«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
консультация
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида
№2 «Радуга»
Воспитатель: Яныкина Н.А.
Ноябрь 2020 г.
Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.
Она позволяет привить детям основы логического мышления и научить простому счету.
В НОД по математике воспитателями используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
При организации и проведении деятельности по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.
Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей.
Применяется занимательный материал для того, чтобы заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.
Игровая форма является понятной и интересной детям. С каждой НОД дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом деятельность остается игрой.
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью на занятия можно привлечь к себе в помощники любых персонажей, которые симпатичны детям: Чебурашку, Динозаврика, Злую Волшебницу или Незнайку, который не знает геометрические фигуры, не умеет считать, и просит помощи у детей.
Впрочем, такого персонажа можно придумать и самим. Смешной нарисованный, вылепленный , вырезанный человечек или зверюшка, мягкая игрушка, любимая кукла. В младших группах можно использовать куклы - рукавички- дети радостно общаются с ними, искренне забывая, что зайчик или мышка надеты как перчатка на руку и говорят голосом воспитателя. Появление такого персонажа удивляет и увлекает каждого ребенка, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его просьбу или поручение. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности.
Использование дидактических игр и упражнений по формированию математических представлений.
Для формирования у дошкольников математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться).
Занятия в форме дидактических игр широко применяются как в младших группах, где обучение носит игровой характер, так и в старших.
Дидактические игры делятся на:
игры с предметами;
настольно - печатные игры;
словесные игры.
Все эти виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей всех возрастных групп. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Главной целью всех видов игр является развитие умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры головоломки, задачи-шутки, ребусы, развивающие игры.
В детских садах применяются дидактические игры для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т. д. При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Играя в такие дидактические игры как: "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели, месяцами. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дидактические игры: "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Двенадцать месяцев"- помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.
Четвертая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:
-на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;
-сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;
-анализ сложной формы. «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».
В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и упражнения со следующим содержанием:
-ознакомление с разновидностями геометрических фигур;
-овладение последовательным обследованием формы предметов («Найди такой же узор», «Найди по описанию», «Кто больше увидит», «Найди на ощупь»);
Особый интерес у детей вызывают игры и упражнения на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур. Например, игра «Фигуры из цветной мозаики».
Пятая группа: В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?"
Сюжетно-ролевые игры в математике.
Наряду с дидактическими в детских садах используются увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, поваров; в больницу, магазин, парикмахерскую, школу, завод и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм свойственна свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями.
Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты.
Благодаря сюжетно-ролевым играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.
Занимательные вопросы и задачи-шутки на занятиях по математике.
На НОД по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Для решения их необходимо проявить находчивость, смекалку.
Задачи-шутки для детей 6-7 лет:
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
Занимательные загадки.
Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения дошкольников. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)
Задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шел. на обед грибы нашел: два под березой, один у осины. Сколько их будет в плетеной корзине?
Под кустом у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?
Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки. Например: Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, в прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, кто из нас пойдет искать.
Во время занятий по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Они и сами не замечают, как в игре осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.
Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по теме:«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...