Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему "Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему

"Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста

 

Цель: Познакомить детей с образованием и составом числа 4, цифрой 4

Задачи.

Образовательные:

  1. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.
  2. Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  3. Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх.

Развивающие:

  1. Формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.
  2. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.
  3.  Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей.

Здоровьесберегающие технологии:

Планировать объём материала с учётом утомляемости детей; соблюдать правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации и определение места нахождения предметов.

Оборудование:

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Раздаточный – карточки с цифрами, карточки с цыплятами, геометрические фигуры, цветные карандаши.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на занятие. (Солнышко)

Воспитатель: Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня  мы продолжим путешествие

В мир удивительный и увлекательный –

В  мир чисел, в мир математики.

  1. Повторение пройденного материала.

Игра “Цифры заблудились”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши цифры заблудились, давайте поможем им найти свои места. (Дети расставляют цифры)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

Воспитатель: Дети, я сейчас буду вести счет от 1 до 10, а Слава от 5 до 10. Каждый ребенок считает от заданного числа до 10.

Игра “Покажи число”.

Воспитатель: Какое число следует за числом 4, (7, 5)?

Дети: За числом 4 следует 5, за 7-8, за 5-6.

Воспитатель: Какое число стоит перед числом 8, (3, 5)?

Дети: Перед числом 8 стоит 7, перед 3-2, перед 5-4.

Воспитатель: Покажите соседей числа 3, (7)

Дети: Соседи 3-2,4. Соседи 7-6,8.

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Соедини цифры с предметами»

Воспитатель: А сейчас вам нужно поставить цифры к рисункам. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Воспитатель: Что нарисовано в первой рамочке?

Дети: В первой рамке нарисованы белочки.

Воспитатель: Сколько их, сосчитаем

Дети: Белочек 4.

Воспитатель: С какой цифрой соединили?

Дети: Мы соединили с цифрой 4.

Воспитатель: И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.)

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся с числом и цифрой.

А с какой – узнайте. (Проблемная ситуация)

Лапок у лошадки столько

Ножек у стула столько.

О какой цифре я говорю,

Кто отгадал загадку мою?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.

Игра «Кого больше?»

Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько зайчиков сидит около ёлочки?

Дети: Зайчиков 4

Воспитатель: А сколько снегирей прилетело на веточку?

Дети: Снегирей 3

Воспитатель: Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей и на сколько больше?

Дети: На одного зайчика больше, чем снегирей.

Воспитатель: Как сделать поровну?

Дети: Надо добавить ещё одного снегиря.

Воспитатель: Конечно, надо добавить одного снегиря.

Практическая работа

А сейчас мы с вами поработаем  с геометрическими фигурами, (каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.)

Воспитатель: Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

Дети: Всего геометрических фигур -4

Воспитатель: Как получили число 4?

Дети: 3+1 получили 4

Воспитатель: А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? Дети: Тоже 4: 1+3

Воспитатель: Когда переставляются части, результат не изменяется?

Дети: Нет, результат не изменяется.

Воспитатель: Как по-другому можно получить число 4?

Дети: 4 можно получить двумя способами: 2+2, 1+1+1+1.

Воспитатель: Вы правы (3+1=4 2+2=4 1+1+1+1=4)

Воспитатель: Число четыре записывают знаком - цифрой 4.

(На доску прикрепляю цифру 4)

Воспитатель: На что похожа эта цифра

Дети: Цифра 4 похожа на угол, стул

Воспитатель: Пропишите вместе со мной пальчиком цифру 4 в воздухе.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Игра «Веселые точки»

Воспитатель: Дети, рассмотрите картинки. Почему в квадратике, который соединили с цыплятами поставлено 2 точки?

Дети: Потому что на картинке 2 цыпленка.

Воспитатель: Почему в кружочке, который соединили с котенком стоит цифра 1?

Дети: На картинке 1 котенок.

 (Дети самостоятельно записывают в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)

Воспитатель: Молодцы ребята весело поиграли с точками.

Игра «Отвечай быстро»

Воспитатель: Ребята, а теперь вспомните, сколько туфелек потеряла Золушка?

Дети: Золушка потеряла одну туфельку.

Воспитатель: Сколько времён года вы знаете?

Дети: 4 времени года.

