Картотека дидактических игр по развитию математических способностей
картотека по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Разноцветные палочки» Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных. Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый. Ход игры. Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание. Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его. Постепенно количество палочек увеличивается. | «Найди цветок для бабочки» Цель. Познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый). Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно. Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их. |
«Цветные коробки» Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами, развитие речи В игре мы используем набор предметных картинок разных цветов и картонные коробки, обклеенные цветной бумагой. Такие коробки легко изготовить и впоследствии в них очень удобно хранить предметные картинки, карточки. Карточки можно подбирать по различным темам, для закрепления и дополнительного речевого развития (например «овощи», «транспорт», «игрушки») Ход игры: Выставляем на стол разноцветные коробки, демонстрируем детям и называем- эта коробка красного цвета, эта фиолетовая, и так далее. Далее по одной показываем детям картинки, просим назвать предмет и его цвет и положить в коробку такого же цвета. Демонстрируем на одной картинке, например- это красное яблоко, я положу его в красную коробку. Далее дети работают самостоятельно, в случае затруднений помогаем. | «Разноцветные ленточки» Цель: учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, выделять цвет, как отличительный признак предмета и совершенствовать зрительное восприятие: у детей формируется устойчивый образ цветового тона. Описание игры Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Напротив них стоят три столика, на каждом из которых набор ленточек разного цвета (наборы одинаковые). Воспитатель садится поближе к детям, достает из заранее приготовленной коробки разноцветные ленточки: «Посмотрите, ребята, какие ленточки красивые!». Воспитатель называет цвет каждой ленточки, обращая особое внимание на те цвета, которые вводятся впервые. «Хотите поиграть с ленточками?» - спрашивает воспитатель. «Мы будем искать ленточки разного цвета. Тот, кому я дам ленточку, подойдет к своему столу и будет прикладывать ее к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я вам покажу, как надо искать». Воспитатель подходит к одному из столов и спрашивает: «Какого цвета ленточку мне поискать? Хотите я найду синюю?» Он берет синюю ленточку из коробки, прикладывает ее вначале к красной ленточке и говорит: «Нет, не такая». Потом прикладывает к синей, поднимает обе ленточки и спрашивает детей: «Такая?». Дети отвечают и хлопают в ладоши. Воспитатель дает каждому ребенку по ленточке одинакового цвета в качестве образца, называет цвет: «Таня найдет красную ленточку на своем столе, а Даша поищет красную на своем...». Если задание выполнено правильно, все дети хлопают в ладоши и приговаривают: Вот какая красота, правильно нашли цвета. Если кто-то ошибся и принес ленточку другого цвета, дети шутливо машут руками и говорят: Иди, иди, иди И снова поищи! Подобрав ленточки по цвету, каждый ребенок одну из них отдает воспитателю, а другую относит обратно на свой стол и возвращается на место. Воспитатель вызывает новых детей. Правила игры: Перед выполнением поручения нужно внимательно рассмотреть цвет ленточки- образца. Каждый подбирает ленточку только на своем столе, прикладывая к ней образец. |
«Малина для медвежат» Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Ход игры: воспитатель говорит: - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод. | «Бабочки и цветы» Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Ход игры: воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть». |
«Цветные автомобили» Цель: Закрепить с детьми основные цвета, форму предмета (квадрат, круг, треугольник). Материал: Силуэты автомобилей, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) основных цветов. Ход игры: Предложить ребенку собрать автомобиль одного цвета из геометрических фигур опираясь на силуэтное изображение предмета. Усложнение игры: предложить собрать автомобиль из различных цветов согласно силуэтному изображению. | «Разноцветные палочки» Цель: Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. Игровой материал: Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных. Ход игры. Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание. Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его. Постепенно количество палочек увеличивается. |
«Широкое - узкое» Цель: Формировать представление «широкое - узкое». Ход игры: Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами. | «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель |
«Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. | «Три медведя» |
«Картина» | «Спрячем и найдем» |
«Построим дома» | «Спрячем и найдем» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра в развитии математических способностей
подбор дидактических игр по всем возростам дошкольника...
Доклад на тему: «Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятиях»
...
Картотека дидактических игр на развитие математических способностей и логического мышления
Картотека дидактических игр на развитиематематических способностей и логического мышления...
Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр на развитие математических способностей
Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр на развитие математических способностей
Картотека дидактических игр на развитие математических способностей ...
Картотека дидактических игр для развития математических способностей и логического мышления
картотека дидактических игр...