Конспект занятия-викторины для детей старшей группы "Позывные предков"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Брунёва Алла Васильевна

занятие о насекомых для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-viktoriny.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Конспект занятия- викторины по познанию

для детей старшей группы

«Позывные предков»

Выполнила воспитатель

Брунёва А.В.

г. Горняк 2018г.

Цель: развитие познавательного интереса к насекомым.

Задачи:

- закрепить у детей знания о насекомых;

- рассказать о жуке- скарабее;

- учить правильно вести себя при встрече с насекомыми;  знать правила общения с ними.

- развивать речь через полные ответы на вопросы, чтение стихотворений;

- развивать логическое мышление при ответе на вопросы викторины об экологической цепочке;

- развивать крупную моторику, выразительность движений в процессе физминутки;

- воспитывать бережное отношение к насекомым как участникам жизни на Земле.

Предварительная работа:

Беседы  с детьми о насекомых; занятие по рисованию насекомого с характерными для него частями тела, выставка детских работ; наблюдения  с детьми на прогулках за поведением насекомых; смена развивающей среды с картинками насекомых и наборов мелких игрушек -насекомых их пластмассы и резины; чтение и заучивание стихотворений о насекомых; разучивание инсценировки «Пчелиный домик»; подготовка презентации, грамот, к викторине.

Оборудование:

Презентация «Позывные предков», грамоты по количеству участников, фишки.

Ход занятия:

Идёт видеоролик с космической музыкой (СЛАЙД №1), воспитатель читает стихотворение:

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,

К родным, на отдых, по делам, к друзьям,

Нам интересного встречается так много,

Что все запомнить не под силу нам!

И каждый новый день, как приключение,

За поворотом новые места, нас ждут -

Красивая природа, города,

Счастливые и интересные мгновенья!

Нас путешествия встречают каждый день -

В различных областях рутинной жизни,

Мы открываем что-то новое в себе -

Стремясь познать неведомые дали!

О, сколько неизведанного в них -

В тех удивительных местах, в далеких странах,

Которые нам доведется посетить!

Открытиям мы новым будем рады.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и посмотрим как зарождалась жизнь на  нашей планете Земля.

- Сначала появилась сама планета Земля. СЛАЙД  №2

-Потом через миллионы лет появились простейшие, одноклеточные организмы. СЛАЙД №3

- Потом стали появляться рыбы СЛАЙД №4 ,насекомые СЛАЙД   №5, земноводные СЛАЙД №6,динозавры СЛАЙД №7, животные  СЛАЙД №8, и, наконец, люди СЛАЙД №9  

- Посмотрите, ребята, насекомые на нашей планете появились гораздо раньше человека, поэтому считаются нашими далекими предками. И сегодня мы с вами поговорим об этих удивительных созданиях. Это самый многочисленный класс среди всех живых существ на Земле. Их очень трудно заметить из-за маленьких размеров, но некоторые из них умеют разговаривать, издавать звуки, сигналы. Сейчас мы попробуем отгадать насекомых по их позывным сигналам. Работать мы будем по командам. Правила: ответ зачитывается, если вы поднимаете руки; отвечаете, когда назовут ваше имя и ответ не принимается, если вы выкрикиваете. За ответ команда получает фишку. Итак, первое задание……

ЗВУЧИТ ПЕРВЫЙ СЧИГНАЛ (КОМАР)

-Отгадали? Верно – это комар. СЛАЙД №10

- Кто расскажет нам про него стихотворение? (ребенок читает стихотворение)

Надо мной комарик вьется

И звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьется

И в окошко улетит.

- Верно, ребята, комары питаются кровью, но все или нет?

Ответы детей (только самки, у самцов хоботки тоненькие, поэтому они питаются нектаром)

- А почему возле водоемов много комаров?

Ответы (потому что самки откладывают свои яйца в воду)

- Где у комара уши?

Ответы (на усиках)

- Почему комаров называют вредными насекомыми?

Ответы (потому что переносят инфекции)

- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС КУЗНЕЧИКА.

Ответы…. СЛАЙД №11 (ребенок читает стихотворение)

По траве кузнечик ловкий

Скачет из конца в конец.

Быстролетные подковки

Подарил ему отец.

- Что за быстролетные подковки у кузнечика?

Ответы (крылья и лапки)

- Чем «поёт» кузнечик?

Ответы ( крыльями: на левом его надкрылье находится поперечная жилка с мелким зубчатым краем, а на правом ― перепонка со вздутыми краями. Кузнечик, как смычком по струне, трет зазубренной жилкой по краю вздутой перепонки, что и вызывает звук)

- Где у кузнечика уши?

Ответы (у него две пары ушей: одни - на передних лапках, другие – на задних лапках)

- Чем питается кузнечик?

Ответы (травой, другими насекомыми, росой)

- Какие враги у кузнечика?

Ответы (птицы, ежи, лисы)

- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС СВЕРЧКА.

Ответы….СЛАЙД №12 (ребенок читает стихотворение)

В заповедном лесу под упавшей сосной

Поселился сверчок как-то ранней весной.

Норку сделал себе из опавшей листвы

 И присел вечерком на иголку сосны.

- Почему сверчки выходят из своих норок только вечером?

Ответы (потому что это ночные насекомые)

- Кто из них поет, самцы или самки?

Ответы (самцы)

- Чем они поют?

Ответы (надкрыльями)

- Почему часто сверчки селятся за печками?

Ответы (очень любят тепло)

- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС БОЖЬЕЙ КОРОВКИ

Ответы….. СЛАЙД №13 (ребенок читает стихотворение)

С моей ладошки очень ловко

Взлетает маленький жучок.

За что зовут его коровкой,

Никто ответить мне не смог!

- Ребята, а вы сможете ответить на вопрос, почему это насекомое назвали коровкой?

Ответы (потому что выделяет ядовитую жидкость в момент опасности, похожую на молоко)

- О чем птицам говорит красная спинка божьей коровки?

Ответы (яркая окраска предупреждает птиц об опасности, о том, что божья коровка ядовита)

-На кого охотится божья коровка?

Ответы (она поедает тлю и других мелких насекомых, поэтому считается полезным насекомым)

- Где зимуют божьи коровки?

Ответы (в расщелинах коры деревьев, под листвой или зарывается в землю, если зима будет холодной)

-Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС ЖУКА-СКАРАБЕЯ.

Ответы….. СЛАЙД № 14 (ребенок читает стихотворение)

Удобренье скарабей

Припасает для детей.

Он берет один комочек

И ещё, ещё кусочек

Лепит вверх, и вниз, и вбок,

Получая колобок.

Позже, словно бы снежки,

Катят сильные жуки.

СЛАЙД № 15

Воспитатель:

- Сейчас я вам расскажу об удивительном насекомом, жуке- скарабее: египетские жуки скарабеи имеют панцирь черного цвета. Тело имеет широкую и овальную форму.

Брюшко и ноги покрыты волосками. На голове жука скарабея располагается наличник с зубцами. Передние лапки также снабжены зубцами.

СЛАЙД   №16   Питание: основным рационом являются экскременты крупного рогатого скота и лошадей. Он охотно его скатывает в шарики разного размера, затем закапывает в землю для последующего использования в пищу.

Питается жук скарабей навозным шариком пока полностью не съест его, все это время живет в том месте, где его закопал.

 СЛАЙД  №17   Размножение: перед появлением потомства пара скарабеев начинает готовить пищу впрок, для деток. Сначала египетские жуки скарабеи своими лапками выкапывают глубокие норки (от 10 до 30 см). После выкапывания самец уползает, а самка остается.

Она вылепливает овальные фигуры из навоза для каждого яйца отдельно. Затем в каждой навозном шаре делает лунку и откладывает туда яйцо. После этого засыпает вход в норку. (Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь)

Священный жук скарабей живет около 3 месяцев.

Враги

Из-за того, что очень заметен и медлителен, является легкой добычей для птиц и некоторых млекопитающих. На него охотятся вороны, мелкие млекопитающие (кроты, ежи и другие). В огромном количестве их поедают лисы.

Но, существует враг и опасней. Это - клещ, который способен пробить защитный хитиновый слой, чтобы выпить у него всю кровь. Очень часто бывает, что на одного жука скарабея нападает сразу несколько клещей.

Интересные факты

Жук самый сильный и трудолюбивый насекомым во всем мире.

Обладает большой силой, и способен передвинуть вес в 90 раз превышающий собственный вес.

Скарабеи добывают влагу из тумана. Становится против ветра и расправляет свои крылья. Через определенное время у жука скарабея на высоких участках головы появляется влага, собирающаяся в каплю. Далее эта капля стекает прямо ему в рот.

СЛАЙД   №18    Жук скарабей символ Египта. По приданию, он напоминает путь Солнца.

Скарабеи добывают влагу из тумана. Становится против ветра и расправляет свои крылья. Через определенное время у жука скарабея на высоких участках головы появляется влага, собирающаяся в каплю. Далее эта капля стекает прямо ему в рот.

Красная книга

Занесен в Красную Книгу как самый уязвимый вид.

- Следующий позывной. ЗВУЧИТ ГОЛОС ПЧЕЛЫ.

Ответы… СЛАЙД №19 (ребенок читает стихотворение)

Бубенцом звенит веселым

Желтый липовый цветок.

Из него шмели и пчелы

Пьют душистый сладкий сок.

ФИЗМИНУТКА (в виде инсценировки)  СЛАЙД № 20

- Пчелы живут семьями. Как это они делают мы покажем.

Есть в саду пчелиный домик-

Ульем все его зовут.

( двое-трое детей соединяют руки над головой вместе)

-Кто живет в нем? Сладкий гномик?

-Пчелы, милый, в нем живут.

(несколько детей бегают вокруг домика- улья, издавая жужжащий звук)

Там узорчатые соты,

В кленках – мед, пчелиный труд….

Тесно, жарко… тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

(один ребенок становится перед ульем)

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

( выбегают еще несколько детей вокруг «царицы»)

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

(выходят два «стражника», становятся перед «царицей»)

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

(несколько детей выбегают на «полянку», «раскрывают» свои руки вверх)  

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты….

Пчелы все их облетают –

(«пчелы» облетают цветы)

Те годятся, эти – нет.

Быстро в чашечки ныряют

(«пчелы» приседают и встают)

И с добычей вновь на свет….

Будет день – придет старушка,

(выходит ребенок-«старушка», обходит улей)

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

И прозрачный мед сберет…

(«старушка» говорит последние слова)

Хватит всем – и нам, и пчелам….

Положи на язычок: станешь вдруг как чиж

Веселым и здоровым, как бычок!

- Молодцы, отдохнули.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

-Ребята, посмотрите на СЛАЙД (№21). Это наши насекомые.

-Кто может назвать отличительные особенности насекомых? (тело состоит из трех насечек: голова, грудка и брюшко; шесть лапок)

- Давайте подумаем, что произойдет, если не будет на нашей планете насекомых. Вспомните, чем они могут питаться (на слайде появляются картинки).  А кто питается насекомыми?  (на слайде появляются картинки).

- Теперь подумайте и скажите, что будет, если насекомых не будет?

Ответы……

-  Молодцы! Раз без насекомых нельзя, надо научиться с ними уживаться. Мы же с вами разумные существа. Давайте усвоим некоторые правила поведения с насекомыми, чтобы они нам не наносили вред, а мы им.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ С НАСЕКОМЫМИ.

- Я буду показывать картинку, а вы говорить, что нужно делать при встрече с опасными насекомыми.

Ответы……..

СЛАЙД № 22, 23, 24, 25 (ответы)

-Молодцы! Теперь давайте подведем итоги нашей викторины, посчитаем заработанные фишки и поздравим победителей. Воспитатель отмечает всех грамотами «Знатоков насекомых».  

СЛАЙД № 26

- А теперь я хочу, чтобы мы дружно все вместе прочитали стихотворение о том, как нужно вести себя на планете ЗЕМЛЯ со всеми его жителями  (дети становятся на ноги возле стульев).

Мы пришли в этот мир потому,

Чтобы сделать лучше ему,

Чтобы каждый житель его

Жил на планете Земля всегда.

Мы в ответе за каждого здесь,

Потому что разумнее нет существ.

- Всем спасибо за участие.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-викторины в старшей группе «Я – Россиянин. Я - Москвич».

Конспект занятия-викторины в старшей группе «Я – Россиянин. Я - Москвич»....

Конспект занятия-викторины по петербурговедению в старшей логопедической группе «Непоседы» ГДОУ 42 Колпинского района Санкт Петербурга.

Занятие позволяет детям познакомится с интересными местами  нашей необъятной  Родины, дает представление о богатстве и разнообразии городов России, прививает желание познавать новое для себя...

Конспект занятия-викторины в старшей группе "Зимний лес"

занятие-викторина на тему "Зимний лес" в старшей группе....

Конспект занятия-викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»

Цель: проверить и углубить знания детей о живой природе, помочь детям вспомнить уже известных животных.расширить кругозор детей;воспитывать бережное отношение к природе;развивать воображение, вни...

Конспект занятия-викторины по ФЭМП для старшей группы "Вежливая математика"

Цель: при моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей и создание условий для совместной деятельности дошкольников по ФЭМП.Задачи:- развивать мыслительные операции: анало...

Конспект занятия-викторины по теме «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- Развивать у детей чувство патриотизма.- Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;- Формировать уважительное отноше...

Конспект занятия-викторины «Звездный час» для детей старшей логопедической группы

Современные дети живут в информационно насыщенном мире. Поэтому для повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий меняем форму их проведения. А именно, организуем их в форме викторин, интел...