"В стране умных игр" Математический квест для детей старшей группы детского сада
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
«Остров сокровищ»
Цель: обобщить и закрепить математические знания, умения и навыки посредством квест-игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_razvlecheniya.docx | 423.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска
детский сад №41 «Росинка»
"В стране умных игр"
Математический квест
для детей старшей группы детского сада
г. Нижневартовск
Математический квест для детей старшей группы детского сада
«Остров сокровищ»
Цель: обобщить и закрепить математические знания, умения и навыки посредством квест-игры.
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: карточки – задания, маршрутный план, цифры от 1 до 10, геометрические фигуры, игра "Найди соседей", сундук, воздушные шары, конверт (с письмом от пиратов), замок, ключ, лист бумаги, фломастер, шоколадные монеты.
Ход занятия
Воспитатель:
Встаньте дети,
Встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим свои лучезарные улыбки и хорошее настроение, чтоб им тоже было радостно.
Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
Письмо: «Мы, пираты ХХ века узнали, что в море на одном из островов, нарисованных на карте, спрятаны сокровища. Мы долго скитались по этим островам, но так и не смогли справиться со всеми испытаниями, выпавшими на нашу долю. Мы ничего не нашли. Если вы, нашедшие это послание, будете очень внимательными, сообразительными и ловкими, умеющими слушать и думать, то вам повезет и вы найдете сокровища.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: (Да)
Воспитатель: Путешествия бывают веселые и интересные, а бывают трудные и опасные. Как вы думаете, какими должны быть настоящие путешественники?
Дети: смелыми, храбрыми, сильными, ловкими, умными, дружными, добрыми, веселыми.
Воспитатель: Ну что, ребята, вы хотите отправиться на Остров сокровищ? Докажем пиратам, что мы смелые, храбрые и дружные? Это будет не простое путешествие, а волшебное. Путешествие будет нелёгким. Перед тем как отправиться в дорогу, нужно пересчитать всех участников путешествия.
Воспитатель: Все это очень заманчиво, но как нам попасть на эти острова?
И на чем — же мы сможем добраться до Острова сокровищ? (ответы детей). А на чем мы отправимся в путешествие, узнаем, если соединим цифры от 1 до 9.
Мы поплывем на корабле.
Прошу всех занять свои места, сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и на море (магнитофон звук моря).
Воспитатель: -Куда же нам плыть дальше?
Посмотрите, что это на суше? (бутылка с подсказкой).
Давайте посмотрим, что внутри бутылки? Как вы думаете, что это? (карта - подсказка).
Дети рассматривают карту
Воспитатель: И вот первый остров
- Давайте подумаем, как называется остров? Здесь стоит значок вопроса – значит, это остров…(вопросов). Тут на камнях развешены загадки-вопросы, мы должны на них ответить и за правильные ответы получить часть от ключа.
Воспитатель:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
4. Какой месяц?(март)
5. Сколько лап у двух собак? (8)
6. Сколько в неделе выходных дней? (2)
7. Назовите весенние месяца по порядку (март,апрель,май)
8. Какое сейчас время суток?(день)
9. Назовите все дни недели по – порядку
10. Какой день недели между понедельником и средой? (вторник)
Молодцы ребята вы справились с этим задание и получаете за это часть от ключа.
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте на какой следующий остров нам надо попасть. А следующий остров «Остров чисел». Ищут сверток с заданием.
Задание: Нужно расставить все цифры по порядку. Угадать соседей у чисел на карточках и расставить их.
Воспитатель: Молодцы ребята, и со вторым заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Посмотрите на карту (Смотрят на карту). А куда нам идти дальше? А впереди нас ждет гора, а рядом много геометрических фигур, наверное, этот остров «Геометрических фигур». (Дети ищут сверток с заданием.)
Воспитатель читает задание:
- перед вами лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Вам нужно назвать геометрические фигуры и разложить фигуры на листе бумаги, как написано здесь:
В верхний правый угол – 3 треугольника;
В верхний левый угол – 1 круг;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 1 квадрат;
Посередине листа – ромб.
А теперь посчитайте сколько фигур у вас всего ?
Сколько фигур без углов?
Сколько фигур с углами?
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Воспитатель: Ну а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть,
а потом опять в путь.
Физминутка
Воспитатель: На карте указано, что дальше на нашем пути встретиться опасный остров- это остров «Пиратов». (Детям предлагают лопать воздушные шары, чтоб сюда не пришли пираты и найти в шарах задание)
Воспитатель читает задание: В конверте лежит разрезная на части картинка, нужно собрать ее.