Воспитатель: Сколько углов у квадрата?

Дети: Углов у квадрата 4

Воспитатель: Сколько пальцев на руке?

Дети: На руке 5 пальцев

Воспитатель: Какой четвёртый день недели?

Дети: Четвёртый день недели четверг.

Воспитатель: Правильно ответили на мои вопросы, а ещё отгадайте загадки

Воспитатель: Ежегодно приходят к нам в гости

Один седой, другой молодой

Третий скачет, А четвертый плачет

Дети: Времена года

Воспитатель: Верно. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, все отгадали загадки.

Задачки в стихах на внимание.

Воспитатель: А сейчас ребятки послушайте внимательно задачки.

  1. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько вместе кошек стало.

Дети: 4

Воспитатель: 2. Два мяча у Ани,

Два мяча у Вани

Два мяча, да два, малыш

Сколько их сообразишь?

Дети: 4

Воспитатель: 3. Мама игрушки принесла

И ребятам раздала

Подарила Маше- шар

А Танюше самовар

Сыну Ване- барабан

Дочке Милочке- диван.

Сколько всего игрушек подарила мама?

Дети: Мама подарила  4 игрушки.

Воспитатель: Сегодня последний день осени, и все животные приготовились к зиме. Как животные готовятся к зиме? Давайте рассмотрим наше дерево.

Воспитатель: Кто находится слева от дерева?

Дети: Слева от дерева находятся ежи

Воспитатель: Кто находится перед деревом?

Дети: Перед деревом находится баран.

Воспитатель: Кто находится впереди, слева от дерева?

Дети: Впереди, слева от дерева находится крот.

Воспитатель: Где находится муравейник?

Дети: Справа находится муравейник.

Воспитатель: Кто стоит сзади дерева?

Дети: Сзади дерева стоит лошадь.

Воспитатель: Где сушатся грибы на дереве?

Дети: Сушатся грибы на ветке слева.

Воспитатель: Кто находится на дереве?

Дети: На дереве находятся белки.

Воспитатель: Чего на картине много?

Дети: На картине много листьев, животных, овощей.

Воспитатель: Очень хорошо.
4. Заключительная часть.

Воспитатель: С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?

Дети: Мы познакомились и научились писать цифру 4.

5.Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если занятие вам сегодня понравилось, то колобка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на занятии вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

Воспитатель: А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

Мотивация

Воспитатель: предлагаю вам после занятия поиграть в игру «Где спряталась цифра 4» в группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_attest.zanyatiya_tsifra_8.docx58.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему

"Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста

Цель: Познакомить детей с образованием и составом числа 4, цифрой 4

Задачи.

Образовательные:

  1. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.
  2. Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  3. Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх.

Развивающие:

  1. Формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.
  2. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению. 
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.
  3.  Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей.

Здоровьесберегающие технологии:

Планировать объём материала с учётом утомляемости детей; соблюдать правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации и определение места нахождения предметов. 

Оборудование:

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Раздаточный – карточки с цифрами, карточки с цыплятами, геометрические фигуры, цветные карандаши.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на занятие. (Солнышко)

Воспитатель: Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня  мы продолжим путешествие

В мир удивительный и увлекательный –

В  мир чисел, в мир математики.

  1. Повторение пройденного материала.

Игра “Цифры заблудились”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши цифры заблудились, давайте поможем им найти свои места. (Дети расставляют цифры)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

Воспитатель: Дети, я сейчас буду вести счет от 1 до 10, а Слава от 5 до 10. Каждый ребенок считает от заданного числа до 10.

Игра “Покажи число”.

Воспитатель: Какое число следует за числом 4, (7, 5)?

Дети: За числом 4 следует 5, за 7-8, за 5-6.

Воспитатель: Какое число стоит перед числом 8, (3, 5)?

Дети: Перед числом 8 стоит 7, перед 3-2, перед 5-4.

Воспитатель: Покажите соседей числа 3, (7)

Дети: Соседи 3-2,4. Соседи 7-6,8.

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Соедини цифры с предметами»

Воспитатель: А сейчас вам нужно поставить цифры к рисункам. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Воспитатель: Что нарисовано в первой рамочке?

Дети: В первой рамке нарисованы белочки.

Воспитатель: Сколько их, сосчитаем

Дети: Белочек 4.

Воспитатель: С какой цифрой соединили?

Дети: Мы соединили с цифрой 4.

Воспитатель: И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.) 

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся с числом и цифрой.

А с какой – узнайте. (Проблемная ситуация)

Лапок у лошадки столько

Ножек у стула столько.

О какой цифре я говорю,

Кто отгадал загадку мою?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.

Игра «Кого больше?»

Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько зайчиков сидит около ёлочки?

Дети: Зайчиков 4

Воспитатель: А сколько снегирей прилетело на веточку?

Дети: Снегирей 3

Воспитатель: Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей и на сколько больше?

Дети: На одного зайчика больше, чем снегирей.

Воспитатель: Как сделать поровну?

Дети: Надо добавить ещё одного снегиря.

Воспитатель: Конечно, надо добавить одного снегиря.

Практическая работа

А сейчас мы с вами поработаем  с геометрическими фигурами, (каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.)

Воспитатель: Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

Дети: Всего геометрических фигур -4

Воспитатель: Как получили число 4?

Дети: 3+1 получили 4

Воспитатель: А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? Дети: Тоже 4: 1+3

Воспитатель: Когда переставляются части, результат не изменяется?

Дети: Нет, результат не изменяется.

Воспитатель: Как по-другому можно получить число 4?

Дети: 4 можно получить двумя способами: 2+2, 1+1+1+1.

Воспитатель: Вы правы (3+1=4 2+2=4 1+1+1+1=4)

Воспитатель: Число четыре записывают знаком - цифрой 4.

(На доску прикрепляю цифру 4)

Воспитатель: На что похожа эта цифра

Дети: Цифра 4 похожа на угол, стул

Воспитатель: Пропишите вместе со мной пальчиком цифру 4 в воздухе.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Игра «Веселые точки»

Воспитатель: Дети, рассмотрите картинки. Почему в квадратике, который соединили с цыплятами поставлено 2 точки?

Дети: Потому что на картинке 2 цыпленка.

Воспитатель: Почему в кружочке, который соединили с котенком стоит цифра 1?

Дети: На картинке 1 котенок.

 (Дети самостоятельно записывают в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)

Воспитатель: Молодцы ребята весело поиграли с точками.

Игра «Отвечай быстро»

Воспитатель: Ребята, а теперь вспомните, сколько туфелек потеряла Золушка?

Дети: Золушка потеряла одну туфельку.

Воспитатель: Сколько времён года вы знаете?

Дети: 4 времени года.

Воспитатель: Сколько углов у квадрата?

Дети: Углов у квадрата 4

Воспитатель: Сколько пальцев на руке?

Дети: На руке 5 пальцев

Воспитатель: Какой четвёртый день недели?

Дети: Четвёртый день недели четверг.

Воспитатель: Правильно ответили на мои вопросы, а ещё отгадайте загадки

Воспитатель: Ежегодно приходят к нам в гости

Один седой, другой молодой

Третий скачет, А четвертый плачет

Дети: Времена года

Воспитатель: Верно. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, все отгадали загадки.

Задачки в стихах на внимание.

Воспитатель: А сейчас ребятки послушайте внимательно задачки.

  1. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько вместе кошек стало.

Дети: 4

Воспитатель: 2. Два мяча у Ани,

Два мяча у Вани

Два мяча, да два, малыш

Сколько их сообразишь?

Дети: 4

Воспитатель: 3. Мама игрушки принесла

И ребятам раздала

Подарила Маше- шар

А Танюше самовар

Сыну Ване- барабан

Дочке Милочке- диван.

Сколько всего игрушек подарила мама?

Дети: Мама подарила  4 игрушки.

Воспитатель: Сегодня последний день осени, и все животные приготовились к зиме. Как животные готовятся к зиме? Давайте рассмотрим наше дерево.

Воспитатель: Кто находится слева от дерева?

Дети: Слева от дерева находятся ежи

Воспитатель: Кто находится перед деревом?

Дети: Перед деревом находится баран.

Воспитатель: Кто находится впереди, слева от дерева?

Дети: Впереди, слева от дерева находится крот.

Воспитатель: Где находится муравейник?

Дети: Справа находится муравейник.

Воспитатель: Кто стоит сзади дерева?

