Технологическая карта НОД. Прямоугольник.
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Тема занятия: «Прямоугольник».
Возрастная группа: средняя группа.
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: знакомство детей 5-го года жизни с прямоугольником
Задачи:
Образовательные:
-Формировать представления о прямоугольнике и его свойствах;
-Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства;
Развивающие:
-Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);
-Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;
Воспитательные:
-Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;
Материал к занятию:
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: кукла би-ба-бо Мышка (Приложение 1), большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки (Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD-проигрователь, диск Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.
Методические приемы:
Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).
Учебно-методический комплект:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», средняя группа
Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.
№ | Этапы, продолжительность | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И занятие начнём – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя. | Игровое упражнение, сюрпризный момент эмоционально - психологический настрой. | Приветствие, выполнение игрового упражнения. | Психологическая готовность, заинтересованность детей. Соблюдение социальных норм поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. |
2. | Основной этап | ||||
2.1. | Этап постановки проблемы | -Ребята, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим: какая-то записка: « Ждите меня сегодня в гости. А кто я – угадайте» Я люблю кота дразнить, -Ребята, как вы думаете, кто это? Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би-ба-бо Мышкой на руке. Мышка: Здравствуйте, ребята! Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются? (Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет прямоугольник.) А с этой фигурой я еще не знакома? -Ребята, давайте поможем Мышке! -Кто сможет назвать эту фигуру? -Давайте все вместе повторим – прямоугольник. (Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.) | Сюрпризный момент загадка | Осознают и принимают проблемную ситуацию. | Внутренняя мотивация на решение проблемной ситуации. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | -А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? Дети: На квадрат. -Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти фигуры). (На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.) -Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Дети: Да, есть. -Сколько их? Дети: Много, четыре. -А у квадрата есть углы? Дети: Да, есть. -Сколько их? Дети: Четыре, много. -А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их? Дети: Да, четыре. -А у прямоугольника есть углы? Сколько их? Дети: Да, четыре. -Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? -Как можно проверить? Дети: Наложить. (Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник) -Что теперь мы видим? Что можем сказать? -Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине. (При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.) Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного поиграем! Физминутка «Часы»: | Словесный метод Загадки художественное слово вопросы | Слушают и отвечают на вопросы. Выполнение динамических упражнений | Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение, производительности психических процессов. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | -Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. «В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий, - говорил Прямоугольник - если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату - и стоя, и сидя, и лежа» «Да , - отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись. Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие». -Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? Дети: две длинные, а две короткие. -А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?», будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы, похожие на прямоугольник. -У вас на столах лежат листочки с изображением прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы получился какой -нибудь предмет прямоугольной формы. | Художественное слово Практический метод вопросы. | Усвоение информации. | Снятие усталости и напряжения. Развитие познавательных процессов. |
3. | Заключительный этап | -Ребята, давайте ещё раз скажем Мышке, как называется эта геометрическая фигура. -Чем отличается прямоугольник от квадрата? Мышка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю о прямоугольнике всё. А о вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. До свидания! -Ребята, вам понравилось наше занятие? -Что вам понравилось больше всего? -С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? -А мне, как и Мышке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы! Все старались! | Беседа, обсуждение, вопросы. Сюрпризный момент. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...