Технологическая карта НОД. Прямоугольник.
план-конспект занятия по математике

Волкова Елена Валерьевна

Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamougolnik.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема занятия:  «Прямоугольник».

Возрастная группа: средняя группа.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: знакомство детей 5-го года жизни с прямоугольником

Задачи:

Образовательные: 

-Формировать представления  о прямоугольнике и его свойствах;

-Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства;

Развивающие: 

-Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);

-Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;

Воспитательные: 

-Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;

Материал к занятию:

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: кукла би-ба-бо Мышка (Приложение 1), большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки (Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD-проигрователь, диск Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;

Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.

Методические приемы: 

Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», средняя группа 

 Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

– Вы все  будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

Игровое упражнение, сюрпризный момент

эмоционально - психологический настрой.

Приветствие, выполнение  игрового упражнения.

Психологическая готовность, заинтересованность детей. Соблюдение социальных норм поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

-Ребята, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим: какая-то записка:

« Ждите меня сегодня в гости.

А кто я – угадайте»

Я люблю кота дразнить,
Из его тарелки пить,
Незаметно, очень ловко,
Сыр украсть из мышеловки.
С длинным хвостиком малышка,
Догадайтесь кто я -(
Мышка!)

-Ребята, как вы думаете, кто это?

Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би-ба-бо Мышкой на руке.

Мышка: Здравствуйте, ребята!

Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?

(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет прямоугольник.)

А с этой фигурой я еще не знакома?

-Ребята, давайте поможем Мышке!

-Кто сможет назвать эту фигуру?

-Давайте все вместе повторим – прямоугольник.

(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.)

Сюрпризный момент

загадка

Осознают  и принимают проблемную ситуацию.

Внутренняя мотивация на решение  проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

-А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?

Дети: На квадрат.

-Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти фигуры).

(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)

-Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?

Дети: Да, есть.

-Сколько их?

Дети: Много, четыре.

-А у квадрата есть углы?

Дети: Да, есть.

-Сколько их?

Дети: Четыре, много.

-А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

-А у прямоугольника есть углы? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

-Как можно проверить?

Дети: Наложить.

(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)

-Что теперь мы видим? Что можем сказать?

-Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.

(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)

Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного поиграем!

Физминутка «Часы»:
Вышли мыши как - то раз (маршируют маленькими шажками вперед)
Посмотреть, который час 
(указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом!”, 
(руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком. 
(на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)

Словесный метод

Загадки

художественное слово

вопросы

Слушают и отвечают на вопросы.

Выполнение динамических упражнений

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение, производительности психических процессов.

2.3.

Этап практического решения проблемы

-Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий, - говорил Прямоугольник - если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату - и стоя, и сидя, и лежа»

«Да , - отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?

Дети: две длинные, а две короткие.

-А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?», будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы, похожие на прямоугольник.

-У вас на столах лежат листочки с изображением прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы получился какой -нибудь предмет прямоугольной формы.

Художественное слово

Практический метод

вопросы.

Усвоение информации.

Снятие усталости и напряжения.

Развитие познавательных процессов.

3.

Заключительный этап

-Ребята, давайте ещё раз скажем Мышке, как называется эта геометрическая фигура.

-Чем отличается прямоугольник от квадрата?

Мышка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю о прямоугольнике всё. А о вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. До свидания!

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

-Что вам понравилось больше всего?

-С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?

-А мне, как и Мышке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы! Все старались!

Беседа, обсуждение, вопросы.

Сюрпризный момент.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...