Конспект открытого занятия по ФЭМП "Шахматное королевство"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект открытого занятия по ФЭМП "Шахматное королевство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия по ФЭМП "Шахматное королевство" | 94.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №6»
Конспект занятия
в группе общеразвивающей направленности
для детей 5-6 лет
Тема «Шахматное королевство»
Подготовил: воспитатель
МДОАУ № 6
Кондюрина Светлана Николаевна
г. Оренбург
Тема: «Шахматное королевство»
Образовательная область «Познавательное развитие», интегрируется с «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений. Познакомить детей с игрой «Шахматы»
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить знания детей в решение задач в пределах 6.
- Совершенствовать умение находить место числа в числовом ряду, соседние числа.
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве
Развивающие:
1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
3. Способствовать формированию мыслительных операций.
4. Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Форма: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приемы: наблюдение, просмотр мультимедийной презентации, проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка (игровые упражнения)
Технологии:
проблемного обучения, здоровье сберегающие, игровые, ИКТ.
Культурные практики:
Ситуации общения, совместная игровая деятельность, экспериментирование.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.
Индивидуальная работа:
В ходе образовательной деятельности задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе занятия по их потребностям, поощрять инициативу, мотивировать познавательную активность каждого ребенка.
Предварительная работа:
Беседы о шахматах. Знакомство с шахматами.
Планируемые результаты:
1. Дети считают в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2. Дети умеют находить место числа в числовом ряду, соседние числа.
3. Дети умеют ориентироваться в пространстве.
Оборудование:
Шахматное поле, танграм большой, двухполосные карточки, раздаточный материал ( белые и черные пешки по 6 шт на каждого ребенка), ободки (шахматные фигуры), большие карточки на мольберт со стрелками указывающими направление, карточки с предметами двигающихся в разных направлениях, ноутбук, листы белой бумаги, приспособление для промакивания листа йодовым раствором.
Ход занятия:
Вводная часть: Дети заходят в группу. (Я пока дети заходят одеваю накидку и корону, включить звук) Захожу в группу в образе белой королевы шахмат.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я королева шахмат. Я пришла к вам из страны Шахмат. У меня случилась беда, я поссорилась с королём, и он забрал все цифры с шахматной доски и теперь мы с моими подданными не можем играть в шахматы.
Мотивация: Голос короля: Ха – ха – ха, я верну вам цифры только если вы выполните мои задания. Ха – ха – ха.
Воспитатель: Ребята, вы поможете мне?
Дети: Да, конечно мы поможем Вам.
Воспитатель: Спасибо вам ребята, что согласились мне помочь.
Задание 1. Головоломка «Танграм»
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в моё королевство, нам нужно пройти по волшебной дорожке, но король разобрал ее и нам нужно её собрать, посмотрите ребята — это игра Танграм. Из каких фигур она состоит. Ну что готовы, тогда начнём. (Дети собирают, я уточняю у кого какая фигура).
Воспитатель: Дима, какая это фигура? Лера, а у тебя какая фигура? Спросить еще у нескольких детей.
Ответы детей.
(Как ребята достраивают дорогу, проходят через арку, которая символизирует вход в страну шахмат, на экране появляются цифры 7 и 2, и звучит звук фанфар)
В: Молодцы ребята мы справились с заданием и получили первые две цифры.
В: Что это за цифры ребята?
Д: 7 и 2
Задание 2. За столом
(учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов)
Воспитатель: ребята, для выполнения следующего задания от короля нам нужно пройти за столы.
Дети: Сели.
Воспитатель: перед вами двух полосные карточки, я вам предлагаю расположить на верхней полоске 5 белых пешек, а затем на нижней полоске выложите столько же черных пешек. Давайте проверим правильность выполнения задания и ответим на вопрос «Что можно сказать о количестве белых и чёрных пешек?»
Дети:(поровну)
Воспитатель: Правильно. А сейчас я добавлю к 5 белым пешкам еще 1. Больше или меньше стало белых пешек чем чёрных?»
Дети: Больше.
Воспитатель: а черных пешек, меньше или больше?
Воспитатель: Как мы получили шесть белых пешек?
Дети: К пяти добавили один.
Воспитатель: Сколько белых пешек? (Шесть.) Сколько чёрных пешек»? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Какое число меньше: пять или шесть? Как сделать так, чтобы белых и чёрных пешек стало поровну? Дети: уравнивают пешки и объясняют, какое число получили и каким образом.
По окончанию игры на экране телевизора появляются цифры: 1 и 4 и звук фанфар.
