Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений " Клад капитана Крюка "
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Формирование у воспитанников элементарных математических представлений в процессе совместной поисковой и игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klad.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Клад капитана Крюка»
(старшая группа)
Подготовила: Цыганкова Н.О. воспитатель (1 категория) |
г. Рубцовск, 2023 г.
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Возрастная группа: старшая группа.
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Найди клад».
Форма организации воспитанников: подгрупповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.
Цель непосредственно образовательной деятельности: формирование у воспитанников элементарных математических представлений в процессе совместной поисковой и игровой деятельности.
Задачи непосредственно образовательной деятельности:
Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; упражнять в измерении длин полосок с помощью мерки и их сравнении; упражнять в умении находить предмет по указанным признакам (форма, размер, цвет и свойства материала, место расположения), понимать смысл условных обозначений; закреплять умение сравнивать две группы предметов по количеству, используя выражение «больше на», «меньше на», «равно»; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.
Развивающие: создавать условия для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения непосредственно образовательной деятельности: мишки разного размера и цвета, математические ступеньки; банданы пиратов; карточка с признаками предмета; дидактическая игра «Собери картинку»; бутылка с игровым заданием «Соедини точки»; мольберт; видеофильм «Морские жители»; игровое поле «Коврограф Ларчик», набор «Остров сокровищ», разноцветные дорожки, мерка, комплект «Разноцветные веревочки», сундук.
Предварительная работа с воспитанниками, родителями (законными представителями): чтение с воспитанниками приключенческих книг в детском саду и дома; упражнение в решении логических задач и составлении алгоритмов, составлении плана групповой комнаты, площадки и поисках «секретов», ориентируясь по чертежу или словесным инструкциям; организация игровых ситуаций с использованием игрового комплекса «Коврограф Ларчик».
Структура организации непосредственно образовательной деятельности:
- Вводная часть – сюрпризный момент «Приглашение на поиски».
- Основная часть:
- Игровая ситуация – посвящение в пираты
- Выполнение индивидуальных заданий.
- Динамическая пауза «Полный - вперед».
- Самостоятельная деятельность с раздаточным материалом.
- Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации. Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа). | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | |
Воспитанники включаются в непосредственно образовательную деятельность, приветствуют гостей. Воспитанники садятся на стулья. Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя, сравнивают предметы и устанавливают количественное соотношение между ними. Воспитанники проявляют активность посредством организации игровой ситуации. | - Дети, я очень рада вас видеть, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. - А сейчас пришло время начинать наше занятие, проходите, пожалуйста, на свои места. - Ребята, посмотрите на столе стоят разноцветные мишки, разного размера. Вам надо отсчитать 7 больших, синих мишек и расположить их на верхней ступеньке лестницы. - А сейчас, отсчитайте столько же маленьких, желтых и расположите их на второй ступеньке лестницы. - Что можно сказать о количестве желтых и синих мишек? «Внимание, внимание! Всем кто любит приключения и фантастику! У вас есть уникальная возможность совершить увлекательное путешествие, стать настоящими пиратами и отправиться на поиски «Сокровищ» - А как же наше занятие по математике? «Если вы за 20 минут выполните все задания, сокровища достанутся вам. Вы можете воспользоваться подсказкой только один раз. - Ребята, вы хотите поиграть в игру «Сокровища пиратов»? - Какие же мы с вами пираты? «Встаньте лицом к входной двери в группу. В правой стороне от нее, во второй закрытой, нижней, желтой полке спрятаны вещи пиратов. Приключения начинаются. Время пошло». | Смоделированная ситуация. По громкой связи воспитанники и воспитатель слушают сообщение. Воспитатель вместе с воспитанниками слушает сообщение по громкой связи и выполняют задания. | |
2. Основная часть.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных навыков воспитанников. Методы и приемы: наглядный словесный (вопросы-ответы); практический (двигательное упражнение), игровой (поиск одежды для пиратов). | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | |
Воспитанники проявляют познавательную активность, участвуют в беседе. Воспитанники открывают дверцу у полки и находят вещи пиратов. Дети быстро надевают банданы, воспитатель шляпу-пирата. Переодетые дети выстраиваются в шеренгу, отвечают на вопросы. Дети объединяются в пары. | - Как вы думаете, где он? - Почему? - Давайте убедимся, что вы правы. Идемте за мной - Отлично, вещи найдены. Ребята, не зевайте, банданы разбирайте. - Один, два, три, четыре пять дружно всем в шеренгу встать! - Ну, вот другое дело, теперь мы настоящие пираты. Как вы думаете, кто из вас будет носить громкое имя пираты Желтого солнца? - Почему вы так думаете? - Совершенно верно, пираты Желтого солнца пять маленьких шагов вперед, становитесь в пару. - Пираты Черной ночи два больших шага назад. Объединитесь. - Пираты Красной молнии. Один шаг вперед, два шага влево. - Подравняйтесь. Пираты голубого неба один шаг назад, три шага вправо. - Лицом друг к другу повернитесь, теперь мы команда. Нам предстоит преодолеть множество испытаний и найти сундук с сокровищами. | Двигательное упражнение «Найди свое место». | |
2.2 Выполнение индивидуальных заданий. Цель: вовлечение в практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся первичных математических представлений у воспитанников. Методы и приемы: наглядный (карточка, на которой условно обозначены свойства предмета) словесный (вопросы-ответы, беседа); практический (дидактическое упражнение «Найди предмет»), игровой (дидактическая игра «Собери картинку», игра-головоломка «Соедини точки»). | |||
Воспитанники по карточке отгадывают зашифрованный в ней условными обозначениями предмет. Самостоятельно или с помощью педагога определяет его место нахождения в группе. Находят конверт и приносят его воспитателю. Дети на магнитной доске выкладывают картинку последовательно. Свободно общаются друг с другом. Дети идут за воспитателем, подходят к экрану. Воспитанники проявляют интерес к процессу, свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения. Индивидуально отвечают на вопросы воспитателя. Воспитанники находят новый лист с заданием, рассматривают и высказывают предположения. Воспитанники проходят за столы и индивидуально выполняют задание. | «Слушайте первое задание. Оно называется «Найди предмет». На столе лежит карточка, с ее помощью надо найти зашифрованный предмет, чтобы узнать следующее задание. - (вспомогательные вопросы) Из чего сделан предмет? Какой формы? Какого цвета? Какого размера? Где расположен? - Думайте, что же это может быть. - Посмотрите вокруг. Этот предмет находится в группе. - Вам удалось найти секретный конверт. Давайте узнаем, что в нем. - Что там? - С помощью, чего мы сможем собрать правильно картинку? - Отлично, приступаем к работе. На мольберт выставляем полоску с числом, которое стоит перед числом 7. Что это за число? - У кого полоска с цифрой 6? - Найди место своей цифре. - Какое число стоит между числом 6 и 4? - У кого полоска с цифрой 5, выходи и найди ей положенное место. - Какое число стоит перед числом 5? - На чьей полоске эта цифра? - Какое число стоит после числа 7? - У кого на полоске цифра 8, выходи. - Какое число стоит между числом 4 и 2? - Следующую полоску мы закрепляем с цифрой 3. - Какое число стоит после числа 8. - Правильно, выходи и найди место этой цифре. - Какое число стоит после единицы? - У кого цифра 2 на полоске, выходите и найдите ей место. - Какое число стоит после 9? - Полоску с цифрой 10 закрепляем на мольберте. - Какое число стоит перед двойкой? - Находи место последней цифре. - Ребята, мы правильно с вами расположили все цифры и что получилось? (педагог обращает внимание указкой на знаки < >) - Ребята, а что обозначают эти знаки? - Что мы делаем с их помощью? - Как вы думаете, какое нам надо выполнить следующее задание? - Где обитают рыбы? - Предлагаю вам отправиться на море, только в какой стороне оно находится? Давайте закроем глазки и внимательно послушаем, с какой стороны слышен шум прибоя. - Ребята, с какой стороны вы услышали шум моря? (воспитатель предлагает пройти к морю) - Дорога закончилась. Перед нами раскинулось море. Царство рыб, китов, кальмаров, звезд морских, медуз, кораллов. - Ребята, что вы видите? - Каким цветом рыбы? - Ребята, а каких рыб больше? - Как это можно проверить? - Сколько здесь рыб желтого цвета? - А сколько красного? - На сколько красных рыб больше, чем желтых? - Ребята, посмотрите море, изменилось. Бутылка в море появилась. Что же в ней сейчас мы узнаем. Осталось лишь ее открыть. (воспитатель незаметно достает бутылку) - Вот бутылка, ее вынесло на берег! - Ребята, как вы думаете, что это за задание? - Вы правы, нам надо соединить все цифры между собой, в соответствии с алгоритмом. Последовательность соединения цифр прописана внизу. Проходите за столы, на которых лежат метки с цветом вашей команды и выполняйте задание. - Ребята, что у нас получилось? - Совершенно верно, мы с вами отправляемся дальше на поиски сокровищ на корабле. | Воспитатель вместе с воспитанниками слушает сообщение по громкой связи. Педагог помогает наводящими вопросами, акцентируя внимание на цвете, форме, величине и материале предмета. Дидактическое упражнение «Найди предмет» Дидактическая игра «Собери картинку». Педагог задает индивидуальные вопросы Воспитанники слушают шум моря для снятия эмоционального напряжения. На экране появляется бутылка. Игра-головоломка «Соедини точки» | |
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений. Методы и приемы: практический (динамическая пауза). | |||
Воспитанники встают около столов, выполняют имитационные движения в соответствии с текстом. Дети опускают «весла» вниз (в воду) Дети делают гребковые движения вперед на каждый счет Дети делают обратные движения «веслами» Дети наклоняются влево Дети наклоняются вправо Вытирают пот Дети дуют слабой струей в центр платочка Дети дуют сильной струей Смотрят в бинокль Шагают на месте. | - Итак, раз, два, три не зевай, место в корабле занимай! - Весла в воду опустить. - Полный вперед 1, 2, 3. - Впереди кит. Полный назад ,1, 2, 3. - По правому борту волна. Лево руля - По левому борту волна. Право руля. - Все отдыхаем. Пот со лба мы вытираем. - Дует легкий ветерок - это значит малый ход. - Дует сильный ветерок - это значит полный ход. - Остров вижу впереди, - Приглашаю всех на берег сойти. | Динамическая пауза «Полный - вперед». | |
Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности; создание ситуации успеха для каждого воспитанника; словесное поощрение воспитанников. Методы и приемы: наглядный (игровое поле «Коврограф Ларчик», комплект «Разноцветные веревочки», мерка; комплект разноцветных полосок разной длины; словесный (беседа, инструкция). | |||
Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники проводят измерения и сопоставляют размер дорог самостоятельно или с незначительной помощью педагога. Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники проявляют интерес к процессу и результату деятельности, приступают к выполнению задания; включаются во взаимную оценку. | - Мы приплыли на остров сокровищ, где находится сундук. - Посмотрите, что находится на этом острове? - Какой объект расположен ближе всего к кораблю? - А какой объект находится дальше всех от корабля? - Перед вами цветные дороги. С их помощью мы сможем проложить дорогу к каждому объекту. Но сначала мы с вами измерим их дли ну при помощи мерки, помогайте друг другу. - (вспомогательные вопросы) Куда мы должны приложить мерку? - Что надо сделать, чтобы знать, где закончилась мерка? - Подскажите, что надо делать дальше? (педагог обращается к воспитанникам, кто выполнил задание) - Сколько раз мерка уложилась на вашей дороге, которую вы измеряли? - Осталось определить, куда отправится на поиски сокровища ваша пара. - Куда сможет привести ваша дорога? - Ребята, теперь можно проложить путь. Дорога может загибаться влево, вверх, вниз. Переходить можно только по клеточкам. Ходить по диагонали нельзя. Конец дороги должен точно привести к месту, которому вы прокладывали маршрут. (педагог приглашает одного из воспитанника к доске). - Сколько раз мерка уложилась на вашей дороге, которую вы измеряли? - А куда приведет ваша дорога? - Слушайте внимательно мои указания. (воспитатель проговаривает направление движения, ребенок выкладывает маршрут) - Сколько раз мерка уложилась на вашей дороге, которую вы измеряли? - До чего мы сможем дойти по ней? (воспитатель задает аналогичные вопросы каждой паре. Дети выполняют упражнение «Проложи маршрут» пока не будет найден сундук) | Если нет времени дети пользуются подсказкой (Где спрятан клад) Голосовое сообщение: «Сундук спрятан под водопадом» В случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы. Воспитатель помогает только в случае сильного затруднения. Доходят до объектов, переворачивают объект и находят сундук. После того как сундук найден, все воспитанники подходят к воспитателю. | |
Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника. Методы и приемы: словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников); игровой (игровая ситуация, сюрпризный момент). | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | |
Воспитанники обсуждают работу, задают друг другу вопросы. Воспитанники прогнозируют результат, оценивают действия свои и других. Дети открывают сундук. | - Ну, все сокровища найдены. А почему мы смогли их найти? - Какие задания мы с вами выполняли? - Что вам запомнилось больше всего? - Что было самое трудное? - Какие знания и умения нам пригодились? - А еще мы были дружными и друг другу помогали «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья!» «Ваша игра подошла к концу, вы справились со всеми заданиями. Сундук с сокровищами ваш». - Ну, все пора открывать сундук? Как вы думаете, что там? (дети высказывают предположения) - Поделитесь с друзьями? | Смоделированная ситуация. По громкой связи дети и воспитатель слушают сообщение. Сюрпризный момент. Настольная игра «Шахматы». С помощью игры педагог выводит воспитанников из непосредственно образовательной деятельности в свободную самостоятельную деятельность воспитанников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Математическая эстафета»
Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, квадратов Воскобовича на занятии по ФЭМП...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Морское путешествие за кладом»
Целью данного занятия является создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков у детей 6-7 лет посредством игры путешествия. В ходе занятия- игры решаются различны...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...