Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с геометрическими формами на тему: "Письмо от Умки"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Платонова Марина Викторовна

Цель: систематизировать знания детей о делении целого на равные части и сравнение целого и части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_umki.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему: «Письмо от Умки»

Автор-разработчик: Платонова Марина Викторовна

воспитатель ГБДОУ № 75 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: подготовительная группа компенсирующей направленности.

Длительность ОД: 30 минут.

Цель: систематизировать знания детей о делении целого на равные части и сравнение целого и части.

 Программные задачи:

Область «Социально-коммуникативное развитие».

- Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

- Развивать самостоятельность, любознательность, наблюдательность.

   

Область «Познавательное развитие».

  - Познакомить детей с делением круга и квадрата на 4 равные части, учить называть части           и сравнивать целое и часть.

- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы (верхний левый угол, нижний правый и т.д.)  и середину листа (центра фигуры).

- Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, треугольник).

- Развивать познавательную активность.

- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

   

Область «Речевое развитие».

- Обогащать словарный запас детей за счет прилагательных (северный, холодный, белоснежный, далекий, бескрайний, сильный ветер, северное сияние) пурга, вьюга.  

- Развивать умение высказывать свое мнение и слушать мнение других людей.

     

Область «Художественно-эстетическое развитие».

- Развивать навыки восприятия.

- Воспитывать эстетическое восприятие и отношение к явлениям окружающего мира через изобразительную деятельность.

     

Область «Физическое развитие».

- Развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений.

- Продолжать развивать мелкую моторику рук, умение соотносить слова текста с движением.

Демонстрационный материал:

- Письмо (сюрпризный момент)

-  Картинки тортов разной геометрической формы.

Раздаточный материал:

-  Круги и квадраты на каждого ребенка.

- Фломастеры.

-  Простые карандаши. Ножницы.

Предварительная работа:

- Просмотр мультфильма «Умка» (1969 год,  директор картины -  Фёдор Иванов)

- Прослушивание колыбельной песни «Ложкой снег мешая, ночь идёт большая…»

- Рисование по теме «Животные севера», «Северное сияние».

- Аппликация «Пингвины на льдине».

- Рассматривание  иллюстраций полярных пейзажей.

- Рассматривание репродукций картин: А. Борисов «Медведи на льду».

- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», Г. Снегирев «Пингвиний пляж».

- Разучивание стихотворения С. Маршака «Белый медведь».

Ход образовательной деятельности:

 Организационный момент (3 мин.)

Сюрпризный момент: воспитатель показывает детям письмо.

- Ребята, посмотрите, какое удивительное письмо сегодня пришло  в нашу группу.

Воспитатель показывает конверт, на котором написан адрес детского сада, номер группы    и в верхнем правом углу изображён медвежонок Умка.

- Ребята, вы узнали, кто это? (Умка).

     - Вспомните, пожалуйста, а где живёт белый медвежонок? (на севере, в Арктике, на северном полюсе).

- А скажите, какой он Северный полюс? (холодный, бескрайний, снежный, суровый).

         - А если погода портится, что может происходить на Севере? (Пурга, метель, сильный   ветер, вьюга).

- Давайте прочтём письмо и узнаем, что он нам  написал?

           

          Основная часть (25 мин.)

Воспитатель читает письмо.

     Дорогие ребята, у меня в воскресенье день рождение.

Мои друзья, бурые медведи, прислали мне  письмо, в котором сообщили, что ко дню рождения мне пришлют подарок, а какой не написали – это сюрприз.

В письме было сказано, что надо отгадать загадку. Помогите мне, пожалуйста, отгадать эту загадку.

Загадка:

- Его дарят в день рожденья

- На столе он угощенье

- Аппетитный, ароматный

- Он красивый, он нарядный,

- Так и просится к нам в рот

- Это вкусный, сладкий …  (торт)

(Если дети отгадали правильно, то воспитатель показывает картинку с изображением торта).

Отмечать день рождения мы будем вчетвером: я, моя мама и два друга, белые медвежата – Тим и Том. Ребята, подскажите, пожалуйста, как  разделить круглый торт на четверых?

Очень жду вашего ответа.

Умка.

- Ребята, а как мы можем помочь Умке?

- Давайте разделим круг, с помощью бумаги, на 4 равные части.

Дети садятся за столы. На столах круги на каждого ребёнка.

- Сначала мы разделим круг пополам. Для этого его нужно сложить и сделать линию сгиба. Провести по этой линии карандашом слева направо. У нас получилась две половинки.

- Ребята, скажите, а то больше – целое или половинка?