Дети: Сзади дерева стоит лошадь.

Воспитатель: Где сушатся грибы на дереве?

Дети: Сушатся грибы на ветке слева.

Воспитатель: Кто находится на дереве?

Дети: На дереве находятся белки.

Воспитатель: Чего на картине много?

Дети: На картине много листьев, животных, овощей.

Воспитатель: Очень хорошо.
4. Заключительная часть.

Воспитатель: С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?

Дети: Мы познакомились и научились писать цифру 4.

5.Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если занятие вам сегодня понравилось, то колобка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на занятии вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

Воспитатель: А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

Мотивация

Воспитатель: предлагаю вам после занятия поиграть в игру «Где спряталась цифра 4» в группе.

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему

"Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста

 Выполнила: Мамонова Е.В. воспитатель МКДОУ № 6 г. Миньяра.

Цель  занятия показать работу воспитателя  

      Вашему вниманию представлен конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему "Число 4. Цифра 4"  для детей подготовительной группы.

Цель непрерывной образовательной деятельности: Познакомить детей с образованием и составом числа 4, цифрой 4

Эта цель решалась через следующие задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.
  2. Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10
  3. Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх

Коррекционно – развивающие:

  1. Формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.
  2. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению. 
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми
  3.      Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на занятии

Здоровьесберегающие технологии:

   Планировала объём материала с учётом утомляемости детей; соблюдала правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата;  соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания. 

Выполнение требований Сан Пин к НОД

      Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам данного возраста – 30  минут.

Организация деятельности и подготовка к ней.

      При подготовке к непрерывной образовательной деятельности я исходила из особенностей возраста своих воспитанников и их индивидуальных особенностей развития. В своем занятии использовала игровой метод, старалась детей заинтересовать играми для раскрепощения детей. Данной непрерывной образовательной деятельности предшествовала предварительная работа: счёт предметов, работа с числовым рядом, сравнивание количество предметов. Рассматривание дерева макета и определение места нахождения предметов. 

Для решения поставленных задач использовались методы обучения:

Словесные, наглядные,  игровые, практические.

        В ходе НОД поставленные задачи решались следующим путем: смена видов деятельности были направлены на предупреждение утомляемости, поддержание интереса и работоспособности у детей. Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент занятия я подобрала наглядные пособия. Все элементы занятия между собой объединены общей темой.

В ходе НОД на первом этапе использовала игровую мотивацию, заинтересовала детей, нацелила их на предстоящую деятельность.

На втором этапе решались задачи, направленные на достижение главной цели, формированию элементарных математических представлений. Во время занятия  я закрепила  знания детей о цифре и составе цифры 4.

       С помощью игр формировала умения детей соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

 Закрепляла умение разбивать группу фигур на части по различным признакам. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно. Воспитывала умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

     В процессе деятельности для снятия мышечной усталости были использованы  физкультминутка, и гимнастика для глаз.

Выполнению поставленных задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.

При организации НОД удалось создать психологическую комфортную обстановку. Это способствовало успешной реализации поставленных задач, развитию позитивного настроения и интереса детей к деятельности.

               

Конспект по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему: « Путешествие в прошлое книги » для детей подготовительной группы

Цель: формирование знаний детей, как книга преобразовывалась под влиянием человека.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Познакомить детей с историей создания и изготовления книги, с ее развитием;

закрепить и расширить представления о книгах;

- уточнить и активизировать словарь по теме «Путешествие в прошлое книги »;

- учить отвечать полным ответом;

 -упражнять детей в составлении предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь;

- развивать творческое воображение, мышление, координацию речи с движением внимание, память;

- развивать целостное восприятие;

Коррекционно-воспитательные задачи:

-вызвать интерес к миру книги, к творческой деятельности человека;

-воспитывать бережное отношение к книгам.

Здоровьесберегающие технологии:

   Планировать объём материала с учётом утомляемости детей; соблюдать правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата;  соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Материалы: 

красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времён; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих бережное отношение к книгам. Волшебный ящик с книгой. Зеленый и красный квадрат

Предварительная работа:

 рассматривание красочно оформленных книг, из каких частей состоит книга; ремонт книг

Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход занятия.

I Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы совершим путешествие в прошлое книги. Для начала давайте  улыбнемся друг  другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

     Открываю  «Волшебный ящик» и предлагаю детям отгадать, что, в нём находится.

Дидактическая игра «Да- нет». 

Дети задают наводящие вопросы, воспитатель отвечает

«да» или «нет».

Дети: Это живая природа?

Воспитатель: Нет

Дети: Это сделано руками человека?

Воспитатель: Да

Дети: Это посуда? Игрушка? Мебель? Одежда?

Воспитатель: Нет

Дети: Это деревянное? Железное? Стеклянное?

 Пластмассовое? Бумажное?

Воспитатель: Да

Дети: Это с листочками?

Воспитатель: Да

Дети: Это тетрадь? Книга?

Воспитатель: Да !!!   Правильно, это – книга.

Воспитатель: Для чего нужны книги?

Дети: Чтобы читать, узнавать

новое, чтобы учиться нам в школе, чтобы быть умнее.

Воспитатель: Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. Поэтому нам нужны здоровые глазки, чтобы читать.  

Давайте сделаем гимнастику для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.  (повторить 3-4 раза)

II Основная часть

     Предлагаю обратить внимание детей на выставку современных книг.

Воспитатель: Расскажите, какие бывают книги?

Дети: Словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей.

Воспитатель: Что это? Для чего нужны книги?

Дети: С помощью книг передают знания, информацию.

Воспитатель:  Кто делает книги?

Дети: Книги делает человек.

Воспитатель: Человек делает книги вручную?

Дети: Книги создаются с помощью машин в типографии. 
     
Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, рассматривает их вместе с детьми. 
Воспитатель: Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров (показываю портрет).

    Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показываю), в которых есть замечательные картинки.

Дидактическая игра:  «Придумай сам».

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем  составлять предложения  с словами: книга, страницы, беречь, рвать, кидать, читать, рисовать, дарить.

Дети: Интересную книгу можно подарить другу.

Дети: Страницы в книге нельзя загибать.

Дети: Рвать книгу я не буду.

Дети: Я люблю читать.

Дети: Кидать книги нельзя.

Дети: На книге рисовать нельзя.

 Воспитатель: Молодцы, ребята хорошие предложения составили.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.   (повторить3-4 раза)

 Дидактическая игра «Как я берегу книгу»:

по предложенным сюжетным картинкам дети формулируют правила обращения с книгой.

Дети: Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

Дети: Нельзя рвать, вырывать страницы.

Дети: Нельзя рисовать на книгах.

Дети: Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

Дети: Нельзя брать книгу грязными руками.

Дети: Нельзя есть над книгой.

Дети: Надо оборачивать книги в обложки.

III Итог занятия, рефлексия:

Воспитатель:  Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы сегодня говорили о книгах.

Воспитатель: Как вы думаете, полезным для вас было занятие? Если да, то покажите зеленый квадратик, а если нет, то- красный.

Дети: (показывают все зелёный карандаш)

Воспитатель:  Ребята, дома вы расскажите своим родителям всё, что узнали сегодня о книге, а так же каждый из вас нарисует обложку для своей любимой книжки, а в стране знаний для этих обложек напечатают книги.

Дети: Да расскажем своим родителям, что мы узнали о прошлом книге.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем в наш уголок книги и проверим, хорошо ли живется книгам в группе.

Дети: Книгам в нашем уголке живётся хорошо.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое книги.

Конспект по речевому развитию (обучение грамоте) по  теме «Звучащие предметы» для детей подготовительного возраста

Цель. Закрепление гласных звуков. Развитие слухового восприятия.

Коррекционно-образовательные задачи.  Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности.

Здоровьесберегающие:

   Планировать объём материала с учётом утомляемости детей; соблюдать правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата;  соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.


Предварительная работа. Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки ( из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.

Оборудование. Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите, ребятки, на облачко. Передайте мимикой (радость, грусть).
Воспитатель: Какое у него настроение

Дети: Грустное.
Воспитатель:  Почему?

Дети: У него грустные глаза, не улыбается.
Воспитатель: А когда у вас такое настроение бывает?

Дети: Когда ухожу из детского сада.
Воспитатель: Изобразите грусть.

Дети: (изображают)
Воспитатель: Посмотрите на другое облачко.
Воспитатель: Какое у него настроение?

