разнообразные дидактические игры и пособия, позволяющие детям играя осваивать знания о предметах способах действий с ними, познавать мир природы с ее законами.

Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.  Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т.д.), наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно может быть включена в занятия, являясь средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала, а также использоваться при организации самостоятельной деятельности дошкольников.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу,  способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

 Работая в детском саду, я  ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентировки в пространстве
3. Игры с геометрическими фигурами
4. Игры на логическое мышление

  5. Игры на ориентировку во времени.

       Подбор дидактических игр для формирования и развития количественных представлений проводится в соответствии с программными требованиями, учитываются возможности участия детей в игре и интерес к ним.  Играм с более трудным математическим заданием предшествуют игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

      Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять.

В игре «ПУТАНИЦА» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»  также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5  больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Также  применяю игру «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», которая направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами; игра  «ЧТО БЫВАЕТ ПО ДВА (ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ)?», игра  «НАЗОВИ ЦИФРУ»  и т.д.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.  Дети  овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.  

 Игра  «СКАЖИ НАОБОРОТ»                                                                                               Дети образуют круг. Взрослый становится в середину, бросает мяч ребенку и говорит: «Ручеек узкий, а река …» «Широкая», - отвечает ребенок и бросает мяч обратно. Задания могут быть самыми различными: ветка тонкая, а дерево толстое, гольфы длинные, а носки короткие, стул большой а  стульчик маленький т.д.

Игра  «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»                                                                                                На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы  по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь.

Игра  «РАССКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР»

 У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, где расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу квадрат и т.д., а также игры:  «НАЙДИ ИГРУШКУ»,  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ», «ГДЕ ИГРУШКА? » и т.д.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводились такие игры как  «ЛОТО»,  «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ» , «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ  МЕШОЧЕК»

Игра НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ.                                                                          Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляя фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра НАЙДИ СВОЙ ДОМИК.                                                                                 Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домики.

Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

       В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.  

«Логическое лото» . Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

С целью развития у детей мышления, я использую тетрадь Колесниковой «Я решаю логические задачи», а также различные игры и упражнения.

Также можно использовать следующие дидактические игры и упражнения«Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет.
Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Также использую  игры на развитие воображения:

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д., а т а также  «Нарисуй по описанию», «Замри».

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

УЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАДОСТНЫМ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игр...

Презентация: "Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре".

Определение   дидактической  игры, её структура и значения для детей дошкольного возраста....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

"Математический сундучок" (дидактические игры на развитие элементарных математических представлений)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети  с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образовании. Если для родителей нормально р...