Дальше держите круг так, чтобы проведённая линия была горизонтальной. Сложите круг ещё раз, соединяя  левый и правый край круга. Делаем сгиб, и проводим вертикальную линию – сверху вниз.

 – Сколько получилось частей? (4)

Дети берут ножницы и разрезают круг по линиям.

- Ребята, скажите, а то больше – половинка или часть? Как ещё можно назвать часть? (Четвертинка)

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, что больше - целое или четвертинка?

- Значит можно сделать вывод, что круг состоит из четырёх четвертинок.

- Ребята, а вспомните день недели, когда у Умки день рожденье? (В воскресенье)

- Давайте немного отдохнем и поиграем.

Дети выходят на середину группы, встают в круг и выполняют движения в соответствии со словами текста.

Физкультминутка «Кто на Севере живёт?».

                                               

- По ледяной пустыне

- Медведица идет

- За нею медвежата

- Торопятся вперед.

- Трещит мороз жестокий,

- Повсюду снег и лед

- По полынье холодной

 - За нерпой морж плывет.

- Бегут, спешат олени,

- Им виден путь едва

- Над ними тихо кружит

- Полярная сова.  

- Ребята, а как вы думаете, торты бывают только круглой формы (Ответы детей)

Воспитатель показывает картинки с изображением тортов разной формы (овальные, квадратные, прямоугольные).

- Давайте с вами вспомним, как можно изобразить геометрические формы, нарисуйте их руками в воздухе.

- Ребята, а чем отличается квадрат и  прямоугольник от овала и круга?

- Правильно у квадрата есть углы, а у круга и овала углов нет.

- Ребята, а теперь попробуем разделить торт квадратной формы.

На столах у детей квадраты.

- Ребята, посмотрите на квадраты и подумайте, как ровно разделить квадрат на четыре части?

- Правильно, надо сложить квадрат пополам, так, чтобы противоположные уголки точно совпали, затем сделать линию сгиба и провести по ней карандашом. Потом сложить квадрат с другой стороны и получите вторую линию. Вертикальная и горизонтальная линии пересекутся в одной точке, она называется центром квадрата.

- А сколько четвертинок получилось у квадрата? (4)

- Напишите в уголках квадрата цифры частей, (четвертинок) начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке.

Дети пишут цифры в углах квадрата.

 - Давайте рассмотрим с вами квадрат и представим, что это торт. Попробуем его украсить сладкими фигурками разной геометрической формы.

- Слушайте задание: в верхнем правом углу нарисуйте красный круг, в нижнем правом -  зелёный квадрат, в нижнем левом – жёлтый прямоугольник, в верхнем левом –  синий овал.

- А теперь будьте внимательными. Следующие фигуры будем рисовать не по часовой стрелке.

Дети выполняют следующее задание.

- В нижнем левом углу – синий треугольник, в верхнем правом –  зелёная трапеция, в верхнем левом –  красный ромб.

Заключительная часть (Рефлексия) (2 мин.)

- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, но как же нам Умке подсказать, как легко можно  разделить торт на четверых?

- Я предлагаю послать наши схемы в конверте. А доставить их в Арктику надо на вертолёте. Умка соберет части и поймёт, как надо делить торты.

- Что вам запомнилось больше всего? Что нового вы узнали?

- Какой вопрос был самым трудным, а самым легким?

- Ребята вы очень помогли медвежонку решить эту задачу, так поступают настоящие друзья!

Предполагаемый результат:

- дети хорошо умеют делить, с помощью складывания бумаги, геометрические фигуры (квадрат и круг) на равные части;

- правильно называют части и сравнивают целое и часть;

- хорошо ориентируются на листе бумаги, определяют стороны и углы;

- узнают и правильно называют плоскостные геометрические фигуры;

- повышение уровня речевой активности, расширение словарного запаса;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Дальнейшая работа:

- продолжать формировать интерес о геометрических фигурах, о способах их деления и умение составлять из частей целое;

- продолжать знакомить детей с объемными фигурами, умение различать и называть их;

- совершенствовать связную и диалогическую речь, расширять словарный запас;

- воспитывать любознательность, общительность, дружелюбие, умение работать в коллективе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с историей нашего края «КАК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ ЛЁН»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

Методическая разработка «Ознакомление детей старшего возраста с историей спорта г. Тольятти (в аспекте социального партнёрства с родителями) «Тольятти спортивный» Автор:: Никитина Е. Н., инструктор по физ. культуре

Методическая разработка по социальному партнёрству с родителями «Тольятти спортивный» - это система работы по формированию целостного представления у детей о развитии спорта в Тольятти. Ав...