Проект Узнаю! Научусь! Сумею!
проект по математике

Любовь Сергеевна Баяндина

Проект для детей 4-5 лет по  формированию умения ориентироваться в пространстве с использованием элементов  нейроигр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uznayu_nauchus_sumeyu.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №17 «Рябинка» пос. Восходящий»

Проект  

«Узнаю! Научусь! Сумею!»

Проект для детей 4-5 лет  

по  формированию умения

ориентироваться в пространстве

 с использованием элементов  нейроигр

                                                                               

                                                                                                                                                             

                                                                     

  воспитатель: Сашанкова Т.Н.

старший воспитатель: Баяндина Л.С.

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

пос. Восходящий,  2023

Содержание

  1. Образовательный проект «Узнаю! Научусь! Сумею!»…………………………………………………………

3

  1. Этапы формирования пространственных представлений…………………………………………………….

4

  1. Виды деятельности………………………………………………………………………………………………

5

  1. Перспективное планирование по ориентировке в пространстве в средней группе……………

6

  1. Список использованных источников……………………………………………………………...

8

  1. Приложения……………………………………………………………………………………………………...

10

Образовательный проект

«Узнаю! Научусь! Сумею!»

Тип проекта

 Познавательный        

Вид проекта

познавательный, практико-ориентированный,

Продолжительность проект

 Долгосрочный (Сентябрь – май 2023-2024 гг.)

Участники проекта

Дети средней  группы, их родители, воспитатели.

Актуальность темы

Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка – дошкольника. Умение ориентироваться в пространстве  играет огромную роль во всех сторонах деятельности человека.  Оно проходит через все сферы взаимодействия ребенка с действительностью. Ориентирование в пространстве положительно влияет на его самосознание, на развитие личности, поэтому является важной частью социализации. Именно поэтому актуальность данного проекта заключена в том, чтобы помочь воспитанникам правильно ориентироваться в пространстве, тем самым помочь узнать интересные сведения об окружающем мире, что в свою очередь поможет развитию речи у детей, расширению их словарного запаса и кругозора и будет способствовать успешному обучению в школе.

Цели проекта

Формирование навыков ориентирования в пространстве  у детей 4-5 лет с использованием элементов нейроигр

Задачи проекта

-учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях, вне занятий;

-учить отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

-учить детей ориентироваться «на себе», самостоятельно выделять  стороны справа, слева, вверху, снизу;

-учить детей ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве), выделяя на доске (на листе бумаги) верхнее, нижнее, правое, левое поля, центр, верхний и нижний правый угол, верхний и нижний левый угол;

-развивать словарный запас дошкольников, умение правильно употреблять слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения;

Механизм реализации цели и задач проекта

Использование нейроигр (нейрогимнастика, нейротаблицы, нейротренажеры)  на ориентировку в пространстве с детьми 4-5 лет для формирования пространственных представлений.

Предполагаемый

результат

Для детей. Совершенствуется:

-умение отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях, вне занятий;

-умение отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо) и т.д.;

-умение детей ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т.д.;

-умение детей ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве), выделяя на доске (на листе бумаги) верхнее, нижнее, правое, левое поля, центр, верхний и нижний правый угол, верхний и нижний левый угол;

-словарный запас дошкольников, умение правильно употреблять слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения;

 -умение применять навыки ориентирования в пространстве в самостоятельной игровой деятельности дошкольников;

Для родителей:

- смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома использовать нейроигры.

Для педагогов:

- повышение  профессиональной компетентности  педагогов по данной тематике.

Работа с родителями в реализации проекта

Совместное изготовление картотеки нейроигр соответствующего содержания.

Продукт проектной деятельности

Картотека нейроигр  (нейротаблицы, нейротренажеры, нейрогимнастические упражнения)  Буклет для родителей «Нейрогимнастика».

Конечный результат

Открытое занятие по ориентировке в пространстве детей 4-5 лет

Этапы формирования пространственных представлений

 

Этапы

        Задачи        

Вводный

Ориентировка «на себе»

Учить детей ориентироваться на собственном теле, понимать пространственное расположение отдельных частей своего тела, умению ориентироваться в предметно-пространственном окружении

Основной

Ориентировка «от себя»

Закрепить ориентировку детей на собственном теле «на себе». Учить распознаванию пространственных отношений между предметами, ориентировке в пределах ограниченного пространства, ориентировке относительно своего тела «от себя». Освоить основные направления.

Заключительный

Картотека нейроигр  (нейротаблицы, нейротренажеры, нейрогимнастические упражнения)  Буклет для родителей «Нейрогимнастика». Открытое занятие по ориентировке в пространстве детей 4-5 лет

 

Виды деятельности

    Проект реализуется через все виды деятельности детей, охватывает 5  образовательных областей

Области

        Виды деятельности        

Социально –

коммуникативное

развитие

- Нейроигра “Робот”, «Наполни колбы», «Выложи зеркально цветные помпончики», «Нос, пол, потолок»

- Подвижная игра «Куда пойдешь и что найдешь?»

-Нейротренажер: «Ребро-кулачок»

-Дидактическая игра «Кто правильно назовет»

Познавательное

развитие

Использование  нейротаблиц: «Веселые лягушки, «Зонтики», «Цветные помпончики» и др.

Математическая игра «Вперед и назад»,  «Что изменилось?».

Д/и «Части тела»,   «Сделай как я», Д/и «Солнышко», Д/и «Найди магнит», Д/и «Астрономы», Д/и «Где, чей домик?»