Дети: Радостное.
Воспитатель: Почему?

Дети: Оно улыбается.
Воспитатель: А когда у вас такое настроение бывает?

Дети: Когда мне покупают игрушку.

Воспитатель: Изобразите радость.

Дети: (изображают радость).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание сколько у меня различных предметов. ( показываю молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки).
Воспитатель: Для чего я их принесла?

Дети: Чтобы выполнять разные действия с предметами.

Воспитатель: Могут ли предметы издавать звуки?

Дети: Да.
Демонстрирую действия со звучащими предметами.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Игра «Назови звучащий предмет»  (за ширмой выполняю действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал.
Воспитатель: Что вы услышали?

Дети: Мы слушали звуки.
Воспитатель: Какие речевые или неречевые звуки?

Дети: Неречевые звуки.
Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что мы их не произносили ртом.
Воспитатель: Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. И сейчас предлагаю поиграть в игру.
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Дети произносят текст с движением.
Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом)
Двигаемся мы пешком (двигаются шагом)
А потом, потом, потом (бег)
Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп)
Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика.
Воспитатель: Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? Дети: Неречевые звуки.

Воспитатель: Какие звуки мы называем речевые?

Дети: Которые, произносятся ртом.
Воспитатель: Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки?

Дети: нам помогают губы, зубы, язык, твёрдое нёбо.
Воспитатель: Верно это губы, язык и твёрдое нёбо. И они нам помогут поиграть в другую игру.
Игра «Живые звуки».
Воспитатель: Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать.
Дети:  А У И О У Э Ы.

Воспитатель: Правильно вы определили звуки.

Игра «Посвети фонариком».
Воспитатель: Дети, каким цветом мы отмечаем гласный звук?

Дети: Красным цветом.

Воспитатель: Когда услышите гласный звук включайте красный фонарик.

Дети: (дети выполняют задание).

 Игра  «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков».
Произношу звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально.
Например:
А-А-А У-У И-И-И и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята внимательно слушали звуки, а теперь сливать гласные звуки.
Игра «Что получится?»
Воспитатель: К звуку А прибавим У получается?

Дети: АУ.
Воспитатель: Сколько всего звуков услышали?

Дети: Два.
Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: А
Воспитатель: Какой второй звук?

Дети: У
Воспитатель: Дети с помощью фишек составьте слог АУ. и т. д.
Дети: (составляют)

Воспитатель: Верно, всё правильно.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем отгадывать голоса.

Игра «Угадай по голосу».
Дети произносят текст с движением.
Вот построились мы в круг (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут по кругу)
А как скажем цок-цок-цок (бег)
Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп).
Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове.

Дети: Аист первый звук А

Дети: Утка первый звук У

Дети: Индюк первый звук И и т.д.

Воспитатель: Молодцы все 10 слов определили правильно.

Игра  «Придумывание слов на заданный звук».
Воспитатель: А давайте поиграем со словами. (Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом.)
Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).

Педагог напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём –то узнаём.

Дети: (успешно играют в эту игру)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Что вам было сложно выполнять?

Дети: Составить предложение

Воспитатель: Что вам было легко?

Дети: Узнавать по голосу, называть звучащий предмет

Воспитатель: В какие игры вам было интересно играть?

Дети: «Жмурки с колокольчиком», «Угадай по голосу» и т.д.

Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?

Дети: Радостное.

Воспитатель: Какое облачко мы оставим у себя?

Дети: Которое улыбается.

Воспитатель: Вы очень хорошо занимались на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью.

Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) для детей средней группы Тема: Путешествие на планету «Математикус»

В статье представлено занятие в виде игры-путешествия, помогающая детям закрепить математические представления, проявить самостоятельность, любознательность, умение понимать учебную задачу. На протяже...

Интеграция образовательных областей. Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) для детей с ЗПР 5-6 лет

Конспект интеграционного занятия по Формированию элементарных математических представлений проводиться  в игровой форме, тем самым помогая детям раскрепостится и чувствовать себя  увер...

Конспект ОД (занятия) по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему «Поможем Маше сходить в магазин» с детьми средней группы

Конспект ОД (занятия) по познавательному развитию(формированию элементарных математических представлений)на тему «Поможем Маше сходить в магазин»с детьми средней группы...