Педагогический проект по самообразованию «Секреты домино»
проект по математике (старшая группа)
Способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через игру - «Домино»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математическое развитие детей через игру. | 742 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Педагогический проект по самообразованию
«Секреты домино»
Вид проекта: инновационный.
Автор проекта: Чертова Алевтина Алексеевна - воспитатель.
Участники проекта: дети старшего возраста.
База реализации проекта: Ивашевский филиал ГБОУ СОШ с. Троицкое
Актуальность проекта:
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
В детском саду ребята развиваются в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а вот дома у многих родителей нет ни времени ни сил. Не каждый родитель приобретет логические блоки Дьенеша или палочки Кюизенера, т. к. не знает методику обучения по этим технологиям. А вот настольная игра домино всем хорошо известна.
И своим проектом «Секреты домино» я хочу привлечь родителей к развитию познавательных и творческих способностей у своих детей играя в домино.
Игры с домино пробуждают интерес ребенка, развивают мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулируют познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала с основами математических знаний и т. п.
Цель проекта:
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через игру - «Домино»
Задачи проекта:
- Формировать у детей умения обдумывать ходы мысленно, решать задачу в уме, проверять её целенаправленными поисковыми действиями.
Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, отрицание, сравнение, обобщение, классификация) посредством игры «домино».
- Обучать детей математическим способам познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.
- Развивать активность и инициативность детей
- Воспитывать готовности детей к обучению в школе, развивать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координацию движения глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Предполагаемый результат
Познакомившись с игрой «Домино» дети поймут завязку сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры. Ребята увидят наличие схематизации, преобразования столкнутся с познавательной задачей на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
Они ощутят игровую мотивацию и направленность действий, их результативность. Попадут в ситуацию обсуждения, выбора действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
Овладеют действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения, группировки.
Инновационность.
В своем проекте я применяла новый методический подход в развитии логико-познавательных навыков дошкольников в игровых ситуациях с домино.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям понять, что в домино «прячется» математика, которая может быть раскрыта для ребенка как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, рассуждений и доказательств, свойств и отношений, выигрышных алгоритмов действий.
В процессе игры в домино идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и выводов. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Механизмы реализации целей и задач проекта:
• Игровые задачи.
• Дидактические игры.
• Проблемные ситуации.
Работа проводится на основе:
образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Технологии:
- Серова З. А. «Возможности домино в развитии исследовательских умений дошкольников»
- Корнеев В. П. «Методика обучения детей игре в домино»
Механизм выполнения проекта:
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации.
Для содержательного интеллектуального времяпрепровождения использовали такие игровые ситуации:
- Выручи Незнайку, расставь пластинки по порядку, начни с этой
- Помоги Буратино, продолжи ряд после пластины
- Замени пластины карточками с цифрами и отбери соответствующее количество кубиков для постройки.
- Давай поиграем: Я показываю карточку с цифрой, а ты выбираешь пластины с соответствующим количеством меток (7-1/6 или 3/4 или 2/5).
- «Кто быстрее?» (используются два набора домино): предлагается двум детям подобрать к карточке с цифрой все подходящие пластины домино.
- Подбери пару, чтобы получилось столько же (равенство). Найди ошибку в паре (неравенство): 2/3-4/2; 5/4- 6/3; 3/4- 6/1.
- Разгадай, какая метка спряталась на пластине, если пластина соответствует карточке с цифрой «7» (пластина закрыта на половину).
- Расскажи, как получилось число 6 на этих пластинах (5/1,2/4, найди еще подходящие пластины (3/3)
- Расположите пластины в один ряд. Предлагаем найти пятую и назвать сколько на ней меток.
- Найти, какая пластина пропущена в этом ряду: 0/0,0/1,0/3,0/5,0/6.
Пластины расположить столбцами и предложить найти первую сверху (снизу, закрыть её соответствующей карточкой с цифрой.
- Выбери из набора домино все пластины, где есть метки на одной половине. Сосчитай их. Разложи по порядку. Объясни, что получилось.
Также предлагается детям проблемная ситуация, что игровые действия с домино могут быть совсем иными. Поиск ответа на этот вопрос приводит к выводу, что пластины домино могут стать своеобразным конструктором, в игре с которым дети проявляют чрезвычайную изобретательность и придумывают новые постройки.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям постоянно вносим в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет?» и т. д.
Работа с родителями
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Цель работы с родителями:
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах математического развития детей.
Задачи работы с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй.
- Формировать навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
- Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Направления педагога и родителей в этой сфере деятельности:
1. Информирование родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Привлечение родителей к участию в проекте «Секреты Домино», с целью развития познавательной активности, логического мышления дошкольников (праздники, конкурсы).
3. Рекомендации родителям проводить семейный досуг с детьми, играя в домино.
Перспективный план работы по проекту «Секреты домино»
№ | Тема мероприятия | дата | Итог мероприятия |
Изучение материала. | Сентябрь - октябрь | ||
Изготовление набора домино | ноябрь | Набор домино | |
Изготовление карточек для занятий | Декабрь | Набор карточек | |
День настольных игр «Мы придумали игру» | Январь | Фотоотчет | |
Открытое занятие «Играем и считаем» | февраль | Отчет мероприятия | |
Рекомендации родителям | |||
Самостоятельные игры в математическое домино. | Март- апрель | Фотоотчет | |
Мини-турниры | Апрель-май | Грамоты победителей | |
Мониторинг | май | Отчет по проекту |
Играя в домино, родители могут привить малышу знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, сравнивать, сопоставлять, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. А домино в игровой форме прививает ребенку знания из области математика, способствует развитию внимания, мышления, памяти, речи и логики и всех мыслительных процессов.
Эта работа будет продолжаться и с детьми подготовительного возраста. Я планирую изучить новые технологии, которые позволят мне внести другие инновации в мою работу и повысить качество процесса обучения. На наш садик заказали комплект по технологии Чаплыгина Е. П. - «Домино Чаплыгина» – это уникальная методика для обучения детей от 3 лет самостоятельному счёту.
Игры.
Выбрали плашки с точками, где сумма от 1 до 6 (есть и пустые). Причем делали это сразу вместе. Точно сказать не могу, но их примерно 40 штук. Таким образом, играть с ними можно в довольно интересные и разнообразные игры. Кстати, точки на плашках и черные, и красные (на одной половинке черные, а на другой красные). Как я поняла, это нужно для более легкого восприятия состава числа (т.е. определение того, из скольки единиц может состоять число). И еще! Точки всегда в разных местах, а не так как в обычном домино. 2) Поиграли в Домино сначала обычное. Т.е. выкладываем по очереди плашки, присоединяя одну к другой крайним количеством (один к одному, два к двум). 3) Затем (по методичке) решила попробовать поиграть в Домино-сумму. Это я его так назвала))). Так мы стали выкладывать сначала плашки, где в сумме получалось 5. Например, я хожу пятью и он должен сходить пятью. Если у него нет плашки с 5 точками, то он может взять несколько плашек, но в сумме должно быть именно 5 точек. Потом попробовали поиграть также с 6-ю. Все получилось! Правда, пересчет еще присутствовал, но, думаю, поиграем еще несколько раз и можно будет шагать дальше.
4) Поиграли вместе с папой в Карты (из плашек). Тоже на 6. Надо ходить плашками с 6 точками в сумме и отбиваться тоже 6-ю. Если отбился, то бито))). Ну, как обычные карты. Саше эта игра даже больше понравилась. может это было связано с участием папы.
- Распечатала шаблоны паровозов. У каждого свой номер от 0 до 10. Нужно подобрать соответствующий вагончик.
Затем, оставляем один паровоз, "прикрепляем к нему вагоны", считаем числительными: "первый вагон везёт 5 пассажиров" и т.д. Попутно рассмотрели даже плацкарт и купе, а плашки "2 и 2" и "4 и 2" отлично демонстрируют разницу в вагонах поезда)))
Сначала я думала упростить задачу Сене, чтобы он выбирал плашки из ограниченного количества. Но он предпочёл искать их в самой коробке, где хранятся выбранные из сотни плашки. Лёгкие пути – не для нас
3) Раскладываем тарелочки с чёрной и красной смородиной (мы часто размораживаем эти ягоды). Нужно для каждой тарелочки подобрать соответствующую плашку домино.
4) Сколько птиц, сосчитай? На кормушке сидят снегири и воробьи (плашки с красными и чёрными точками).
5) Кормим птичек "семечками" – это плашки только с чёрными точками. Сколько насыпали семечек в кормушку?
6) Собери ягоды рябины в корзинки. В первую корзинку только те веточки, где 4 ягоды, во вторую – где 5 ягод.
7) Играем с кнопками. Здесь попутно повторяем понятия, которые учили раньше: верхний (нижний) левый и правый углы, диагональ, по центру и др. Затем по ходу добавляю задания: сделай красных на две больше и т.д. 8) Закон сохранения количества.
Берём ёлочку и любую плашку. Сколько лампочек в гирлянде? Пять. Сколько красных? Сколько чёрных? Затем меняем лампочки местами. Сколько всего лампочек теперь? Пять. Важно, чтобы ребёнок понимал, что если ничего не добавлять и не убавлять, а только поменять одно на другое, то количество предметов сохраняется!
Очень здорово в такой игре заметно, что разные плашки домино Чаплыгина обозначают одно и то же количество.
9) Немного изменила условие, пока новогодняя тематика позволяет – играем Берём ёлочку и любую плашку. Сколько лампочек в гирлянде? Пять. Сколько лампочек горит? Сколько не горит?
Давай зажжём все огоньки. Сколько горит лампочек? (поменять черные шарики на красные)
10) Игры с бусинами (Арсений их просто обожает).
11) Снеговик потерял свои пуговки в снегу. Сколько их было, нам подсказывает плашка домино.
12) Сделала на пробу "Закрасить кружки чёрным и красным цветом". Сене понравилось очень (сверху я показывала, как делать).
13.
14.
15
- Припаркуй машины (плашки домино) в гараж.
- Игры с карточками (божьи коровки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»
Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект» 1 место (дип...