Воспитатель: Молодцы ребята, и с четвертым заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Продолжаем путешествие. Следующий пункт на карте Болото знаний
(Дети ищут сверток с заданием)
Воспитатель читает задание:
Здесь заколдованые кочки. Не на каждую кочку можно наступить. Чтобы перейти через болото и узнать на какие кочки можно наступать нужно решить задачки.
1. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой
Сколькоих? (7)
2. Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)
3. Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
4. Шесть цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет счесть,
Сколько будет два и шесть? (8)
Теперь в колонну по одному переходим через болото и наступаем только на цифры 7, 5, 6 и 8.
Воспитатель: И вот мы и оказались на последнем острове под названием «Остров Сокровищ»
И судя по карте, где- то здесь должен быть спрятан сундук с сокровищами. Поищите…
Находят сундук с сокровищами. Но вот беда на сундуке висит замок.
Что нам нужно, чтобы открыть этот замок? (Ключ). Так вот для чего нам острова давали части от ключа за выполненные задания. Ребята, нужно из частей собрать ключ и сундук откроется.(Дети собирают ключ из деталей)
Открываем (в сундуке золотые шоколадные монеты и деньги для игры в магазин )
Клад нашли, а это значит
- Мы дружная команда, справились со всеми заданиями, нашли сокровища.
Время возвращаться домой.
Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись.
Вот мы с вами вернулись в наш детский сад.
Ребята, вам понравилось наше приключение.
- Чем оно вам запомнилось? (ответы детей).
- Что для вас было самым сложным? А что было интересным?
Вы молодцы, все такие дружные, смекалистые (похвалить, каждого ребенка).
Развлечение «Веселая математика»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Цель: Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.
Задачи:
Образовательные:
- Создавать условия для закрепления счета в пределах 10.
- Упражнять в умении сравнивать предметы.
- Закрепить умение располагать палочки по высоте.
- Способствовать закреплению знаний о последовательности дней недели, времен года.
- Выкладывать изображения предметов из счетных палочек.
Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Создавать условия для развития соревновательных качеств.
- Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материал: счетные палочки, фломастеры, смайлики, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, прямоугольник), картинки «Найди пять отличий», палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, ватманы – 2 шт., предметы квадратной и прямоугольной формы, обруч, магнитные доски – 2 шт., коробочка с медалями.
Ход развлечения:
Под музыку дети входят в группу и проходят на свои места.
Ведущий:
Что ж пора нам начинать,
Я хочу вам пожелать:
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали!
Представления команд:
Команда «Круг» (представляет капитана команды), команда «Квадрат» (представляет капитана команды).
Ведущий: Начинаем нашу игру.
1. Разминка «Зарядка для ума»
(За каждый правильный ответ команда получает смайлик.)
Будьте внимательны.
- Какой сегодня день недели?
- Какое сейчас время года?
- Сколько глазок у двух лошадок?
- Сколько лапок у двух цыпляток?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
- На столе лежало два яблока и две груши.
Сколько овощей на столе?
- На одном берегу утята, на другом берегу цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
2. Конкурс «Сравнение»
- У Лены юбка длинная, а у Тани…короткая.
- Дерево высокое, а куст…низкий.
- Камень твердый, а творог…мягкий.
- Птица летает, а машина…ездит.
- Великан большой, а гном…маленький.
- Река широкая, а ручей…узкий.
- Озеро большое, а пруд…маленький.
- Дуб – дерево толстое, а осина…тонкое.
3. «Найди пять отличий» (на внимательность)
4. Конкурс «Художественный»
Дорисовать геометрическим фигурам любые элементы, чтобы получился предмет. Предметы не повторять (капитаны выбирают для своей команды фигуру). Чья команда быстрее выполнит задание?
5. Музыкальная пауза (песня «Что манит птицу» шоу-группа «Академики»).
6. «Разложи палочки по высоте»
Разложить палочки по высоте: от самой короткой до самой длинной и наоборот.
7. «Разложи правильно геометрические формы»
Разложить геометрические формы так, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету.
8. Конкурс «Волшебные палочки»
- участникам команды «Круг» из счетных палочек выложить прямоугольник и треугольник;
- участникам команды «Квадрат» из счетных палочек выложить квадрат и ромб;
(Команды болеют за участников.)
9. Задание «Принеси нужные предметы»
Ведущий: Капитаны команд тянут жребий, «Какой формы предметы нужно принести из обруча?».
(На одной стороне в обруче на полу лежат предметы квадратной и прямоугольной формы: маленькие кубики, большие кубы, листы бумаги, бруски, крышки, коробки и др.)
Команды в форме эстафеты бегут к обручу и приносят по одному предмету нужной формы.
10. Конкурс капитанов
1-е задание: «Сосчитай фигуры». Из скольких геометрических фигур состоит картинка (медвежонок, собака).
2-е задание: «Сосчитай фрукты»
(Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.)
(Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.)
11. Игра «Найди коробочку» (на внимание) – в коробочке лежат медали;
Ведущий: Команды показали свои математические знания, ловкость, быстроту в выполнении заданий.
(Обе команды читают стихотворение «Математика».)
Математика – страна очень интересная,
Открывает нам она много неизвестного.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо уметь считать!
Складывать и вычитать!
Сравнивать и различать
Треугольники, круги, линии, квадратики.
Мы сегодня молодцы,
Все мы – математики!
(Ведущий награждает детей медальками, конфетами.)
Игра-путешествие
«Математические острова».
Досуг по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Математические острова»
Цели:
- создание условий для актуализации математических представлений детей,
- интеллектуально-речевое развитие,
- поддержание интереса к математике и решению интеллектуальны задач.
Задачи:
- закрепить знания детей в пересчете предметов в пределах 10;
- упражнять в умении производить арифметические действия (решать задачи);
- закрепить знания свойств геометрических фигур;
- развивать умение описывать геометрические фигуры;
- упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости;
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь;
- развивать эстетические чувства;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность.
Оборудование:
- элементы костюмов матросов по количеству детей;
- капитанская фуражка для капитана-воспитателя;
- магнитофон или иное звуковоспроизводящее устройство;
- мачта с флагом;
- якорь;
- штурвал;
- нарисованный корабль (плакат);
- плакаты с названиями островов;
- игрушки: лиса, заяц, ёж, волк, медведь;
- конверты с заданиями;
- цветы, на лепестках которых написаны задачи, загадки;
- бубен;
- счётные палочки;
- султанчики;
- нитки – 2 шт. по 20 см.
Ход досуга
Капитан (воспитатель). Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по математическим островам. Я думаю, что вы все любите математику и путешествие будет для вас интересным и увлекательным. В эту страну мы поплывём на корабле (прикрепляет плакат с изображением корабля).
Я – капитан корабля и всех вас приглашаю на борт (дети садятся). С этой минуты вы – матросы (дети в бескозырках и матросских воротниках).
Столы расставлены так, чтобы получился «нос» корабля, в центре – мачта с флагом и штурвалом. Воспитатель предлагает одному из детей встать у мачты.
Капитан. Матрос, поднять флаг! (ребенок поднимает флаг).
Матрос. Товарищ капитан, корабль к отплытию готов!
Капитан. Поднять якорь!
Матрос. Есть поднять якорь!
Капитан. Полный вперёд!
Корабль плывет под музыку (на выбор педагога).
Капитан. Мы прибываем на остров «Загадки». Опустить якорь, стоп машина.
Голос волшебницы (запись). Здравствуйте, ребята! Я – волшебница, хозяйка острова «Загадки» приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!
Дети выходят с корабля, осматривают остров, находят цветок с лепестками-загадками и цветок с вопросами.
Загадки.
- Танцует крошка, а всего одна ножка (юла).
- Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят (глаза).
- На четырёх ногах стою, ходить я вовсе не могу (стол).
- Возле ёлок из иголок летним днём построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нём – миллион (муравейник).
- Много рук, а нога – одна (дерево).
- Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (варежка).
- Два брюшка, четыре ушка (подушка).
Капитан. Молодцы, ребята, вы справились с загадками! А теперь — ответьте на вопросы другого цветка.
Сколько солнышек на небе! (1)
Сколько глаз у совы? (2)
Сколько огоньков у светофора? (3)
Сколько колёс у автомобиля? (4)
Два числа: 1 и 2, быстро их сложи, и ответ скажи! (3)
Сколько концов у палки (2)
Капитан: Молодцы! А теперь отправимся дальше! Поднять якорь! Полный вперёд!
Матрос. Есть поднять якорь!
Капитан. Мы с вами прибыли на остров «Геометрические фигуры». Опустить якорь.
Голос волшебницы (запись). Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка острова «Геометрические фигуры», приветствую вас! Добро пожаловать на остров! Но попасть на мой остров можно, только если выполните задания, которые вы найдёте в конверте. Он находится у вас на корабле.
Дети находят конверт, открывают его.
Задания.
Перечислите известные вам геометрические фигуры. Расскажите о них. Покажите овал, круг, квадрат, прямоугольник.
Из 4-х счётных палочек составьте квадрат.
Из 6-ти палочек составьте прямоугольник.
Из 3-х палочек составьте треугольник.
Из ниток выложите овал и круг.
Составьте из 5-ти палочек 2 равных треугольника.
Голос волшебницы (запись). Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили мои задания. Мне нужна ваша помощь. Мои лучшие друзья попали в беду. Возьмите конверт, и вы узнаете, что вам надо делать!
Капитан берёт конверт, читает:
«Я, веселая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась!
Три сороки возле пня стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор: получился мухомор!
Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!!!»
Дети собирают из частей лису.
«Я, весёлый белый гусь! Ничего я не боюсь!
Но вчера упал я с кочки – развалился на кусочки!
Собирал меня енот – получился пароход!
Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!!!»
Дети собирают из частей гуся.
Капитан. Нам пора двигаться дальше. Наш путь лежит на остров
«Чунга-чанга» (звучит музыка, корабль отправляется).
Капитан. Мы приближаемся к острову! Опустить якорь!
Матрос. Есть опустить якорь!
Голос волшебницы (запись). Добро пожаловать на мой остров! На нём можно играть и веселиться. От других волшебниц я узнала, что вы любите математику и все их задания выполнили правильно. Молодцы!
Капитан. А теперь – веселая разминка. Игра называется «Кто быстрее?»
Дети бегут под бубен вокруг обруча, в котором лежат султанчики, на один меньше детей. Игра проводиться до тех пор, пока не останется один игрок с султанчиком. Звучит музыка из мультфильма «Чунга-чанга».
Капитан. Молодцы! А теперь отправимся дальше! Поднять якорь! Полный вперёд!
Матрос. Есть поднять якорь!
Капитан. Мы с вами прибыли на остров «Числа и знаки». Опустить якорь!
Голос волшебницы (запись). Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка острова «Числа и знаки», приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров! Но попасть на мой остров можно, только выполнив задания, которые вы найдёте в конверте. Он находится у вас на корабле.
Дети находят конверт, открывают его.
Капитан читает:
- «Найди пропущенное число» (задание на слуховое восприятие)- 1,2,3,5,6,7,9,10; 10,9,8,6,5,4,2,1;
- «Сравни числа и расставь знаки больше и меньше» — 10 и 9; 4 и 5; 7 и 8; 3 и 4.
Капитан. Молодцы, все справились! Нам пора отправляться дальше, нас ждёт остров «Задачи». Поднять якорь! Полный вперёд!
Матрос. Есть поднять якорь!
Капитан: Мы с вами прибыли на остров «Задачи». Опустить якорь!
Голос волшебницы (запись). Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка острова «Задачи»! Добро пожаловать на мой остров! Задания вы найдёте в конверте.
Дети находят конверт, выполняют задания.
Задания.
На поляне у реки, жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? (4)
Подарил утятам ёжик восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят: сколько было всех утят? (4)
В снег упал Серёжка, а за ним – Алёшка,
А за ним — Маринка, а за ней — Иринка.
А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5)
Капитан. Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Нам пора возвращаться в дошкольную группу. Занимайте свои места. Поднять якорь! Полный вперёд!
Матрос. Есть поднять якорь! (звучит музыка «Где водятся волшебники?»)
Капитан. Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, на каких островах мы побывали? (Ответы детей)
Вам понравилось? Хотите ещё попасть на другие интересные острова? Я думаю, что ваше желание сбудется, и вы еще не раз побываете в замечательной стране «Математика»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Страна умных игр" для детей старшей группы с ЗПР.
Конспект ООД «Страна умных игр»для детей старшей группы с ЗПРЦель: Продолжать учить детей играть в дидактические игры.Программные задачи. Закрепить умение детей классифицировать пред...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы детского сада «Путешествие в страну Математики».
в конспекте занятия представлен материал по формированию математических представлений. в ходе путешествия ребета повторяют геометрические фигуры, счет до 10, математические домики...
«Путешествие в страну знаний» (интегрированное занятие в старшей группе детского сада)
Это итоговое занятие для старшей группы, которое включает в себя несколько разделов: это и элементарные математические представления, и логическое мышление, воображение, память... Занятие с испо...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...
"Конспект занятия для детей старшей группы детского сада "Путешествие в Страну Здоровья"
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей старшей группы«Путешествие в Страну Здоровья»Цель: формировать у детей представ...
«Путешествие в страну знаний» (интегрированное занятие в старшей группе детского сада)
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности....
"Маленькая страна - детство" Родительское собрание для старшей группы детского сада.
Под музыку в зал заходят дети и выстраиваются полукругом.Ведущий. Здравствуйте, дорогие наши мамы, папы и все кто решил вместе с нами попутешествовать в далекую и близкую «маленькую страну...