«Формировать умение ориентироваться в комнате, отыскивая предметы по команде. «Найди клад»

Развивающие игры: Блоки Дьенеша, Танграм, Палочки КьюзенераСчиталки.

Игры на развитие памяти и внимания.

Интеллектуальные игры: затейливые вопросы, вопросы-шутки, замысловатые задачи. 

Речевое развитие

Активизация словаря: 

Использование предлогов: В. НА, ИЗ, НАД, ПОД, ПО, ОТ.

Речевые игры: «Скажи наоборот», «Что за чем?», «Что сначала, что потом?»

Пословицы, поговорки.

Д/и «Куда я спрятался?», Д/и «Где находиться твой дом?».

Нейродорожки

Художественно-

эстетическое

 развитие

Оригами. Конструирование. Нейроупражнение «Незаконченное изображение».

Д/и « Составь натюрморт», «Составь пейзаж», «Телескоп» (ориентация по картине).

«У кого что получилось?» (графический диктант), Д/и «Калейдоскоп», Д/и «Внимательно слушай и рисуй», Д/и «Художник»,  

Физическое

развитие

Нейрогимнастика: «Топор, пила»,  «Мартышки», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки».

Использование нейротренажеров: «Ребро-кулак»

Игра “Обезьянки”. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела.  

Игра “Путаница”. Детям предлагают (перекрестные движения» правой рукой закрыть левый глаз;  

П/и «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти», П/и «Найди игрушки», П/и «Жмурки с колокольчиком», П/и «Прятки».

Упражнения на координацию на теле. «Сделай как я».

Физминутки 

Гимнастика для глаз            

- «Нарисуй дорожку глазками»;

Пальчиковые гимнастики.

Перспективное планирование по ориентировке в пространстве в средней группе

Планирование нейроигр (нейротренажеров, нейротаблиц, нейрогимнастических упражнений) по ориентировке в пространстве в средней группе

Месяц

Нейроигры, и игровые

упражнения

Содержание

Сентябрь

Нейротренажер «Ребро-кулачок»

Нейрогимнастика  «Топор- пила»

Нейроигры «Нос-пол-потолок»

Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела», развитие слухового внимания

Октябрь

Нейродорожки зеркальные – двумя   руками»

Нейротренажеры «Ладонь-кулак»

Нейроигра «Задень левой рукой – правое ухо», «Куда пойдешь, что найдешь?»

«Влево, вправо прокати, только мяч не упусти»,

Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево 

Развитие пространственных ориентаций, внимания, понимания своего тела, развитие межполушарных связей.

Ноябрь

«Веселые лягушки»

«Зонтики»

 «Цветные помпончики»

Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе».

Понятия «близко – далеко»

Декабрь

«Пройди маршрут»

 «Найди игрушки»

«Жмурки с колокольчиком»

«Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь»

Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте

Январь

 «Самый внимательный»

«Поезд-колеса»

«Угадай кто за кем»

«Справа и слева»

Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете

Февраль

«Веселые лягушки»

«Найди Гномика»

«Покажи предмет на полке»

«Шарики у Клоуна»

Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга

Март

«Цветные ладошки»

«Покажи, что нашел»

«Коза, Заяц, светофор»

Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Апрель

«Сделай как я»

«Зеркальное рисование Дорисуй котика»

Определение  размещенности объектов относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Май

«Топор, пила»  

«Мартышки»

«Кулак, ребро, ладонь» и др.

Закрепление пройденного материала

  

Список использованных источников

  1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер – М. : 1989.-127с.
  2. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер – Е. : 1994. -74с.
  3. Вавилова, Е.Н. Учит бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н. Вавилова – Просвещение, 1983.-144с.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
  6. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка 4-6 лет. Книга-тренажер /Шамиль Ахмадуллин- М.: Нева 2022-160 с.
  7. Нейропсихологическте занятия с детьми : 2 ч В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих- М .: АЙРИС –пресс, 2018 г-144 с
  8. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А.Ф. издательство : Попурри, 2014г
  9. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова – М. : 2004.-64с.
  10. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. / М.А. Рунова – М.: Мозаика – Синтез, 2000-246с.
  11. Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова – М. : Просвещение, 2005. - 141с.
  12. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис,
  13. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и игровые упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя / В.Г. Фролов – М. : Просвещение, 1986-159с.        
  14. Фитнес для мозга для детей 6-7 лет. Блокнот-тренажер + наклейки | Ахмадуллин Шамиль Тагирович2017.—474 с.
  15. https://smartykids.ru/blog/smartygames/nejrobika-10-uprazhnenij-dlya-razvitiya-mozga/ https://yandex.ru/video/preview/10486781312891462990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Узнаем, познаем, развиваемся"

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у ...

Проект "Узнаем, познаем, развиваемся"

Проект "Узнаем, познаем, развиваемся" в 1 младшей группе детского сада. ЦЕЛЬ:1.          Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопр...

Предварительная работа к проекту - узнай рисунок хоровода (мнемосхемы)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12457402","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12457409","...

для родителей: "Помоги малышу: узнать, научиться, уметь, расти !"

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с...

Методическая разработка «Проект – «Узнаем о полезных продуктах» для воспитанников старшего дошкольного возраста

Разработка содержит описание самого проекта с задачами, разными мероприятими для детей и для родителей. В основе проекта лежит развитие познавательных навыков у детей в процессе формирования у них пре...

консультация для родителей: "помоги малышу: узнать, научиться, уметь, расти. "

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с...

Проект "Я все сумею, все смогу"

Проект по воспитанию навыков самообслуживания в 1 младшей группе...