Проект Узнаю! Научусь! Сумею!
проект по математике
Проект для детей 4-5 лет по формированию умения ориентироваться в пространстве с использованием элементов нейроигр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uznayu_nauchus_sumeyu.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Рябинка» пос. Восходящий»
Проект
«Узнаю! Научусь! Сумею!»
Проект для детей 4-5 лет
по формированию умения
ориентироваться в пространстве
с использованием элементов нейроигр
воспитатель: Сашанкова Т.Н.
старший воспитатель: Баяндина Л.С.
Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ
пос. Восходящий, 2023
Содержание
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 8 |
| 10 |
Образовательный проект
«Узнаю! Научусь! Сумею!»
Тип проекта | Познавательный |
Вид проекта | познавательный, практико-ориентированный, |
Продолжительность проект | Долгосрочный (Сентябрь – май 2023-2024 гг.) |
Участники проекта | Дети средней группы, их родители, воспитатели. |
Актуальность темы | Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка – дошкольника. Умение ориентироваться в пространстве играет огромную роль во всех сторонах деятельности человека. Оно проходит через все сферы взаимодействия ребенка с действительностью. Ориентирование в пространстве положительно влияет на его самосознание, на развитие личности, поэтому является важной частью социализации. Именно поэтому актуальность данного проекта заключена в том, чтобы помочь воспитанникам правильно ориентироваться в пространстве, тем самым помочь узнать интересные сведения об окружающем мире, что в свою очередь поможет развитию речи у детей, расширению их словарного запаса и кругозора и будет способствовать успешному обучению в школе. |
Цели проекта | Формирование навыков ориентирования в пространстве у детей 4-5 лет с использованием элементов нейроигр |
Задачи проекта | -учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях, вне занятий; -учить отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо); -учить детей ориентироваться «на себе», самостоятельно выделять стороны справа, слева, вверху, снизу; -учить детей ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве), выделяя на доске (на листе бумаги) верхнее, нижнее, правое, левое поля, центр, верхний и нижний правый угол, верхний и нижний левый угол; -развивать словарный запас дошкольников, умение правильно употреблять слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения; |
Механизм реализации цели и задач проекта | Использование нейроигр (нейрогимнастика, нейротаблицы, нейротренажеры) на ориентировку в пространстве с детьми 4-5 лет для формирования пространственных представлений. |
Предполагаемый результат | Для детей. Совершенствуется: -умение отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях, вне занятий; -умение отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо) и т.д.; -умение детей ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т.д.; -умение детей ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве), выделяя на доске (на листе бумаги) верхнее, нижнее, правое, левое поля, центр, верхний и нижний правый угол, верхний и нижний левый угол; -словарный запас дошкольников, умение правильно употреблять слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения; -умение применять навыки ориентирования в пространстве в самостоятельной игровой деятельности дошкольников; Для родителей: - смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома использовать нейроигры. Для педагогов: - повышение профессиональной компетентности педагогов по данной тематике. |
Работа с родителями в реализации проекта | Совместное изготовление картотеки нейроигр соответствующего содержания. |
Продукт проектной деятельности | Картотека нейроигр (нейротаблицы, нейротренажеры, нейрогимнастические упражнения) Буклет для родителей «Нейрогимнастика». |
Конечный результат | Открытое занятие по ориентировке в пространстве детей 4-5 лет |
Этапы формирования пространственных представлений
Этапы | Задачи |
Вводный | Ориентировка «на себе» Учить детей ориентироваться на собственном теле, понимать пространственное расположение отдельных частей своего тела, умению ориентироваться в предметно-пространственном окружении |
Основной | Ориентировка «от себя» Закрепить ориентировку детей на собственном теле «на себе». Учить распознаванию пространственных отношений между предметами, ориентировке в пределах ограниченного пространства, ориентировке относительно своего тела «от себя». Освоить основные направления. |
Заключительный | Картотека нейроигр (нейротаблицы, нейротренажеры, нейрогимнастические упражнения) Буклет для родителей «Нейрогимнастика». Открытое занятие по ориентировке в пространстве детей 4-5 лет |
Виды деятельности
Проект реализуется через все виды деятельности детей, охватывает 5 образовательных областей
Области | Виды деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | - Нейроигра “Робот”, «Наполни колбы», «Выложи зеркально цветные помпончики», «Нос, пол, потолок» - Подвижная игра «Куда пойдешь и что найдешь?» -Нейротренажер: «Ребро-кулачок» -Дидактическая игра «Кто правильно назовет» |
Познавательное развитие | Использование нейротаблиц: «Веселые лягушки, «Зонтики», «Цветные помпончики» и др. Математическая игра «Вперед и назад», «Что изменилось?». Д/и «Части тела», «Сделай как я», Д/и «Солнышко», Д/и «Найди магнит», Д/и «Астрономы», Д/и «Где, чей домик?» «Формировать умение ориентироваться в комнате, отыскивая предметы по команде. «Найди клад» Развивающие игры: Блоки Дьенеша, Танграм, Палочки Кьюзенера, Считалки. Игры на развитие памяти и внимания. Интеллектуальные игры: затейливые вопросы, вопросы-шутки, замысловатые задачи. |
Речевое развитие | Активизация словаря: Использование предлогов: В. НА, ИЗ, НАД, ПОД, ПО, ОТ. Речевые игры: «Скажи наоборот», «Что за чем?», «Что сначала, что потом?» Пословицы, поговорки. Д/и «Куда я спрятался?», Д/и «Где находиться твой дом?». Нейродорожки |
Художественно- эстетическое развитие | Оригами. Конструирование. Нейроупражнение «Незаконченное изображение». Д/и « Составь натюрморт», «Составь пейзаж», «Телескоп» (ориентация по картине). «У кого что получилось?» (графический диктант), Д/и «Калейдоскоп», Д/и «Внимательно слушай и рисуй», Д/и «Художник», |
Физическое развитие | Нейрогимнастика: «Топор, пила», «Мартышки», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки». Использование нейротренажеров: «Ребро-кулак» Игра “Обезьянки”. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Игра “Путаница”. Детям предлагают (перекрестные движения» правой рукой закрыть левый глаз; П/и «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти», П/и «Найди игрушки», П/и «Жмурки с колокольчиком», П/и «Прятки». Упражнения на координацию на теле. «Сделай как я». Физминутки Гимнастика для глаз - «Нарисуй дорожку глазками»; Пальчиковые гимнастики. |
Перспективное планирование по ориентировке в пространстве в средней группе
Планирование нейроигр (нейротренажеров, нейротаблиц, нейрогимнастических упражнений) по ориентировке в пространстве в средней группе
Месяц | Нейроигры, и игровые упражнения | Содержание |
Сентябрь | Нейротренажер «Ребро-кулачок» Нейрогимнастика «Топор- пила» Нейроигры «Нос-пол-потолок» | Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела», развитие слухового внимания |
Октябрь | Нейродорожки зеркальные – двумя руками» Нейротренажеры «Ладонь-кулак» Нейроигра «Задень левой рукой – правое ухо», «Куда пойдешь, что найдешь?» «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти», | Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево Развитие пространственных ориентаций, внимания, понимания своего тела, развитие межполушарных связей. |
Ноябрь | «Веселые лягушки» «Зонтики» «Цветные помпончики» | Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко» |
Декабрь | «Пройди маршрут» «Найди игрушки» «Жмурки с колокольчиком» «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь» | Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте |
Январь | «Самый внимательный» «Поезд-колеса» «Угадай кто за кем» «Справа и слева» | Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете |
Февраль | «Веселые лягушки» «Найди Гномика» «Покажи предмет на полке» «Шарики у Клоуна» | Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга |
Март | «Цветные ладошки» «Покажи, что нашел» «Коза, Заяц, светофор» | Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются |
Апрель | «Сделай как я» «Зеркальное рисование Дорисуй котика» | Определение размещенности объектов относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются |
Май | «Топор, пила» «Мартышки» «Кулак, ребро, ладонь» и др. | Закрепление пройденного материала |
Список использованных источников
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер – М. : 1989.-127с.
- Венгер, Л.А. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер – Е. : 1994. -74с.
- Вавилова, Е.Н. Учит бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н. Вавилова – Просвещение, 1983.-144с.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
- Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
- Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка 4-6 лет. Книга-тренажер /Шамиль Ахмадуллин- М.: Нева 2022-160 с.
- Нейропсихологическте занятия с детьми : 2 ч В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих- М .: АЙРИС –пресс, 2018 г-144 с
- Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А.Ф. издательство : Попурри, 2014г
- Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова – М. : 2004.-64с.
- Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. / М.А. Рунова – М.: Мозаика – Синтез, 2000-246с.
- Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова – М. : Просвещение, 2005. - 141с.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис,
- Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и игровые упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя / В.Г. Фролов – М. : Просвещение, 1986-159с.
- Фитнес для мозга для детей 6-7 лет. Блокнот-тренажер + наклейки | Ахмадуллин Шамиль Тагирович2017.—474 с.
- https://smartykids.ru/blog/smartygames/nejrobika-10-uprazhnenij-dlya-razvitiya-mozga/ https://yandex.ru/video/preview/10486781312891462990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Узнаем, познаем, развиваемся"
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у ...
Проект "Узнаем, познаем, развиваемся"
Проект "Узнаем, познаем, развиваемся" в 1 младшей группе детского сада. ЦЕЛЬ:1. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопр...
Предварительная работа к проекту - узнай рисунок хоровода (мнемосхемы)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12457402","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12457409","...
для родителей: "Помоги малышу: узнать, научиться, уметь, расти !"
Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с...
Методическая разработка «Проект – «Узнаем о полезных продуктах» для воспитанников старшего дошкольного возраста
Разработка содержит описание самого проекта с задачами, разными мероприятими для детей и для родителей. В основе проекта лежит развитие познавательных навыков у детей в процессе формирования у них пре...
консультация для родителей: "помоги малышу: узнать, научиться, уметь, расти. "
Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с...
Проект "Я все сумею, все смогу"
Проект по воспитанию навыков самообслуживания в 1 младшей группе...