Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Весну встречаем – Зиму провожаем»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Александрова Ольга Вячеславовна

Детям предлагается найти масленицу выполняя разные задания, которые им оставила сорока - белобока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_o_e_2.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад Солнышко»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию

элементарных математических представлений

                                         в подготовительной группе

«Весну встречаем – Зиму провожаем»

             

                                                                               

   

                                                                           

                                                                                    Составила: воспитатель высшей

                                                     квалификационной категории Александрова О. В.

                                                                     

Образовательные задачи:

  • Упражнять в сравнении и сопоставлении предметов (по цвету, длине, форме).
  • Усвоение отношений между предметами (слева – справа, между, выше - ниже).
  • Упражнять в количественном счёте в пределах 10.
  • Учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки.
  • Закреплять умение делить целое на 2 равные части; показать отношение между целым и частями; учить пользоваться следующими выражениями: «разделить на 2 равные части, пополам», «половина целого».
  • Закреплять умение собирать целое из частей.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, умение рассуждать.
  • Развивать самостоятельность, умение добиваться результата.

    Воспитывающие:        

  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение друг к другу, желание помочь главному герою.

     Методические приемы: 

  • Практические – проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.
  • Наглядные - рассматривание, наблюдение.
  • Словесные - объяснение, напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей.
  • Игровой - использование сюрпризных моментов.
  • Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

 Виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Двигательная
  • Музыкальная

                                                 Ход НОД

Воспитатель: Проходите, ребята. Я хочу спросить: хорошее ли у вас сегодня настроение? (Да). Тогда я предлагаю поделиться своим хорошим настроением с нашими гостями и подарить им свои улыбки и доброе приветствие! (Дети улыбаются гостям и приветливо им машут).

Я думаю, что от ваших улыбок у гостей поднялось настроение.

Ребята, по дороге к вам я увидела Сороку-белобоку, которая сидела на дереве и громко кричала. Я записала её на телефон и вот, что она мне поведала (видео-разговор сороки).

Сорока:

Я, Сорока-белобока, высоко люблю летать.

И высоко, и далеко – чтобы солнышко видать!

Вот сегодня пролетала – диво дивное видала:

Как бояре и боярыни, как судари и сударыни –

Все спешат на праздник.

Воспитатель: Я спросила: что за праздник?

Сорока. Вы не слыхивала разве?

Масленицей называется

Людям всем он очень нравится!

Зимушка Масленицу унесла,

На три замка заперла!

А ключи в ларец убрала,

Да ларец тот потеряла!

Сундучок я тот нашла

И загадки припасла.

Вы загадки отгадайте,

Сундучок тот открывайте.

Масленицу отоприте и весну скорей зовите!

Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой!

Воспитатель:

- Оставила Сорока мне сундучок, загадки и улетела.

- Ребята, будем Весну встречать – Масленицу выручать?

- Как нам поступить, вот сундук, вот загадки?!

Дети: Загадки отгадывать

Воспитатель: Ну тогда 1 загадка:

Снегу валом навалило,

Все вокруг преобразило.

С горки я слетаю – Оп!

В снежный падаю… (продолжите, куда падаю?) в сугроб.

Вот сугроб, так сугроб!

Через него тот пройдет

Кто до 10 знает счет!

Лестницу свою постройте,

Сундучок тогда откроете!

Воспитатель: - Возьмите по корзинке.

-Встаньте свободно вдоль снежной тропинки.

-Поставьте корзинки справа от себя.

-Необходимо построить лестницу. Для этого, разложите полоски от самой длинной до самой короткой. Выкладывайте полоски снизу вверх. 

Вопросы: 

- Какого цвета самая короткая ступенька?

- Какого цвета самая длинная ступенька?

- Какая по цвету ступенька длиннее: голубая или красная?

- Какая по цвету ступенька короче: розовая или голубая?

- Какая цветом по счету 2, 4 ступенька?

- Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?

Воспитатель: Какая замечательная лесенка у вас получилась!

«Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем

Все ступеньки до одной

Знаем в лесенке цветной»

Воспитатель: (звук) Слышите, это сундучок открылся, а в нем первый ключ! Да здесь еще что-лежит! (Имя любого ребёнка) достань и покажи ребятам. (Ребенок достает лист с изображением муки, сахара, воды и масла).

-Что вы видите? (Дети перечисляют).

- Верно, а с обратной стороны новая загадка.

- Слушайте внимательно!

 Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

Только мама испечёт,

А он – «Прыг» и сразу в рот!  (Блин)

 - Правильно! А кто блины испечет – к Масленице быстрей придет.

-Что необходимо сделать, чтобы Масленицу быстрей найти?

Дети: Блины испечь!

Воспитатель:  - Из чего пекут блины?

Дети: Из теста

Воспитатель:

Ай-да сундучок! Подарил нам рецепт теста для блинов!

Воспитатель:  

-Ну, что, будем месить тесто? (Да).

- Найдите себе пару и встаньте у стола.

- Для начала, закатаем рукава и вымоем руки.

Кусочек мыла мы возьмём

И ладошки им потрём.

Теплою водою

Руки чисто моем.

- Наденем фартуки (Друг другу помогайте!).

Итак (воспитатель обращает внимание детей на общий рецепт на мольберте), что берем сначала? (Муку)

-За тем? (Сахар, соль, воду и масло). Правильно!

 - Теперь, внимание! Меркой является столовая ложка, которая равна двум чайным.

- У вас есть столовая ложка? (Нет).

- А какая ложка у вас есть? (Чайная).

- Если по рецепту необходимо две столовых ложки муки, то сколько чайных ложек вы должны положить? Два раза по две чайных ложки. Значит каждый из вас сколько чайных ложек должен положить? (Две чайных ложки).

Если вы набрали муку с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки!

- Если по рецепту необходима одна столовая ложка сахара, то сколько чайных ложек вы должны положить? Две чайных ложки. Значит каждый из вас сколько чайных ложек должен положить? (Одну чайную ложку)

- Выливаем 1 стакан воды

- Если воды вы использовали 1 стакан, то масла необходимо в половину меньше. Сколько масла нужно для теста?

- Отмерьте в пустой стакан масло. Вылейте полстакана масла.

- Перемешайте. Что у нас получилось? (Тесто). 

 - Выливайте тесто на сковороду.  (Воспитатель со сковородой подходит к детям, они переливают тесто, а педагог приговаривает)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. 

- Что теперь? (Нужно из него испечь блины). Воспитатель ставит сковороду в печь, приговаривая).

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. 

(воспитатель на тарелке выносит 5 «блинов» из бумаги)

- Вот и готовы наши блины, до чего ж все хороши. Разбирайте, пока горячие.

- Всем хватило блинов? А скольким ребятам не хватило блинов, поднимите руки? (Имя ребенка) сосчитай, скольким ребятам не хватило блинов (Пяти). А вас всего сколько? Посчитай (Имя другого воспитанника) – 10. Что делать? Как быть?

Дети: Напечь еще блинов (муки больше нет). Купить её в магазине (денег нет и времени).

Воспитатель:  - У нас всего лишь пять блинов, больше блинов нет, а вас 10 и я думаю вы очень добрые и дружные, чтобы никого ни обидеть…

Дети: Их нужно разделить.

Воспитатель: Как?

Дети: На две части

Воспитатель: На какие две части?

Дети: На одинаковые (на равные).

Воспитатель:  - Как поделить блин на две равные части? (Нужно сложить его пополам и разрезать по линии сгиба).

- Ребята, кому достался блин, подойдите к столу и разделите блин на две равные части.

Воспитатель:  - На сколько частей вы разделили блин? (На две).

- Как называется одна часть блина? (Одна вторая или половина).

– Покажите одну вторую от блина.

 – Что больше: целое или часть?

– Что меньше: часть или целое?

- Ребята, наш сундучок отворился – новый ключ в нем появился. (Звук. Ключ)

Воспитатель:

- На Масленицу все веселятся, катаются с горки, угощаются блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

- Вот вам новая загадка.

Если стол она покроет - 
Вкусно кормит, сладко поит,

 Ни кухарка, ни служанка, 
Чудо - ...(скатерть-самобранка)

Скатерть чудную сложите,

Лоскуточки берегите.

Лоскуточки расписные,

Масленице все родные.

- Каждая пара должна собрать свою скатерть.

Дети находят из общей кучи пазлы скатерти на мотивы русской росписи (хохлома, гжель, жостовской, городецкой) и собирают «скатерть» (звук. Ключ)

Воспитатель:

- Посмотрите, ворота!

А на них три замка.

Ключи к замочкам подберите,

И ворота отоприте!

- У нижнего замка какой формы отверстие? Значит какой по цвету к нему подойдёт ключ?

- У второго замка отверстие какой формы? Какой ключ к нему подойдёт?

- У третьего какой формы? Какой ключ?

- Молодцы! Ворота отворяйте, нашу Масленицу вызволяйте!

(Дети открывают ворота, воспитатель выкатывает Масленицу, приговаривая)

На Руси так повелось

Песнями весну встречать.

Веселиться, танцевать,

Зиму-стужу провожать.

- Веселись честной народ, становитесь в хоровод! (Педагог на магнитофоне включает задорную мелодию. Вместе с детьми танцует).

Воспитатель:  - Масленицу мы отыскали, значит скоро и Весна-Красна к нам придет и растопит лёд!

- Вот так приключение?! Вам понравилось? (Да).

(Звук)

- Ребята, что такое? Сундучок наш снова открылся. Что в нем, посмотрим? (Достаёт из сундука пряники). Сколько угощений, наверное это Масленица вас благодарит. Нужно других ребят угостить? (Да). Все им рассказать: что видели, что делали? Тогда пойдем к ним скорей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы «Весна - Красна»

Расширение и конкретизация представления о весне, явлениях живой и неживой природы весной.Возрастная адресность 6-7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с детьми подготовительной группы «Весна в тундре»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с детьми подготовительной группы «Весна в тундре»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Праздник встречаем - нашу гостью украшаем"

Данный материал направлен на развитие комбинаторного мышления в процессе использования игровой технологии В.В.Воскобовича....

Физкультурное развлечение в средней группе: «Весну встречем,зиму провожаем!»

Цель: Создать весеннее настроение у детей с помощью двигательной игровой активности.Задачи:- Закрепить физические навыки, приобретенные на физкультурных занятиях.- Развивать воображение, творческ...