Методическая разработка
методическая разработка по математике (старшая группа)
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_chernyshovoy_v.v._mbdou_solnyshko_s._primorka.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс среди воспитателей и педагогов ДОУ на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Популяризация научных знаний
Тематическое направление
Формирование элементарных математических представлений с применением детской универсальной STEAM – лаборатории в старшей группе на тему «Волшебные фигуры»
Тема методической разработки
Автор: Чернышова Виктория Викторовна,
Воспитатель МБДОУ «Солнышко»
с. Приморка
Разделы методической разработки воспитательного мероприятия
- Пояснительная записка
- Тематическое направление
- Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
- Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
- Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
- Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
- Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
- Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ
- Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным».
Б. Паскаль.
- В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. С этим связано внедрение в образовательный процесс новой оригинальной концепции обучающей среды – «Детская универсальная Steam – лаборатория».
- Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно-мыслящий гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает результат деятельности. Steam-технологии обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. Поэтому нужно создавать условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию Steam-лаборатории. В сочетании с программным освоением элементарных математических представлений это дает мотивацию их деятельности, направленную на мыслительную активность, на поиск решения поставленных задач.
- Приобретение дошкольниками элементарных математических представлений способствует применению знаний в самостоятельной жизни. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым, развитием и различными видами деятельности. В программе детской универсальной Steam - лаборатории есть раздел «Основы математики и теории вероятности», цель которого: введение дошкольника в основы математики, формирование навыков восприятия дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Эта цель хорошо сочетается с программным содержанием, когда дошкольнику нужно закреплять представления о знакомых плоскостных фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам, различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия – дети старшей группы, воспитатель, родители дошкольников.
- Обучению дошкольников математике отводится важное место. Это вызвано рядом причин: скорым началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком; повышенное внимание к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Ребенок накапливает математический запас знаний, который в последствии является средством его умственного развития, познавательных способностей. На занятиях по математике используемый занимательный материал Steam – лаборатории способствует развитию речи, ребенок учится правильно излагать свою мысль, развивается интерес и познавательная мотивация.
- Цель воспитательного мероприятия: формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий, современных образовательных технологий.
Задачи: учить различать и называть геометрические фигуры, правильно соотносить заданный цвет с определенной фигурой, находить предметы, подобные геометрической фигуре в окружающей обстановке, упражнять в счете, научить создавать программы поиска по заданным задачам, содействовать развитию творческого мышления.
- Воспитательное мероприятие относится к образовательной области «Познавательное развитие». Форма проведения – тематическое занятие. Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
- Образовательный процесс по формированию математических способностей строится с учетом следующих принципов:
- принцип интеграции образовательных областей;
- накопление опыта и его осмысление;
- использование наглядного дидактического материала, с помощью которого обобщаются понятия «число», «множество», «форма». Для развития познавательных способностей используются следующие методы:
- повторение;
- метод вопросов;
- метод решения задач;
- метод анализа;
-закрепление.
Основной формой работы с дошкольниками является игра. Используются игры дидактические с элементами обучения: игры с цифрами и числами, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление. Проводятся беседы, отгадывание загадок, мини викторины, презентации. В формах работы с родителями используются беседы и консультации ( «Как привить интерес к математике», «Почему математика важна», «Занимательная математика дома»).
- Для успешного проведения тематического занятия нужно учитывать следующие критерии:
- определить цели и задачи;
- продумать формы и методы с учетом возрастных особенностей4
- продумать объем занятости воспитанников при проведении занятия;
- правильно распределить нагрузку и время на подготовку;
- учесть подбор тематического материала;
- построить логический ход мероприятия;
- использовать интегрированные подходы;
- подведение общих итогов мероприятия и перспектив на будущее.
1.9. Соблюдение организационно – педагогических требований.
- занятие должно организовываться при эмоционально – положительном настрое ребенка; создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми; использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, игры – соревнования, дидактические игры с целью создания и поддержания интереса, а также, получению результата.
2. – 2.1. Воспитательное мероприятие готовилось с проведением предварительной работы по теме. Основная используемая методическая литература: И. А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», учебно – методическое пособие Е.А. Беляк «Детская универсальная STEAM – лаборатория».
Конспект интегрированного занятия детской универсальной Steam – лаборатории и формирования элементарных математических представлений в старшей группе на тему
«Волшебные фигуры».
Воспитатель: Чернышова Виктория Викторовна
Цели: закрепление представлений о геометрических фигурах;
- закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);
- умение классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, форме;
- упражнять в счете в пределах 10;
Задачи. Образовательные: учить различать и называть геометрические фигуры, правильно соотносить заданный цвет с определенной фигурой, находить предметы, подобные геометрической фигуре в окружающей обстановке, упражнять в счете, научить создавать программы поиска по заданным задачам, содействовать развитию творческого мышления.
Развивающие: развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике и активную любознательность.
Материалы: робот Микибот, сборное поле с геометрическими фигурами, карточки-стрелки , раздаточный материал (заготовки цветных геометрических фигур для воспитателя и черно-белые для детей: квадраты, кружки, треугольники),карандаши, лист А3, клей, карточки с геометрическими фигурами для физминутки, раздаточный материал (математический набор геометрических фигур для каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – математику! Но для начала я предлагаю вам ответить на вопросы. Дидактическое упражнение «Ответьте на вопросы».
Воспитатель: Назовите все времена года?
Дети: осень, зима, весна, лето
Воспитатель: Вспомните, какое сейчас время года?
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Воспитатель: Назовите дни недели, начиная с первого дня.
Сегодня мы познакомимся с волшебными геометрическими фигурами. Ой, ребята, кажется я слышу какой-то шорох (оглядываемся, ищем).
- Кажется шорох в нашем волшебном сундучке. Посмотрим, что же там?
(открываем сундучок).
- Ребята, да это же наш друг, кто скажет, как его зовут?
Дети:
- Микибот.
Воспитатель:
- Верно ребята, это Микибот. Он сегодня нашел кое-что интересное (поочередно достаю веселые геометрические фигуры, дети называют «квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, многоугольник»).
Воспитатель:
- Молодцы, а ведь у нас очень много разных предметов, похожих на эти фигуры. Что похоже на квадрат?
Дети:
- Часы, кубик, картина.
Воспитатель:
- Что похоже на круг?
Дети:
- Часы, тарелка, солнце.
Воспитатель:
- Что похоже на треугольник?
Дети:
- флажок, дорожный знак, пирамидка.
Воспитатель:
- Молодцы, верно. Давайте внимательно рассмотрим геометрические фигуры, потому что они не простые, а волшебные. Из них можно создать новые фигуры – сложные! Давайте попробуем такие фигуры создать (совместно с детьми у фланелеграфа создаем из двух треугольников- ромб, из двух квадратов- прямоугольник, из двух треугольников – елочку, из круга и треугольника - силуэт человечка).
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Разложи фигуры».
- Я вам буду называть признаки, а вы должны понять, что это за фигура и выложить её на стол
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)
Я не многоугольник, меня можно катать (круг)
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)
У меня нет углов, но я не круг (овал)
Я четырех угольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами из геометрических фигур составили не только новые сложные фигуры, но и красивые картинки. Мы умеем рисовать картинки красками, карандашами. Давайте попробуем нарисовать картину с помощью геометрических фигур. Правда необычно?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Для этого у нас есть геометрические фигуры, но только они не красочные. Давайте сначала раскрасим их в яркие цвета, а потом сделаем из них математическую картину!
Физкультминутка: Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения:
Треугольник - прошагай,
Квадрат - приседай,
Ну, а если круг - дружок,
Выполняй скорей прыжок.
Садимся за столы.
Воспитатель:
- Давайте каждой фигуре присвоим определенный цвет: квадраты будут красные, круги будут желтые, треугольники будут зеленые (разбиваем на три команды: команда «красных» раскрашивает красные квадраты, команда «желтых» - желтые круги, команда «зеленых» - зеленые треугольники; садимся за столы).
- Ну что , ребята, вы справились с заданием?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Вы работали с тремя фигурами и тремя цветами. Давайте потренируемся немного, чтобы легко с ними управляться. Сейчас я смешаю все раскрашенные фигуры и буду давать задания, какие фигуры нужно найти, а вы будете их быстро находить (воспитатель смешивает раскрашенные фигуры и дает задания).
- Найти красную фигуру
- Найти треугольник
- Найти квадрат
- Найти желтую фигуру
- Найти круг
- Найти зеленую фигуру
Дети находят и показывают.
Воспитатель:
- Молодцы! А давайте научим Микибота узнавать геометрические фигуры. Для этого у нас есть особое поле, на котором его можно учить (подходим к полю).
- Ребята ,назовите фигуры, которые вы видите на поле.
Дети:
- Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, многоугольник.
Воспитатель:
- Ребята, давайте с помощью карточек-стрелок построим последовательность движения робота (программируем робота согласно последовательности карточек-стрелок, запускаем выполнение программы – зеленая круглая кнопка).
Список заданий для Микибота на поле с геометрическими фигурами:
-Микибот должен найти желтый треугольник (перейти на клетку с желтым труегольником).
- Микибот должен найти синий круг, а затем оранжевый ромб (перейти на клетку с синим кругом, а затем на клетку с оранжевым ромбом).
- Микибот должен найти желтый квадрат , а затем белый прямоугольник (перейти на клетку с желтым квадратом, а затем на клетку с белым прямоугольником).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Благодаря вам наш Микибот познакомился с геометрическими фигурами.
- Теперь мы с вами готовы создать нашу уникальную красиво-геометрическую картину. Вы выбираете фигуру, а я выберу место на картине, где расположить и приклеить фигуру.
Вместе с детьми создаем картину, дети придумывают название для картины, воспитатель подписывает.
Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Чему вы научились на занятии?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, скажите, сложно выполнять задания?
Дети: Нет
Воспитатель: Понравилось вам в «Стране геометрических фигур»?
-Ребята вам понравилось занятие?
-Чем понравилось?
-Чем не понравилось?
-А что больше всего запомнилось на занятии?
-Молодцы ребята, я очень рада, что вы не боитесь трудностей и выполняете все задания с лёгкостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....