"Блоки Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"
проект (младшая группа)
Долгосрочный, познавательно - игровой проект с детьми раннего возраста.
Значительное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает дидактическая игра. На мой взгляд - на сегодня, это самый универсальный дидактический материал, решающий задачи сенсорного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорное развитие детей раннего возраста | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование | Блоки Дьенеша в развитии детей раннего возраста |
Цель | Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша. |
Задачи | 1. Накапливать и обогащать сенсорный опыт детей. 2. Способствовать развитию интереса к окружающим предметам и активно действовать с ними: группировать, сравнивать, устанавливать тождество, различать однородные предметы по одному и двум сенсорным признакам: по цвету и форме, форме и размеру, форме и толщине и т.д.; развивать внимание, память. 3. Способствовать формированию групп однородных предметов. 4. Продолжать знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. 5. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, толщине. 6. Продолжать расширять запас понимаемых слов, называть цвет предметов (красный, синий, желтый), размер (большой, маленький), форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), толщину (толстый, тонкий) |
Этапы и сроки реализации | Долгосрочный 2020-2021 учебный год |
Ожидаемые результаты | 1. Выявляют и абстрагируют в предметах два свойства (цвет и форму, форму и размер, форму и толщину и т.д.), сравнивают, классифицируют и обобщают предметы по свойствам. 2. Прикладывают и накладывают блоки к плоскостным рисункам, умеют соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. 3. Формируют группы однородных предметов. 4. Расширен словарный запас детей. |
Идея и автор проекта | Воспитатель Саяхова Марина Леонидовна |
Актуальность:
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками являются, так называемые «эталоны», которые сложились исторически. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств.
Значительное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает дидактическая игра. С целью решения задач сенсорного развития проводятся различные игры по сенсорному развитию детей, и самый универсальный из них дидактический материал – логические блоки Дьенеша.
Вид проекта: познавательно-игровой
Продолжительность: долгосрочный. (1 год).
Игровые занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность - 10 минут.
Участники проекта:
Воспитатель
Дети 1 младшей группы(2-3 лет)
Родители и другие члены семьи.
Цель проекта: Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша.
Этапы проекта
I этап Подготовительный этап:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
- Изучение методической литературы по данной теме
- Проведение мониторинга.
- Анализ полученных результатов, выводы.
- Проведение индивидуальных бесед и консультаций по запросам родителей.
II этап Основной:
реализация проекта
Примерный план деятельности по реализации проекта
Месяц | Игры и игровые упражнения | Задачи |
сентябрь | 1. «Осенние листочки» | Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. |
2. «Большие и маленькие ягодки» | Учить находить предметы контрастных размеров. Продолжать знакомить с формой: круг. | |
3. «Найди такой -же» | Продолжать знакомить с формой - квадрат (с использованием сухого бассейна) | |
4. «Волшебный мешочек» | Продолжать знакомить с формой - треугольник, способствовать развитию координации движений. | |
Октябрь | 1. «Печенье для медвежат» | Учить находить предметы контрастных размеров. Продолжать знакомить с формой: прямоугольник. |
2. «Строители строят дом» | Продолжать знакомить с формой треугольник, добавив второе свойство- цвет, используя приём наложения. (Альбом) | |
3. «Где живут зверюшки» | Продолжать знакомить с формой, добавив второе свойство- цвет. | |
4. «Дорожка для матрёшки» | Способствовать формированию групп однородных предметов. | |
Ноябрь | 1. «Весёлый человечек» | Продолжать знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. |
2. «Зёрнышки для курочки» | Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру. | |
3. «Угощение для котят» | Упражнять в навыках умению группировать, сравнивать, используя два свойства: цвет и величину. | |
4. «Мишка» | Продолжать знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. (Альбом) | |
Декабрь | 1. «Снеговик» | Продолжать знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. (Альбом) |
2. «Зёрнышки для птиц» | Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру. | |
3. «Волшебный мешочек» | Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по форме, размеру. | |
4. «Найди пару» | Учить находить предметы контрастных размеров, используя цвет, форму. | |
Январь | 1. «Украсим ёлочку» | Продолжать знакомить с формой круг, дать представление о размере, использовать приём наложения |
2. «Продолжи ряд» | Продолжать знакомить с формой квадрат, дать представление о размере, использовать приём наложения | |
3. «Сказочное солнышко» | Продолжать знакомить с формой треугольник, дать представление о размере, использовать приём наложения | |
Март | 1. «Мостик для матрешки» | Выкладывать мостик через речку, чередуя большие и маленькие квадратные блоки. |
2. «Заюшкин огород» | Выкладывать заборчик, чередуя большие и маленькие прямоугольные блоки. | |
3. «Бусы для куклы» | Выкладывать бусы, чередуя большие и маленькие круглые блоки. | |
4. «Весёлая дорожка» | Выкладывать дорожку, чередуя большие и маленькие треугольные блоки. | |
Апрель | 1. «Гусеница» | Продолжать знакомить с формой круг, выкладывая гусеницу из жёлтых круглых блоков, чередуя большие и маленькие блоки |
2. «Большая и маленькая собачки» | Продолжать знакомить с формой квадрат, выкладывая маленькую собачку из маленьких красных блоков, большую - из больших красных блоков | |
3. «Цветы на полянке» | Продолжать знакомить с формой треугольник, выкладывая цветы из синих блоков. | |
4. « Мишка с шариками» | Продолжать знакомить с формой круг, выкладывая шарики, используя приём наложения. | |
Май | 1. «Бабочки- красавицы» | Продолжать знакомить с формой круг, выложить за воспитателем фигуру, учитывая цвет, форму, размер |
2.« Разноцветные зайчата» | Продолжать знакомить с формой прямоугольник, выложить за воспитателем фигуру, учитывая цвет, форму, размер | |
3. «Домики» | Продолжать знакомить с формой треугольник, выложить за воспитателем фигуру, учитывая цвет, форму, размер | |
4. «Машинки» | Продолжать знакомить с формой квадрат, выложить за воспитателем фигуру, учитывая цвет, форму, размер |
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное
использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей
навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения
дидактических игр.
Используемая литература:
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под редакцией Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1989.
2. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
3. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша», «Детство-Пресс» 2016-157с.
4. Альбом «Блоки Дьенеша для малышей Маленькие логики» ООО «Корвет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Представлена картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста, которую может распечатать педагог (воспитатель, учитель-дефектолог и др), залами...
Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша...
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста.
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста....