Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с геометрическими формами на тему: "Письмо от Умки"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Цель: систематизировать знания детей о делении целого на равные части и сравнение целого и части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gostyah_u_umki.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему: «Письмо от Умки»
Автор-разработчик: Платонова Марина Викторовна
воспитатель ГБДОУ № 75 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: подготовительная группа компенсирующей направленности.
Длительность ОД: 30 минут.
Цель: систематизировать знания детей о делении целого на равные части и сравнение целого и части.
Программные задачи:
Область «Социально-коммуникативное развитие».
- Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Развивать самостоятельность, любознательность, наблюдательность.
Область «Познавательное развитие».
- Познакомить детей с делением круга и квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы (верхний левый угол, нижний правый и т.д.) и середину листа (центра фигуры).
- Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, треугольник).
- Развивать познавательную активность.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
Область «Речевое развитие».
- Обогащать словарный запас детей за счет прилагательных (северный, холодный, белоснежный, далекий, бескрайний, сильный ветер, северное сияние) пурга, вьюга.
- Развивать умение высказывать свое мнение и слушать мнение других людей.
Область «Художественно-эстетическое развитие».
- Развивать навыки восприятия.
- Воспитывать эстетическое восприятие и отношение к явлениям окружающего мира через изобразительную деятельность.
Область «Физическое развитие».
- Развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук, умение соотносить слова текста с движением.
Демонстрационный материал:
- Письмо (сюрпризный момент)
- Картинки тортов разной геометрической формы.
Раздаточный материал:
- Круги и квадраты на каждого ребенка.
- Фломастеры.
- Простые карандаши. Ножницы.
Предварительная работа:
- Просмотр мультфильма «Умка» (1969 год, директор картины - Фёдор Иванов)
- Прослушивание колыбельной песни «Ложкой снег мешая, ночь идёт большая…»
- Рисование по теме «Животные севера», «Северное сияние».
- Аппликация «Пингвины на льдине».
- Рассматривание иллюстраций полярных пейзажей.
- Рассматривание репродукций картин: А. Борисов «Медведи на льду».
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», Г. Снегирев «Пингвиний пляж».
- Разучивание стихотворения С. Маршака «Белый медведь».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент (3 мин.)
Сюрпризный момент: воспитатель показывает детям письмо.
- Ребята, посмотрите, какое удивительное письмо сегодня пришло в нашу группу.
Воспитатель показывает конверт, на котором написан адрес детского сада, номер группы и в верхнем правом углу изображён медвежонок Умка.
- Ребята, вы узнали, кто это? (Умка).
- Вспомните, пожалуйста, а где живёт белый медвежонок? (на севере, в Арктике, на северном полюсе).
- А скажите, какой он Северный полюс? (холодный, бескрайний, снежный, суровый).
- А если погода портится, что может происходить на Севере? (Пурга, метель, сильный ветер, вьюга).
- Давайте прочтём письмо и узнаем, что он нам написал?
Основная часть (25 мин.)
Воспитатель читает письмо.
Дорогие ребята, у меня в воскресенье день рождение.
Мои друзья, бурые медведи, прислали мне письмо, в котором сообщили, что ко дню рождения мне пришлют подарок, а какой не написали – это сюрприз.
В письме было сказано, что надо отгадать загадку. Помогите мне, пожалуйста, отгадать эту загадку.
Загадка:
- Его дарят в день рожденья
- На столе он угощенье
- Аппетитный, ароматный
- Он красивый, он нарядный,
- Так и просится к нам в рот
- Это вкусный, сладкий … (торт)
(Если дети отгадали правильно, то воспитатель показывает картинку с изображением торта).
Отмечать день рождения мы будем вчетвером: я, моя мама и два друга, белые медвежата – Тим и Том. Ребята, подскажите, пожалуйста, как разделить круглый торт на четверых?
Очень жду вашего ответа.
Умка.
- Ребята, а как мы можем помочь Умке?
- Давайте разделим круг, с помощью бумаги, на 4 равные части.
Дети садятся за столы. На столах круги на каждого ребёнка.
- Сначала мы разделим круг пополам. Для этого его нужно сложить и сделать линию сгиба. Провести по этой линии карандашом слева направо. У нас получилась две половинки.
- Ребята, скажите, а то больше – целое или половинка?
Дальше держите круг так, чтобы проведённая линия была горизонтальной. Сложите круг ещё раз, соединяя левый и правый край круга. Делаем сгиб, и проводим вертикальную линию – сверху вниз.
– Сколько получилось частей? (4)
Дети берут ножницы и разрезают круг по линиям.
- Ребята, скажите, а то больше – половинка или часть? Как ещё можно назвать часть? (Четвертинка)
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, что больше - целое или четвертинка?
- Значит можно сделать вывод, что круг состоит из четырёх четвертинок.
- Ребята, а вспомните день недели, когда у Умки день рожденье? (В воскресенье)
- Давайте немного отдохнем и поиграем.
Дети выходят на середину группы, встают в круг и выполняют движения в соответствии со словами текста.
Физкультминутка «Кто на Севере живёт?».
- По ледяной пустыне
- Медведица идет
- За нею медвежата
- Торопятся вперед.
- Трещит мороз жестокий,
- Повсюду снег и лед
- По полынье холодной
- За нерпой морж плывет.
- Бегут, спешат олени,
- Им виден путь едва
- Над ними тихо кружит
- Полярная сова.
- Ребята, а как вы думаете, торты бывают только круглой формы (Ответы детей)
Воспитатель показывает картинки с изображением тортов разной формы (овальные, квадратные, прямоугольные).
- Давайте с вами вспомним, как можно изобразить геометрические формы, нарисуйте их руками в воздухе.
- Ребята, а чем отличается квадрат и прямоугольник от овала и круга?
- Правильно у квадрата есть углы, а у круга и овала углов нет.
- Ребята, а теперь попробуем разделить торт квадратной формы.
На столах у детей квадраты.
- Ребята, посмотрите на квадраты и подумайте, как ровно разделить квадрат на четыре части?
- Правильно, надо сложить квадрат пополам, так, чтобы противоположные уголки точно совпали, затем сделать линию сгиба и провести по ней карандашом. Потом сложить квадрат с другой стороны и получите вторую линию. Вертикальная и горизонтальная линии пересекутся в одной точке, она называется центром квадрата.
- А сколько четвертинок получилось у квадрата? (4)
- Напишите в уголках квадрата цифры частей, (четвертинок) начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке.
Дети пишут цифры в углах квадрата.
- Давайте рассмотрим с вами квадрат и представим, что это торт. Попробуем его украсить сладкими фигурками разной геометрической формы.
- Слушайте задание: в верхнем правом углу нарисуйте красный круг, в нижнем правом - зелёный квадрат, в нижнем левом – жёлтый прямоугольник, в верхнем левом – синий овал.
- А теперь будьте внимательными. Следующие фигуры будем рисовать не по часовой стрелке.
Дети выполняют следующее задание.
- В нижнем левом углу – синий треугольник, в верхнем правом – зелёная трапеция, в верхнем левом – красный ромб.
Заключительная часть (Рефлексия) (2 мин.)
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, но как же нам Умке подсказать, как легко можно разделить торт на четверых?
- Я предлагаю послать наши схемы в конверте. А доставить их в Арктику надо на вертолёте. Умка соберет части и поймёт, как надо делить торты.
- Что вам запомнилось больше всего? Что нового вы узнали?
- Какой вопрос был самым трудным, а самым легким?
- Ребята вы очень помогли медвежонку решить эту задачу, так поступают настоящие друзья!
Предполагаемый результат:
- дети хорошо умеют делить, с помощью складывания бумаги, геометрические фигуры (квадрат и круг) на равные части;
- правильно называют части и сравнивают целое и часть;
- хорошо ориентируются на листе бумаги, определяют стороны и углы;
- узнают и правильно называют плоскостные геометрические фигуры;
- повышение уровня речевой активности, расширение словарного запаса;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Дальнейшая работа:
- продолжать формировать интерес о геометрических фигурах, о способах их деления и умение составлять из частей целое;
- продолжать знакомить детей с объемными фигурами, умение различать и называть их;
- совершенствовать связную и диалогическую речь, расширять словарный запас;
- воспитывать любознательность, общительность, дружелюбие, умение работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ
Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с историей нашего края «КАК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ ЛЁН»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...
Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»
Пояснительная запискаМетодическое объединение В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....
Методическая разработка «Ознакомление детей старшего возраста с историей спорта г. Тольятти (в аспекте социального партнёрства с родителями) «Тольятти спортивный» Автор:: Никитина Е. Н., инструктор по физ. культуре
Методическая разработка по социальному партнёрству с родителями «Тольятти спортивный» - это система работы по формированию целостного представления у детей о развитии спорта в Тольятти. Ав...
Знакомство детей раннего возраста с геометрической формой
Консультация для родителей...