Отчет по самообразованию "Использование Орф-технологии в развитии музыкальных и творческих способностей детей"
материал

Петрова Алина Гурьевна

Цель - поиск средств повышения музыкальной и коммуникативной активности, эмоционального раскрепощения дошкольников в музыкальной деятельности.

Задачи:

- повысить личные компетенции путем изучения литературы и вебинаров по теме;

- овладеть приемами орф-технологии ;

- ввести в практику музыкального воспитания методы и приемы Орф-технологии для повышения музыкальной и коммуникативной активности дошкольников.

Последовательность  работы.

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме.
  2. Использование на практике приемов  Орф-технологии в ходе занятий по музыкально-ритмической деятельности.
  3. Проанализировать  влияние  приемов Орф-технологии на  психо-эмоциональное и музыкальное развитие дошкольников.
  4. Накопление материала для последующего обобщения опыта по теме.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчет по  самообразованию  музыкального руководителя  Петровой А.Г.

Тема.  «Использование Орф-технологии  в развитии музыкальных и творческих способностей детей».

 

Цель - поиск средств  повышения  музыкальной  и  коммуникативной  активности,  эмоционального раскрепощения  дошкольников в музыкальной деятельности.

Задачи:

- повысить личные компетенции путем изучения литературы и вебинаров по теме;

 -  овладеть  приемами  орф-технологии ;

- ввести в практику музыкального воспитания методы и приемы Орф-технологии  для повышения  музыкальной и коммуникативной  активности дошкольников.

Последовательность  работы.

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по  теме.

 

  1. Использование на практике приемов  Орф-технологии в ходе занятий по музыкально-ритмической деятельности.

        3. Проанализировать  влияние  приемов Орф-технологии  на  психо-          эмоциональное  и  музыкальное  развитие дошкольников;

4 Накопление материала для последующего  обобщения  опыта  по теме.

Этапы  самообразования.

Этапы работы

Содержание работы

Формы работы

Срок

Форма отчетного продукта

Аналитико-диагностический

Определение основных источников информации и необходимых для работы ресурсов.  

Изучение имеющихся ресурсов.

 Октябрь.

 

Организационный

Информационное обеспечение работы по теме. Определение задач деятельности на учебный  год.

Знакомство с новыми материалами, оценка возможности их применения.

Ноябрь

 

Этап реализации.

Организация методического сопровождения   по теме.

.

Занятия кружка «Барабашки»

Применение  элементов технологии в ходе музыкальных занятий в  группах

Работа с воспитателями.

 В течение года

1.Составление картотеки.

2.Приобретение и изготовление Орф-инструментов.

3.Выступления на методических объединениях.

Итогово-обобщающий.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Наблюдение

Разработка  творческих  заданий.

 Май

Систематизация материала по теме.

Согласно плана  и графика самообразования были изучены имеющиеся материалы по теме, в частности пособие «Уроки К.Орфа» Т.Тютюнниковой, просмотрены  ее вебинары,  видеоуроки и другие  интернетресурсы.  Модели  технологии  использовались мною на музыкальных, логоритмических  занятиях,  в кружковой работе. С первых моментов   предложенный материал увлекал  детей, способствовал  их добровольному включению в игровой и творческий процесс. Дети познавали возможности своего тела и голоса как музыкального инструмента, с удовольствием не только повторяли предложенные педагогом звукоизвлечения, но придумывали свои, фантазировали, делились со всеми.  К настоящему моменту  накоплен материл для картотеки. Поскольку специальных орфовских инструментов у нас нет, приспосабливаем имеющиеся, самостоятельно изготавливаем простейшие шумовые.  Для участия в аукционе педагогических  идей  в ДОУ было изготовлено музыкально-развивающее пособие «Музыгралочка», представляющее собой мини набор инструментов, речевых моделей и ритмических карточек для использования в малых подгруппах или индивидуально.                                                        

Орф-педагогика сегодня очень востребована среди специалистов в области музыкотерапии и музыкальной педагогики.

 Орф-подход, а именно - элементарное музицирование и движение, - это способ  приобщения детей к творчеству, музицированию, что  способствует  развитию детской инициативности и самостоятельности на музыкальных занятиях.

Обучение детей по системе Карла Орфа берет свое начало в «Орф-Шульверке» – одной  из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.   Она включает в себя идею спонтанного, творческого музицирововния и использует инструментарий  К.Орфа.   Конечно, инструменты, используемые в «Орф-Шульверк», не были придуманы самим К. Орфом. Всегда существовали колокольчики, клавесины и ксилофоны родом из Африки и Азии.  Но Карл Орф представил их нам в новом качестве в своем подходе, описав его терапевтическое применение и эмоциональное воздействие на детей.

      Применение различных ритмических и мелодических инструментов в «Орф-Шульверк», как правило, выполняет роль аккомпанемента к песне или танцу, в то время как терапевтические инструменты часто используются для стимулирования общения и помогают достичь совместного внимания. Также не стоит забывать о визуальных и тактильных составляющих инструмента.

    Вот несколько эффективных орф-приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов, для того чтобы  перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

         Орф-технология обучает тому, кaк развить творческие способности детей, через осознание своего тела, тренировку концентрации внимания, памяти, пространственное ориентирование, абстрактное мышление. Дети учатся самовыражению, полностью раскрываются, исчезает скованность и зажатость, происходит раскрытие внутренних способностей ребенка, которые взрослые могут не замечать.

       Основным предназначением Орф-педагогики является первичное приобщение всех детей - независимо от их способностей - к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. «Обучение в действии» - одна из главных идей технологии Орфа. Технология дает толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у детей  много важных навыков и качеств.

Ценность технологии:

-простота в разучивании, игровая основа обучения;

-гибкость, возможность сочетать с другими технологиями;

-знакомство с лучшими образцами народной и профессиональной музыки разных стран;

-развитие способностей каждого отдельного ребенка в условиях коллективной деятельности.

Орф-технология это:

-Творческий процесс обучения.
- Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
- Соединение музыки, движения, слова, рисунка.
- Приоритетное воспитание чувства ритма.
- От простого – к сложному.
- Индивидуальное развитие  музыкального уровня каждого ребенка в процессе  игрового  занятия.
- Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
- Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
- Возможность играть на многих музыкальных инструментах без  предварительного обучения.
- Материал разных культур, эпох.
- Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.

Самое главное в орф-технологии – импровизация, фантазия и творчество.

В процессе занятий дети смогут:        

- научиться играть и петь;
- лучше осознавать свое тело и лучше им управлять;
- понимать определенные закономерности музыки;
- тренироваться в концентрации внимания;
- улучшить память;
- ориентироваться в пространстве и времени;
- научиться абстрактно мыслить;
- распознавать и выражать  разные эмоции;
- общаться с другими детьми.

Составные части зaнятия:

- движение и танец  традиционный и художественный;
- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);

- пение;
- речь. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются разные варианты речевого текста: на родном языке,  на выдуманном языке;
- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

     Система легко сочетается с другими методиками развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры.

Учитываются  индивидуальные особенности ребенка,  что позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями.

       На музыкальных занятиях по технологии Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне со взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Дети учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.

       Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицированию являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

         Первым инструментом для детей конечно же является, как известно его собственное тело. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для  детей. Они с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сaми.  Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.

      Для озвучивания сказок потребуются музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочка, металлофон и т.д. Но для большего интереса детей можно применить обычные предметы, которые издают звуки, ( расчёска, стаканчики, полиэтиленовые мешочки, баночки, шары, ложки).

Очень важно  и полезно  изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):
• детских музыкальных инструментов, голоса;
• приобретение опыта звуковых ощущений;
• изучение способов получения звуков;
• развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
• приобретение навыков музыкальной композиции.

        Мы все хорошо знаем, что дети любят играть, в игре их можно научить всему. Например, можно озвучивать маленькие сказочки и показывать их другим детям. Самая известная сказка про гусеницу. А что любит делать гусеница? Что ест гусеница? (листья, корни, цветы, кору, капусту, яблоко, орехи). Дети выбирают тот инструмент, который, по их мнению, подходит под звуки, которые издаёт гусеница, когда ест. Каждый ребенок демонстрирует игру на музыкальных инструментах. Вот такая «игра в музыку», готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.

- «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
-«будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
- «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
- «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
- «поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
- «сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона) взрослого.

      Групповая и индивидуальная работа с детьми по элементарному музицированию выстраивается  так, чтобы дети активно общались друг с другом, взаимодействовали с инструментами – это рождает коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения.

Орф-технология  помогает:

- установить контакт;

- повысить самооценку ребенка;

- развить эмпатию;

- сформировать ценные практические навыки: пения, слушания музыки;

- помогает занять ребёнка увлекательным делом: пением, танцами, музыкальными играми;

- оказать помощь в установлении и развитии межличностных отношений;

-  развитию коммуникативных и творческих возможностей детей;

-  преодолеть психологические барьеры у ребёнка.

На  занятиях, построенных с помощью приемов Орф-педагогики:

- ребенок учится самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;

- получает полную свободу самовыражения (в программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов);

- ребенок получает важный навык – умение импровизировать;

- темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;

- раскрываются внутренние способности ребенка, которые взрослые могут не замечать;

- ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

        Орф-технология призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем.

           Использование орф-технологии позволяет сделать музыкально– развивающую работу с детьми  не только эффективной, но и эффектной: так как это театр  песни, музыки, движения.

Примерные игры  и  упражнения.

1. Приветствие-знакомство  «Если добрый день с утра!».

 в соответствии с текстом выполняем движения, повернувшись в круг лицом.

Если добрый день с утра!

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ!

Поиграть пришла пора!

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ!

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ!

Как тебя зовут!

(Педагог жестом указывает участника, участник пропевает свое имя в ласковой форме по слогам).

  1. Ритмическое упражнение «Паше-Паше»

(Galyant-Fuga_Alafiya) обр. И.Галянт, Е Белозеров.

- участники берут любой предмет (шариковые ручки, карандаши, бутылочка с водой, и клавесы-по 2шт.)

- на первую часть: 1 хлопок перед собой, 1 хлопок по коленкам, 2 круговых движения руками вправо, влево;

- на вторую часть сначала слушаем задаваемый музыкой ритм, затем его простукиваем предметами по полу, или друг о друга, либо просто прохлопываем.

3. «Поезд».

- дети друг за другом двигаются «паровозиком, работают руками, поют

Едет поезд по полям, по полям.

Остановки тут и там, тут и там.

Эй, дружочек, погляди-ка в окно –

Остановка   Качалкино             (качаемся под любуюмузыку).

Ту-ту-у! Поехали дальше…

Остновки:    Кружилкино, Стучалкино, Звенелкино. Шумелкино. Молчалкино. Кричалкино. Сиделкино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»

Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования...

Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»

Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.         На танцевальных занятиях д...

Проект в группах раннего возраста на тему: «Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента».

Актуальность   Ранний возраст является идеальным для начала развития музыкальных и творческих способностей. Дети в возрасте от 2-х лет начинают думать и реагировать посредством символов, в т...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента.

Раннее музыкальное воспитание повышает качество раннего опыта жизни ребенка. Оно помогает развивать слуховые навыки; способствует развитию моторных навыков (как крупных, так и малых групп мышц); увели...

Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...