Использование элементов ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_triz_-_rtv_tehnologii.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов ТРИЗ - РТВ технологии
на занятиях по ФЭМП
с детьми старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути решения задач, которые ставит жизнь?». Ответ прост: надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Грамотное использование методов и приемов ТРИЗ – РТВ технологии позволит приблизиться к решению этой задачи.
Методическая разработка «Использование ТРИЗ-РТВ технологии на занятиях по формированию элементарных математических представлений». Одной из важнейших задач определяет формирование такого качества мышления, как :
-системность – способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей.
Для разрешения этой задачи предлагаю использовать различные методы и приемы ТРИЗ – РТВ:
1. Морфологическая дорожка (волшебная дорожка) – для формирования понятий изменяемости объекта по размеру, величине; для ориентировки в пространстве ( линейная «Да – нетка»).
2.Морфотаблица, Кольцо Луллия – для классификации и установлении взаимосзязи между количеством и цифрой, для нахождения общих объектов по форме, для уравнивания неравных групп предметов, представление о времени суток, времени года, для составления задач и т.д.
3.Схема структурного подхода – для закрепления навыка образования числа из двух меньших, для классификации объектов по размеру и т.д.
4.Системный оператор (волшебный экран – использовать 9-тиэкранка ) – для проведения различных операций с геометрическими фигурами ( «система» – сама фигура, «подсистема» – из каких фигур может быть составлена, «надсистема» – частью какой геометрической фигуры она может быть, « вертикаль прошлого» – представляет изменение объекта по величине, «вертикаль будущего» - возможны варианты построения предметов, объектов, орнаментов из геометрических фигур, представленных как «система»).
Все это позволяет организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.
Цель: активизация мыслительной деятельности, снятие стереотипов мышления в деятельности, активизация творческого воображения.
Задачи:
- Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия при работе с морфологической таблицей.
- Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее. Учить детей производить анализ объекта с помощью системного оператора.
- Формировать умение самостоятельно использовать разные виды моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений, работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице, на системном операторе.
- Совершенствовать умение сужать поле поиска в играх «Да – нет» разного варианта. Обучение детей построению классификационных структур при проведении игр по загаданному и неизвестному объекту. Продолжать побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.
«Количество и счет».
- Цель: закреплять представления детей о составе числа из единиц, двоек, троек, четверок и т.д.
Морфотаблица:
По горизонтали выставляются единицы, по вертикали – десятки. При встрече получается двузначное число.
- Цель: закреплять умение детей считать единицами, парами, тройками.
Морфотаблица:
По горизонтали выставляются цифры от 1 до 3, по вертикали - цифры первого десятка. Например, 2 встречается с 3 получается 6.
- Цель: учить детей составлять задачи на сложение и вычитание.
Кольцо Луллия.
На внешнем и внутреннем круге выставляются карточки с изображением разного количества предметов. На среднем круге – знаки «+» и «-». Дети, вращая круг, учатся составлять задачи.
- Цель: учить уравнивать неравные группы двумя способами: добавление и уменьшение. Использовать в речи понятия «+» и «-»
Кольцо Луллия.
5. Цель: упражнять в составе числа из двух меньших. ( до 10)
Схема структурного подхода:
На центральной клетке выставляется число, например 5. В нижних клеточках выставляются два числа из которых можно составить число 5, например 3 и 2, 4 и 1,
1 и 4 и т.д.
«Величина»
- Цель: учить находить общие объекты по цвету, форме и размеру.
Кольцо Луллия.
Например, на внешнем круге желтый овал среднего размера, на среднем круге – желтый банан среднего размера, на внутреннем круге – желтый лимон среднего размера.
- Цель: формирование понятий размер, величина.
1).Морфологическая дорожка.
На морфологической дорожке моделями выставляется схема прямой аналогии по размеру. Например, треугольник высокий, ниже, еще ниже, самый низкий, между ними стрелки в одну и в другую сторону. Используя прямую аналогию, дети выкладывают предметы.
3.Цель: формирование понятий размер, величина.
