ПРОЕКТ на тему: «Удивительная математика»
проект по математике (подготовительная группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка.

Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivit_._mir_matematiki.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ на тему:

«Удивительная математика»

                                                       

Подготовила :

воспитатель Кармилицина А.Н

. 

             

                                   

г. Калининград, 2023

Актуальность темы проекта

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.

Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний.

Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка.

Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами (, , и др.) доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей

Задачи проекта: 

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  • Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  • Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.  Способствовать обогащению, закреплению, активизации словаря; уяснению точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности
  • Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
  • Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Прогнозируемый результат:

   Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных способностей воспитанников.

    Разработана система использования дидактическая игр с математическим содержанием.     Повысился уровень математических представлений у детей, выработан интерес к самому процессу познания математики. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

   Речь детей обогатилась математическими терминами. Связная речь стала более понятной и развёрнутой.

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.   Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Продукты проекта:

Оформление сборников:

  • Семейная книга:«Математические сказки, стихи и загадки»,
  • «Задания по математике в картинках».
  • «Выкладываем картинки из палочек Кюизенере»

Работа с родителями

Анкетирование родителей по поводу их работы над математическим развитием ребенка в домашних условиях

Беседа «Возможности использования дидактических игр в развитии

математических представлений у воспитанников старшего дошкольного

возраста».

Консультация для родителей «Веселая математика дома».

Информация в уголок «Математические загадки для дошкольник

Совместное оформление сборников:

  • «Математические сказки, стихи и загадки»,
  • «Задания по математике в картинках».
  • «Выкладываем картинки из палочек Кюизенера»
  • Изготовление дидоктических игр

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный (02.10 – 31.10)

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
  • творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
  • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление информационного уголка для родителей: «Математика для дошкольников». Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

2 этап. Основной

Беседы.

Рассказы.

Игровые ситуации на образовательной основе;

Чтение  художественной литературы,

математических сказок

Заучивание стихов; считалок

Игры: подвижные, творческие, дидактические;

Просмотр мультфильмов.

Игры с конструктором

Занимательные игры :

 Занимательные ребусы    

                   

Дидактические игры с математическим содержанием:

 «Считовозик»

«Путешествие по математической тропинке»

«Мал мала меньше»

«Чей домик» /Палочки Кюизенере/

«Вчера, сегодня, завтра»

 «Что сначала, что потом»

 «Месяцы – соседи»

«Часы и время»

«Сломанная машина»

«На что похоже»

«Уменьшающие и увеличивающие фигуры

«Где месяцы живут»

 «Что месяцу надо»

«Назови пропущенный день»

«Четверть, половина»

«Раздели фрукты»

«Математический планшет»

«Числовой балансир»

«Живые цифры»

 «Волшебные клеточки»

«7 дней недели»

Игровые упражнения:

«Осы»,

«Помоги девочке добраться до домика

Сказочные лабиринты»

«Необычные фигуры»

«Придумай условие задачи по картинке»

«Нарисуй недостающую фигуру»

«Закрась геометрические фигуры из которых состоит предмет»

«Разгадай правило и закончи рисунок

«Что это»

«На что похоже»

"Торопись, да не ошибись" (конкурс смекалистых)

Занятия согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе

   рисование «Забавные фигуры»,

Рисование с помощью лекал геометрических фигур.

Лепка «Веселые цифры»

Перспективный план второго основного этапа

месяц

 тема

Задачи

Дидактические игры

Ноябрь

Беседа:

 «Интересные факты из истории математики»

Открыть удивительный мир математических фактов

Чтение:

«Сказка про плюс и минус»

«Сказка о том, как получился плюс»

Количество и счет:

      Закреплять умение считать до 10.

      Соотносить цифру и количество.

     Сравнение чисел

      Решать простые арифметические задачи.

«Считовозик»

«Путешествие по математической тропинке»

«Решалочка»

Величина.

 Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера.

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

«Мал мала меньше»

 

«Чей домик» /Палочки Кюизенере/

Декабрь

Рассказ:

«История названия месяцев»

Закрепление понятия о месяцах

развитие временных представлений у детей

расширение словарного запаса

 

Беседа:

«История часов»

Познакомить детей с историей возникновения часов

Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни

Расширять кругозор, обогащать словарь детей

Чтение математических сказок Е.В.Болотовой

«В стране часов и часиков»

«Сказко о дедушке по имени Час»

Формирование временных представлений

Просмотр мультфильма

«12 месяцев»

Закрепить названия месяцев и их очерёдность

Ориентировка во времени.

Знакомство с часами

Закреплять временные представления

   Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа).

«Вчера, сегодня, завтра»

 «Что сначала, что потом»

 «Месяцы – соседи»

«Часы и время»

«7 дней недели»

Количество и счёт

Закрепить умение составлять числа из двух меньших чисел.

«Арифметическое лото»

«Числовой балансир»

«Новоселье»

Январь

Беседа:

«Математика в нашей жизни»

Применение знаний математики во всех областях человеческой жизни.

Чтение

Авдониной Г.А.

 «Приключения Вани и Маши в стране Геометрия»

Закреплять знания о геометрических фигурах

Геометрические фигуры

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода (проблемная ситуация) закрепить названия геометрических фигур

Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры

«Сломанная машина»

«На что похоже»

Игровые индивидуальные упражнения по теме

Величина.

Закрепить понятия – «большой, маленький, поменьше»

«Уменьшающие и увеличивающие фигуры

Ориентировка во времени.

 

 

Закрепление названия

зимних месяцев и дней недели

«Где месяцы живут»

 «Что месяцу надо»

«Назови пропущенный день»

Февраль

Чтение: «Яблоко» Сутеев В.Г.

Дать представление о том, что половина – это одна из двух равных частей целого, показать отношения между целым и частью (целое больше части, часть меньше целого). Развивать связную речь, согласовывать числительные с прилагательными; обрабатывать в речи порядковые прилагательные (первый, последний, наречия времени (сначала потом)

Величина. Часть. целое.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на 2,4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

«Четверть, половина»

«Раздели фрукты»

«Математический планшет»

Ориентировка на листе бумаги

Формирование понятий

«право», «лево», «верх», «низ»

«Волшебные огоньки»

Игровые упражнения «Осы»,

«Помоги девочке добраться до домика

Количество и счёт

Решение примеров и арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Считалки»

«Живые цифры»

«Придумай условие задачи по картинке»

Лепка «Веселые цифры»

Март

Разучивание стихотворения

«Десять негритят»

Закрепить порядковый счёт в пределах десяти

Решение логических задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

«Нарисуй недостающую фигуру»

«Закрась геометрические фигуры из которых состоит предмет»

«Разгадай правило и закончи рисунок

Ориентировка на листе в клетку.

Графические диктанты.

продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку; закреплять умение проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении ; развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез; улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур; работать над развитием и коррекцией речи:

«Черепаха»

«Танк»

Количество и счёт

закреплять понятие о независимости числа от величины предметов, размера и формы расположения

«Чего больше»

Геометрические формы

Плоские и объёмные фигуры

«Что это»

«На что похоже»

«Рисуем с помощью  геометрических фигур»

3 этап - Заключительный:

Конкурс смекалистых: "Торопись, да не ошибись"

Оформление сборников:

  • Семейная книга :«Математические сказки, стихи и загадки»,
  • «Задания по математике в картинках».
  • «Выкладываем картинки из палочек Кюизенера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"...

Литературный проект на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР БИБЛИОТЕКИ»

Данный проект позволяет сформировать у детей интерес к библиотеке, книге....

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки» (старший дошкольный возраст)

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки»  (старший дошкольный возраст)...

Проект на тему: "Удивительная соль"

Когда дети пришли в детский сад после летнего отдыха, все с энтузиазмом стали рассказывать, где они отдыхали. Эвелина, этим летом с родителями отдыхали в Соль-Илецке. Она рассказала, что купалась в со...

Семейные проекты на тему "Удивительное рядом"

Участие родителей в образовательном проекте "Удивительное рядом"Удивительное рядом – оглянись по сторонам!      Удивительное рядом – может, тут, а может, там?Удиви...

Паспорт к проекту на тему: «Удивительная математика»

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболе...