Выступление из опыта работы Королёвой Ирины Александровны, воспитателя МДАОУ детского сада №11 МО Кореновский район Тема «Формирование познавательной активности в математическом развитии дошкольников посредством партнёрской деятельности»
методическая разработка по математике
По требованию ФОП ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.
Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы Королёвой Ирины Александровны, воспитателя МДАОУ детского сада №11 МО Кореновский район
Тема «Формирование познавательной активности в математическом развитии дошкольников посредством партнёрской деятельности»
По требованию ФОП ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.
Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Образовательная деятельность, осуществляемая на протяжении всего времени нахождения ребёнка в дошкольной организации включает в себя:
•Совместную (партнёрскую) деятельность педагога с детьми;
•Образовательную деятельность в режимных моментах;
•Организованную образовательную деятельность;
•Самостоятельную деятельность детей.
Отличительной особенностью ФГОС ДО являются изменения форм взаимодействия взрослых: родителей и воспитателей с ребёнком.
По ФГОС ребёнок из объекта образования превратился в субъект.
Ребёнок стал полноправным участником процесса.
Методы взаимодействия воспитателя с ребёнком должны быть партнёрскими.
Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми
• включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
• открытый временной конец (каждый работает в своем темпе)
Партнёрская деятельность взрослого с детьми должна строиться на основе органично связанных, но в образовательном процессе отчётливо дифференцированных культурных практик, а именно на чтении художественной литературы, на игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, их совместных формах.
Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребёнка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой - стремление делать то, что интересно.
Организация образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Партнёрская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Сравнительная характеристика особенностей партнерской позиций
Понятие «партнер» – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.
Позиция взрослого в пространстве группы
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой присесть) при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга)
Организация пространства
Максимальное приближение к ситуации круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании
Степень свободы
Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул). Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.
Результат деятельности воспитателя
Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Когда педагог становится партнером ребенка меняются:
•Стиль поведения взрослого (от административно – регламентирующего к непринужденно – доверительному);
•Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
•Отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей:
•Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. (Свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничего неделанием)
•Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
•Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает хорошо и доведёт начатое дело до конца.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку должно быть нужно и интересно.
Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Совместная партнёрская деятельность – основа взаимодействия с воспитанниками, обеспечивается за счёт реализации демократического стиля отношений педагога с детьми, включения взрослого в деятельность наравне с детьми, как равного партнёра.
Палочки Кюизенера – средство развития мышления дошкольников.
Играя с цветными счётными палочками дети развивают способность группировать предметы по цвету и величине, закрепляют умения делить целое на равные части и измерять с помощью условной мерки, знакомятся с пространственными представлениями, развивают количественные представления, представления о составе числа из единиц и из двух меньших чисел, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
При использовании в работе палочек Кюизенера позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребёнку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.
Правила сотрудничества
*Слушай партнёра и понимай.
*Не молчи, а вместе обсуждай. Сам делай и партнёра выручай. Другому трудно, помогай.
*Спрашивай, не робей, и помощь к тебе придёт быстрей.
*Знаешь больше, не гордись, чем умеешь – поделись. Не молчи, а других научи.
Использование элементов занимательности, присутствие приёмов, направленных на привлечение и сосредоточение внимания, активизацию и самостоятельность мысли, подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей позволяет педагогу достичь положительных результатов выполнения поставленных задач и качественно подготовить ребёнка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".
В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...
обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"
В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....
Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики.
Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формированию познавательного интереса и развития художественного творчества дошкольников....
Из опыта работы Михайловой Татьяны Евгеньевны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна». Тема: «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ....
«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка-дошкольника» Педагогический опыт работы Спириной Лидии Александровны воспитателя МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида» городского округа
На современном этапе задача всех образовательных организаций не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с в...
«Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования ИКТ»
Развитие познавательных способностей детей через широкое использование информационно-коммуникационных технологий...