Схема структурного подхода.
В соответствии с моделью размера дети выкладывают предметы : высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, толстый - тонкий.
- Цель: нахождение общих объектов по величине.
Кольцо Луллия.
На внешний круг выставляются модели размера ( высокий, ниже, еще ниже, самый низкий). На внутренний круг выставляется предмет разного размера ( высокий, ниже, еще ниже, самый низкий). Ребенок, вращая круг, соотносит величину предмета и модели.
- Цель: учить изменять объект (геометрическую фигуру) при взаимодействии разных вариантов цвета, размера, формы.
Морфологическая таблица.
По горизонтали выставляются модели размера и цвета ( до 5). По вертикали – модель геометрических фигур.
«Формы»
- Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах и объектах, по форме напоминающих геометрическую фигуру.
Морфологическая таблица.
По вертикали выставляются геометрические фигуры. По горизонтали дети выставляют предметы, похожие на данную геометрическую фигуру.
- Цель: учить находить общие объекты по форме.
Кольцо Луллия.
На внутреннем круге выставляются геометрические формы, на внешнем – предметы. Ребенок, соединяя сектора ищет предмет. похожий на геометрическую фигуру.
- Цель: учить составлять предметы из геометрических фигур разного цвета, размера.
Кольцо Луллия.
Ребенок, соединяя сектора, получает три геометрические фигуры , из которых он должен составить объект или предмет.
- Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах – из каких частей или геометрических форм она состоит ( то есть подсистема), частью какой фигуры она сама может быть ( ее надсистема); как она может выглядеть в измененном размере ( уменьшенной – то есть прошлое системы); какие предметы, орнаменты можно выложить, представить из данной геометрической фигуры или ее подсистемных частей.
- Цель: учить детей соединению и разделению геометрических форм на 2 – 4 части. Модели Волшебников «Дроби – Объединяй».
- Игра «Часть – целое»
Цель: учить детей по одной из частей определять фигуру.
Структурный подход.
- Цель: учить детей видеть подсистемные части объекта.
Структурный подход.
Задан объект – треугольная призма. Дети определяют, что треугольная призма состоит из квадрата, двух прямоугольников, двух треугольников ( выкладывают карточки).
«Ориентировка в пространстве и во времени»
1. Игра «Да – нетка»
1)Цель: закрепить навык ориентировки в пространстве, учить детей задавать вопросы обобщенного характера при выяснении признаков неизвестного объекта.
Морфологическая дорожка.
Ведущий загадывает объект. Играющие должны его отгадать, задавая вопросы ( с использованием понятий «середина», «справа», «между» и т.п.).
2)Цель: формирование навыков ориентировки в пространстве ( «вверху», «внизу», «справа», «слева»), закрепляя при этом название местонахождения предметов.
Системный оператор.
Ведущий загадывает объект. Играющие должны его отгадать, задавая вопросы ( с использованием понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева» и т.п.)
2. Цель: закрепить знания детей о частях суток.
Морфологическая таблица.
Герой (любой) путешествует по ВД, встречается с утром, днем, вечером, ночью.
Дети рассказывают, что с ни м происходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по социализации с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
Конспект занятия в старшей группе детского сада по социализации в форме сказкотерапии "Сказка о разноцветной звезде" Автор: Трамова Лаура Юрьевна Воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1...
Использование грамматических средств языка в индивидуальных занятиях и играх с детьми старшего дошкольного возраста.
Старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо обучать таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определенные трудности. Р...
«Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по математике, с детьми старшего дошкольного возраста»
Призентация занятий по математике....
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Занятие по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста "Поможем Фиксикам"
Занимательное открытое занятие по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста.
1) Освоение приёмов мнемотехники, развитие внимания , зрительной памяти.2)Продолжать учить анализировать и объяснять ,что лишнее в группе предметов.3)Продолжать учить детей решать логические задачи, р...
Презентация опыта работы "Проектная технология с использованием ИК-технологии на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста"
Творческий проект "Новогодняя сказка" направлен на создание условий для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность с использованием ИКТ на занятиях...