Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений. Составила воспитатель высшей категории Стыдова О.Н. Тема: «Путешествие в Страну Знаний»
план-конспект занятия по математике

Стыдова Ольга Николаевна

Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группе. Чтобы обобщить и систематизировать у детей полученные знания. Закрепить знания детей о порядковом счете, о последовательности дней недели и «соседей» дня и числа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений.

Составила воспитатель высшей категории Стыдова О.Н.

Тема: «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о порядковом счете, о последовательности дней недели и «соседей» дня и числа. Развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, слева, справа, сзади, перед, возле, рядом.

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 20; учить детей составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.

Развивающие: Развивать внимание, память, способность рассуждать и обосновывать свои ответы, логически мыслить.

Воспитательные: Воспитывать интерес к знаниям, умение работать в коллективе.

Форма работы: игровая, беседа, решение, слушание, обсуждение.

Работа над словарем:  Обогащать словарный запас, используя слова:   спереди, слева, справа, сзади, перед, возле, рядом.

Предметно – развивающая среда: Цифры от 1 до 20. Цветок с лепестками, на которых написано задание для каждого ребенка; полоски с названием дней недели, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, для аппликации; цифры от 1 до 10 в двух экземплярах для игры в «Ручеек»; счетные палочки, «карта» с ходом занятия; следы, вырезанные из картона.

Индивидуальная работа: закрепить счет от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; составить и решить простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.

Предварительная работа: дети считают по порядку от 1 до 20 и обратно, знают о последовательности дней недели и «соседей» дня и числа, знают о геометрических фигурах и ориентируются  на плоскости и в пространстве на ограниченной плоскости. Решают арифметические задачи и примеры.

                                                 Ход занятия:

- Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела на столе вот это (показываю детям карту группы) - Что это? (ответы детей) – Да, это карта. Но откуда она здесь? А, вот и письмо. Сейчас, ребята, я прочту вам письмо, и мы поймем, кто нам его прислал. Читаю  письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители из Страны Знаний. К нам недавно в Страну ворвался один двоечник и хулиган и сотворил ужасные вещи. Он перепутал дни недели; разрушил дома из геометрических фигур;  он совершенно не знает цифры, перепутал их и теперь никак не получается число «10»;  испортил узоры из счетных палочек; не правильно решил примеры, не умеет составлять задачи и еще куда – то забросил вывеску с названием области, где мы живем. Что делать? Мы все в панике. И поэтому мы обращаемся к вам с просьбой все исправить. Оставляем вам карту, чтобы ошибки исправляли по порядку. Но теперь к нам не так просто пройти в нашу Страну, мы установили пароль. Чтобы узнать пароль, надо ответить каждому на вопросы правильно. Мы надеемся, что вы со всеми заданиями справитесь. Желаем вам удачи».

-  Ну, что, ребята, справимся? (Ответы детей) - Ну, тогда в путь. Давайте посчитаем, сколько нас, чтобы в этой Стране Знаний не потеряться и в этом же количестве вернуться обратно. (Посчитаемся по порядку – порядковый счет). – Посмотрите на карту, ребята, куда нам сначала идти? Вот на карте, смотрите, нарисованы следы и стрелки, которые ведут к воротам Страны, значит, идем туда (поставить ширму, украсить ее, возле ширмы цветы – на лепестках которых написано задание для каждого ребенка).

- Ребята, вот мы подошли к воротам Страны Знаний, но зайти мы не можем, так как у нас нет пароля. Чтобы получить пароль, нужно ответить на некоторые вопросы. Итак – начнем! (Дети отрывают лепестки и я читаю вопросы, каждый ребенок, чей вопрос был прочитан, отвечает на него).

1. Получение пароля.

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2.Сколько дней в неделе? (7)

 3.Сколько глаз у светофора? (3)

4.Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)

5.Сколько пальцев на одной руке? (5)

6.Сколько солнышек на небе? (1)

7.Сколько месяцев в году? (12)

8.Сколько зимних месяцев? (3)

9.Сколько частей в сутках? (4)

10.Сколько весенних месяцев? (3)

11.Сколько хвостов у 7 слов? (7)

12.Сколько ног у двух коров? (8)

13.Сколько ушей у трех мышей? (6)

14.Сколько пальцев на двух руках? (10)

15.Сколько рук у поросенка?

-  Молодцы, ребята, с заданием справились и вот теперь мы узнали пароль и  можем пройти в Страну Знаний. (Проходим через ширму). – Ой, посмотрите, какой здесь беспорядок! Все валяется. Следы от обуви хулигана. Нужно срочно наводить порядок! Начнем с дней недели.

2.  Д/И «Живая неделя»

 Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, раскладывать карточки с названиями дней недели по порядку.

Вопросы к игре: 

  1. Сколько дней в неделе? Назовите их.
  2. Какой первый день недели?
  3. Какой день недели сегодня?
  4. Какой был вчера?
  5.  Какой будет завтра?
  6. Какой день недели между понедельником и средой?
  7. Между пятницей и воскресеньем?
  8. Разложите дни недели по порядку (дети раскладывают на полу названия дней недели).

- Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились. Разложили дни недели по порядку. А теперь отправляемся дальше. Что мы видим? Да, геометрические фигуры. Теперь вам предстоит стать строителями и построить новые дома для жителей этой Страны Знаний из геометрических фигур. Геометрические фигуры вы все знаете? Ну, хорошо, тогда с этим заданием вы тоже легко справитесь. – Представьте себе дома и подумайте, какие геометрические фигуры можно использовать? (Дети называют).

3. Аппликация. 

Задания каждому ребенку. Например: Ваня, подойди и приклей большой прямоугольник в середине листа. Таня, расположи елочку в правом нижнем углу и приклей. Саша, в правом верхнем углу приклей солнышко.

- Молодцы, ребята, какая красивая улица у вас получилась. Вот посмотрите, какая была улица до того, как забрался хулиган в эту  Страну, похоже на ту, что построили вы? (Показываю  заранее изготовленную аппликацию из геометрических фигур).   - Вот замечательно! Идем дальше. Вот и следующее задание, нужно правильно образовать слова.

4. Образование слов:

- Одна морковь, а если много, то много моркови.

- Один огурец – много огурцов.

 - Один картофель – много картофеля.

 - Один чеснок – много чеснока.

 - Молодцы, и с этим заданием вы справились. Двигаемся по карте дальше.  Что мы видим? Разбросанные цифры. Нужно сложить состав числа 10. Вы знаете, как получается число 10? Из каких цифр оно состоит?

- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Ручеек» и составим число 10 несколькими способами.

5. Игра малой подвижности «Ручеек»

 Двое детей – ведущих, берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого из них цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, 5 и 5; 1и 9; 3 и 7; 4 и 6; 2 и 8.

- Хорошо, ребята, молодцы. И вот мы отправляемся дальше по следам. Теперь исправлять ошибки двоечника мы будем за столами. Прошу вас присесть за столы. Возле каждого из вас лежат счетные палочки, нужно с помощью их восстановить узоры, которые были испорченны двоечником.

6. Игровое задание со счетными палочками «Составь узор».

Цель: закреплять знания детей  о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры.

  1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны. Как называется эта фигура?
  2. Постройте фигуру, из 4 палочек, у которой все стороны равны. Что это за фигура?
  3. Постройте фигуру из 6 палочек, у которой 2 стороны длинные и 2 короткие. Как называется эта фигура?

      4. Постройте фигуру из 4 палочек, у которой 2 острых угла и 2 тупых. Как     называется эта фигура?  

 - Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились.

7. Следующее задание на карте – это решение примеров и составление арифметических  задач.

 У каждого из вас на столе есть цифры и знаки. Что обозначают знаки «+, -»? (Ответы детей). Возьмите 9 счетных палочек красных и 8 палочек белых, сосчитайте, сколько получилось всего палочек? Как можно составить задачу с этими цифрами? Да, например – гуляло на улице 9 девочек, к ним подошли еще 8 девочек. Сколько всего девочек стало?  (Дети придумывают свои задачи).

- Ну,  вот и все, молодцы, ребята. А теперь вставайте из – за столов, вы славно потрудились. Столько много ошибок двоечника исправили. А вам не кажется, ребята, что мы уже долго находимся в этой Стране, что нам пора уже возвращаться в группу? Но мы не можем вернуться, так как мы еще не нашли вывеску с названием области, где живут жители Страны Знаний. Посмотрите, может вы где – то видите буквы? Я тоже не вижу, но я вижу разбросанные цифры, может быть, в них скрывается какая - то загадка? Я предлагаю вам разложить цифры по порядку от 11 до 20.

8.  Раскладывание  цифр на ковре от 11до 20 и в обратном порядке.

 -  Хорошо, молодцы! А сейчас закройте глаза, а я немного поколдую. Раз, два, три, четыре, пять – название области Страны Знаний появись опять! (Переворачиваю карточки с цифрами обратной стороной) Открывайте глаза. Что вы видите? Наши цифры  превратились в буквы. Кто -  то из вас может прочитать, что написано?  Нет, здесь, что - то непонятное. – Давайте снова перевернем карточки и попробуем разложить их в обратном порядке, посмотрим, что получится. Закрывайте снова глаза, а я опять произнесу волшебные слова: раз, два, три, четыре, пять – название области появись опять! (Переворачиваю обратной стороной карточки)  – Теперь, ребята, можно прочитать, что написано? (Да) Читаем – МАТЕМАТИКА. Замечательно, значит  область Страны Знаний, где мы побывали, называется МАТЕМАТИКА. Теперь мы можем идти в нашу группу, вы все были большие молодцы, с такими трудностями справились.  Я вам дарю на память – медальки «Юному МАТАМАТИКУ»,  которые мне передали жители Страны Знаний.

Литература

  1. Колесникова Е. В. «Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие».

  1. Метлина Л. С. «Математика в детском саду».

  1. Михайлова З. И. «Математика от 3 до 7»

  1. Борисова М. М. «Малоподвижные игры и упражнения для детей 3 – 7 лет. Сборник игр и упражнений».

  1. Волина В. В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему «В гостях у Старичка - Лесовичка».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему «В гостях у Старичка - Лесовичка»....

Конспект по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в страну математику»

Разработка конспекта по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы в сюжетно-игровой форме и  использованием ЭОР...

Итоговая организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе №5 на тему: «Путешествие в страну Математики»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.Задачи:– обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе.– развивать познавательный интерес и мотивацию к учеб...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное...