Выступление из опыта работы Королёвой Ирины Александровны, воспитателя МДАОУ детского сада №11 МО Кореновский район Тема «Формирование познавательной активности в математическом развитии дошкольников посредством партнёрской деятельности»
методическая разработка по математике

Королева Ирина Александровна

По требованию ФОП ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.

Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы Королёвой Ирины Александровны, воспитателя МДАОУ детского сада №11 МО Кореновский район

Тема «Формирование познавательной активности в математическом развитии дошкольников посредством партнёрской деятельности»

По требованию ФОП ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.

Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Образовательная деятельность, осуществляемая на протяжении всего времени нахождения ребёнка в дошкольной организации включает в себя:

•Совместную (партнёрскую) деятельность педагога с детьми;

•Образовательную деятельность в режимных моментах;

•Организованную образовательную деятельность;

•Самостоятельную деятельность детей.

Отличительной особенностью ФГОС ДО являются изменения форм взаимодействия взрослых: родителей и воспитателей с ребёнком.

По ФГОС ребёнок из объекта образования превратился в субъект.

Ребёнок стал полноправным участником процесса.

Методы взаимодействия воспитателя с ребёнком должны быть партнёрскими.

Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми

• включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

• открытый временной конец (каждый работает в своем темпе)

Партнёрская деятельность взрослого с детьми должна строиться на основе органично связанных, но в образовательном процессе отчётливо дифференцированных культурных практик, а именно на чтении художественной литературы, на игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, их совместных формах.

Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребёнка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой - стремление делать то, что интересно.

Организация образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

Партнёрская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Сравнительная характеристика особенностей партнерской позиций

Понятие «партнер» – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Позиция взрослого в пространстве группы

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой присесть) при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга)

Организация пространства

Максимальное приближение к ситуации круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании

Степень свободы

Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.  Разрешено свободное общение (рабочий гул). Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.

Результат деятельности воспитателя

Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Когда педагог становится партнером ребенка меняются:

•Стиль поведения взрослого (от административно – регламентирующего к непринужденно – доверительному);

•Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);

•Отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей:

•Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. (Свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничего неделанием)

•Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

•Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает хорошо и доведёт начатое дело до конца.  

То, что предлагает делать взрослый, ребенку должно быть нужно и интересно.

Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.

Совместная партнёрская деятельность – основа взаимодействия с воспитанниками, обеспечивается за счёт реализации демократического стиля отношений педагога с детьми, включения взрослого в деятельность наравне с детьми, как равного партнёра.

Палочки Кюизенера – средство развития мышления дошкольников.

Играя с цветными счётными палочками дети развивают способность группировать предметы по цвету и величине, закрепляют умения делить целое на равные части и измерять с помощью условной мерки, знакомятся с пространственными представлениями, развивают количественные представления, представления о составе числа из единиц и из двух меньших чисел, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

При использовании в работе палочек Кюизенера позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребёнку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.

Правила сотрудничества

*Слушай партнёра и понимай.

*Не молчи, а вместе обсуждай. Сам делай и партнёра выручай. Другому трудно, помогай.

*Спрашивай, не робей, и помощь к тебе придёт быстрей.

*Знаешь больше, не гордись, чем умеешь – поделись. Не молчи, а других научи.

Использование элементов занимательности, присутствие приёмов, направленных на привлечение и сосредоточение внимания, активизацию и самостоятельность мысли, подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей позволяет педагогу достичь положительных результатов выполнения поставленных задач и качественно подготовить ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»

Сенсорное  воспитание  служит  основой познания мира,  первой  ступенью  которого является  чувственный  опыт. Успешность  умственного,...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....

Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики.

Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формированию познавательного интереса и развития художественного творчества дошкольников....

«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка-дошкольника» Педагогический опыт работы Спириной Лидии Александровны воспитателя МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида» городского округа

       На современном этапе задача всех образовательных организаций  не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с в...

«Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования ИКТ»

Развитие познавательных способностей детей через широкое использование информационно-коммуникационных технологий...