Методическая разработка
методическая разработка по математике (старшая группа)

Чернышова Виктория Викторовна

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс среди воспитателей и педагогов ДОУ на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Популяризация научных знаний

Тематическое направление

Формирование элементарных математических представлений с применением детской универсальной STEAM – лаборатории в старшей группе на тему «Волшебные фигуры»

Тема методической разработки

Автор: Чернышова Виктория Викторовна,

Воспитатель МБДОУ «Солнышко»

с. Приморка

Разделы методической разработки воспитательного мероприятия

  1. Пояснительная записка
  1.  Тематическое направление
  2.  Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
  3.  Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
  4.  Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
  5.  Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
  6.  Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
  7.  Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
  8.  Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
  9.  Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ
  1. Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным».
                                                                                                 Б. Паскаль.

  1. В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. С этим связано внедрение в образовательный процесс новой оригинальной концепции обучающей среды – «Детская универсальная Steam – лаборатория».

  1. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно-мыслящий гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает результат деятельности. Steam-технологии обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. Поэтому нужно создавать условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию Steam-лаборатории. В сочетании с программным освоением элементарных математических представлений это дает мотивацию их деятельности, направленную на мыслительную активность, на поиск решения поставленных задач.
  2. Приобретение дошкольниками элементарных математических представлений способствует применению знаний в самостоятельной жизни. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым, развитием и различными видами деятельности. В программе детской универсальной Steam - лаборатории есть раздел «Основы математики и теории вероятности», цель которого: введение дошкольника в основы математики, формирование навыков восприятия дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Эта цель хорошо сочетается с программным содержанием, когда дошкольнику нужно закреплять представления о знакомых плоскостных фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам, различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
  3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия – дети старшей группы, воспитатель, родители дошкольников.
  4. Обучению дошкольников математике отводится важное место. Это вызвано рядом причин: скорым началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком; повышенное внимание к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Ребенок накапливает математический запас знаний, который в последствии является средством его умственного развития, познавательных способностей. На занятиях по математике используемый занимательный материал Steam – лаборатории способствует развитию речи, ребенок учится правильно излагать свою мысль, развивается интерес и познавательная мотивация.
  5. Цель воспитательного мероприятия: формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий, современных образовательных технологий.

Задачи: учить различать и называть геометрические фигуры, правильно соотносить заданный цвет с определенной фигурой, находить предметы, подобные геометрической фигуре в окружающей обстановке, упражнять в счете, научить создавать программы поиска по заданным задачам, содействовать развитию творческого мышления.

  1. Воспитательное мероприятие относится к образовательной области «Познавательное развитие». Форма проведения – тематическое занятие. Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
  2. Образовательный процесс по формированию математических способностей строится с учетом следующих принципов:

- принцип интеграции образовательных областей;

- накопление опыта и его осмысление;

- использование наглядного дидактического материала, с помощью которого обобщаются понятия «число», «множество», «форма». Для развития познавательных способностей используются следующие методы:

- повторение;

- метод вопросов;

- метод решения задач;

- метод анализа;

-закрепление.

Основной формой работы с дошкольниками является игра.                    Используются игры дидактические с элементами обучения: игры с цифрами и числами, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление. Проводятся беседы, отгадывание загадок, мини викторины, презентации. В формах работы с родителями используются беседы и консультации ( «Как привить интерес к математике», «Почему математика важна», «Занимательная математика дома»).

  1. Для успешного проведения тематического занятия нужно учитывать следующие критерии:

- определить цели и задачи;

- продумать формы и методы с учетом возрастных особенностей4

- продумать объем занятости воспитанников при проведении занятия;

- правильно распределить нагрузку и время на подготовку;

- учесть подбор тематического материала;

- построить логический ход мероприятия;

- использовать интегрированные подходы;

- подведение общих итогов мероприятия и перспектив на будущее.

           1.9.    Соблюдение организационно – педагогических требований.

                     - занятие должно организовываться при эмоционально –                             положительном настрое ребенка; создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми; использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, игры – соревнования, дидактические игры с целью создания и поддержания интереса, а также, получению результата.

          2. – 2.1. Воспитательное мероприятие готовилось с проведением предварительной работы по теме. Основная используемая методическая литература: И. А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», учебно – методическое пособие Е.А. Беляк «Детская универсальная STEAM – лаборатория».

        

Конспект интегрированного занятия  детской универсальной Steam – лаборатории и формирования элементарных математических представлений в старшей группе на тему

«Волшебные фигуры».

Воспитатель: Чернышова Виктория Викторовна

Цели: закрепление представлений о геометрических фигурах;

  • закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);
  • умение классифицировать фигуры по разным признакам:  цвету, форме;
  • упражнять в счете в пределах 10;

Задачи. Образовательные: учить различать и называть геометрические фигуры, правильно соотносить заданный цвет с определенной фигурой, находить предметы, подобные геометрической фигуре в окружающей обстановке, упражнять в счете, научить создавать программы поиска по заданным задачам, содействовать развитию творческого мышления.

Развивающие: развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике и активную любознательность.

 Материалы: робот Микибот, сборное поле с геометрическими фигурами, карточки-стрелки , раздаточный материал (заготовки цветных геометрических фигур для воспитателя и черно-белые для детей: квадраты, кружки, треугольники),карандаши, лист А3, клей, карточки с геометрическими фигурами для физминутки, раздаточный материал (математический набор геометрических фигур для каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – математику! Но для начала я предлагаю вам ответить на вопросы. Дидактическое упражнение «Ответьте на вопросы».   

Воспитатель: Назовите все времена года?

Дети: осень, зима, весна, лето

Воспитатель: Вспомните, какое сейчас время года?

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Воспитатель: Назовите дни недели, начиная с первого дня.

Сегодня мы познакомимся с  волшебными геометрическими фигурами. Ой, ребята, кажется я слышу какой-то шорох (оглядываемся, ищем).

- Кажется шорох в нашем волшебном сундучке. Посмотрим, что же там?

   (открываем сундучок).

- Ребята, да это же наш друг, кто скажет, как его зовут?

Дети:

- Микибот.

Воспитатель:

- Верно ребята, это Микибот. Он сегодня нашел кое-что интересное (поочередно достаю веселые геометрические фигуры, дети называют «квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, многоугольник»).

Воспитатель:

- Молодцы, а ведь у нас очень много разных предметов, похожих на эти фигуры. Что похоже на квадрат?

Дети:

- Часы, кубик, картина.

Воспитатель:

- Что похоже на круг?

Дети:

- Часы, тарелка, солнце.

Воспитатель:

- Что похоже на треугольник?

Дети:

- флажок, дорожный знак, пирамидка.

Воспитатель:

- Молодцы, верно. Давайте внимательно рассмотрим геометрические фигуры, потому что они не простые, а волшебные. Из них можно создать новые фигуры – сложные! Давайте попробуем такие фигуры создать (совместно с детьми у фланелеграфа создаем из двух треугольников- ромб, из двух квадратов- прямоугольник, из двух треугольников – елочку, из круга и треугольника - силуэт человечка).

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам поиграть в игру.

 Дидактическая игра «Разложи фигуры».

 - Я вам буду называть признаки, а вы должны понять, что это за фигура и выложить её на стол

Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)

Я не многоугольник, меня можно катать (круг)

Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)

У меня нет углов, но я не круг (овал)

Я четырех угольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами из геометрических фигур составили не только новые сложные фигуры, но и красивые картинки. Мы умеем рисовать картинки красками, карандашами. Давайте попробуем нарисовать картину с помощью геометрических фигур. Правда необычно?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Для этого у нас есть геометрические фигуры, но только они не красочные. Давайте сначала раскрасим их в яркие цвета, а потом сделаем из них математическую картину!

Физкультминутка: Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения:
Треугольник - прошагай,
Квадрат - приседай,
Ну, а если круг - дружок,
Выполняй скорей прыжок.

Садимся за столы.

Воспитатель:

- Давайте каждой фигуре присвоим определенный цвет: квадраты будут красные, круги будут желтые, треугольники будут зеленые (разбиваем на три команды: команда «красных» раскрашивает красные квадраты, команда «желтых» - желтые круги, команда «зеленых» - зеленые треугольники; садимся за столы).

- Ну что , ребята, вы справились с заданием?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Вы работали с тремя фигурами и тремя цветами. Давайте потренируемся немного, чтобы легко с ними управляться. Сейчас я смешаю все раскрашенные фигуры и буду давать задания, какие фигуры нужно найти, а вы будете их быстро находить (воспитатель смешивает раскрашенные фигуры и дает задания).

- Найти красную фигуру

- Найти треугольник

- Найти квадрат

- Найти желтую фигуру

- Найти круг

- Найти зеленую фигуру

Дети находят и показывают.

Воспитатель:

- Молодцы! А давайте научим Микибота узнавать геометрические фигуры. Для этого у нас есть особое поле, на котором его можно учить (подходим к полю).

- Ребята ,назовите фигуры, которые вы видите на поле.

Дети:

- Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, многоугольник.

Воспитатель:

- Ребята, давайте с помощью карточек-стрелок построим последовательность движения робота (программируем робота согласно последовательности карточек-стрелок, запускаем выполнение программы – зеленая круглая кнопка).

Список заданий для Микибота на поле с геометрическими фигурами:

-Микибот должен найти желтый треугольник (перейти на клетку с желтым труегольником).

- Микибот должен найти синий круг, а затем оранжевый ромб (перейти на клетку с синим кругом, а затем на клетку с оранжевым ромбом).

- Микибот должен найти желтый квадрат , а затем белый прямоугольник (перейти на клетку с желтым квадратом, а затем на клетку с белым прямоугольником).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Благодаря вам наш Микибот познакомился с  геометрическими фигурами.

- Теперь мы с вами готовы создать нашу уникальную красиво-геометрическую картину. Вы выбираете фигуру, а я выберу место на картине, где расположить и приклеить фигуру.

Вместе с детьми создаем картину, дети придумывают название для картины, воспитатель подписывает.

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Чему вы научились на занятии?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, скажите, сложно выполнять задания?

Дети: Нет

Воспитатель: Понравилось вам в «Стране геометрических фигур»?   

-Ребята вам понравилось занятие?

-Чем понравилось?

-Чем не понравилось?

-А что больше всего запомнилось на занятии?

-Молодцы ребята, я очень рада, что вы не боитесь трудностей и выполняете все задания с лёгкостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...