В: Молодцы ребята, справились с заданием, и получили за это цифры. Какие это цифры ребята?
Дети: 1, 4
Задание 3. Физминутка
Воспитатель: Ребята, я знаю очень интересную игру, и предлагаю вам в неё поиграть, повторяйте за мной, но нужно все выполнять правильно, и очень стараться, потому что король наблюдает за нами.
Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)
Маршируйте как отряд (маршируют)
Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)
Помотайте им немного (машут руками)
А сейчас как кони поскачите (прыгают)
И как ладьи затопочите (топают)
Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)
По окончании физминутки, на экране появляются цифры: 8, 10 и звук фанфар
Задание 4. Ориентирование в пространстве.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, нужно выполнить еще задание от короля. Посмотрите на мольберте карточки на которых стрелки указывают направление, вверх, вниз, вправо, влево. Вам нужно подобрать изображения на карточках в соответствии с направлениями стрелок и прикрепить их в нужную ячейку.
Дети: приступают к выполнению задания.
Воспитатель: Королю очень понравилось, как вы играете, и он дал нам за это еще цифры. Какие это цифры ребята?
Дети: 9 и 6
Голос короля: Ха – ха – ха, какие вы умные и быстрые, я усложняю вам задание, ха – ха – ха.
Воспитатель: Ребята, простой белый лист, ничего на нём нет, король заколдовал цифры, и чтобы их расколдовать мы должны превратиться в волшебников. Давайте попробуем промокнуть наши листочки специальным раствором.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Смотрите ребята проявляются цифры. Вот это да.
Воспитатель: Ребята, вы помогли мне выполнить все задания, и получили все цифры, теперь нужно их вернуть на шахматное поле и расставить в правильном порядке.
Дети: расставляют цифры.
Воспитатель: Ребята, а теперь нужно проверить правильно ли вы расставили цифры. Посчитайте, а теперь посчитаем в обратном порядке.
Дети: считают.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а за то, что вы помогли мне и вернули цифры на шахматное поле, я хочу научить вас, как ходят шахматы. Но ходить по шахматному полю могут только шахматные фигуры, поэтому я выберу некоторых из вас считалочкой, и превращу вас в эти фигуры.
Считалочка.
Быстро встала вся пехота
Защищают короля
Только в бой им всем охота
Начинается игра
(выбранным детям одеваю ободки)
Воспитатель: Ребята вставайте на шахматное поле, слушайте внимательно, и выполняйте действия в соответствии с текстом.
Пешка
Пешка, маленький солдат,
лишь команды ждёт,
чтоб с квадрата на квадрат
двинуться вперёд.
Ладья
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Конь
Не мила коню неволя,
перед ним простор широк,
очень ловко на два поля
совершает конь прыжок,
поле — прямо, поле — вбок!
Слон (ходит на и скосок)
Если слон на белом поле
встал вначале (не забудь!),
он другой не хочет доли —
знает только белый путь.
До конца игры слоны
цвету одному верны.
Ферзь
Ферзь в шахматах,
можно сказать, чемпион,
и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить,
как ладья и как слон —
и прямо, и наискосок.
Король
Король любит гладкий,
расчищенный путь:
в любую он сторону может шагнуть,
однако легко ты заметишь, дружок,
что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, вы мне помогли, без вас бы я не справилась. Скажите ребята, а какое задание от короля вам было выполнять сложнее всего? Почему? Какое вам понравилось больше всего? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: а за то, что вы такие отзывчивые, умные ребята, за то, что пришли мне на помощь и помогли мне вернуть цифры, я дарю вам эту очень интересную игру «Шахматы». Учитесь играть, я надеюсь вам она очень понравится.
Ребята, для того чтобы вам вернуться к себе в Вашу любимую группу, вам нужно пройти под аркой. До свидания ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В математическом королевстве кота Леопольда"
Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной к школе группе....
конспект открытого занятия "Математическое королевство"
Позновательное занятие где дети работают над всеми разделами по Формированию Элементарных математических представлений....
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК»
Данная образовательная деятельность была представлена на родительском собрании в начале учебного года, как возможность для родителей увидеть активность, способности, знания, умения и навыки, а также о...
конспект открытого занятия вокального кружка "Королевство пения"
конспект открытого занятия вокального кружка "Королевство пения"...
конспект открытого занятия "Путешествие в Королевство знаний" для детей средней группы
Конспек интегрированного знатия: направление - познавательное развитиеИнтеграция образовательнх областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетич...