Конспект НОД с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Синельникова Марина Ивановна

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_nod_s_ispolzovaniem_triz.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский Детский Сад»

Воспитатель: Синельникова Марина Ивановна

Конспекты НОД с использованием ТРИЗ

Тема: «Волшебный сундучок»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умения детей сопоставлять цвет с названием предмета; формировать умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закрепить знания детей о месте чисел в числовом ряду;

  • развивать умения составлять числа из двух меньших чисел;
  • закрепить умение определять предыдущее и последующее число;
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование: круги разного цвета на каждого ребёнка; геометрические фигуры; образец ковра из геометрических фигур; системный оператор; карточки с цифрами; карточки с числовым рядом; карточки с геометрическими фигурами для игры «Дорисуй».

Ход НОД

1. Вводная часть. Организационный момент:

Для начала встанем в круг.

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнёмся.

Мы готовы поиграть.

Можно встречу начинать.

Дети заходят в группу. В руках у детей круги (зелёные, жёлтые, голубые, красные).

Воспитатель: Доброе утро, ребят!

Слушайте внимательно!

Вы к занятию готовы?

Здравствуй математика!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила сундучок от Феи сказок (воспитатель показывает сундучок с замками). В стране сказок случилось беда. Злой волшебник спрятал все сказки в этом сундучке. Волшебник приготовил задания. Если мы их выполним, то сундучок откроется и сказки освободятся.

Поможем Фее освободить сказки?

Дети: Да.

Игра: «Самый внимательный».

В руках у детей круги (жёлтые, зеленые, голубые, красные).

Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с кругом ребенок поднимает круг вверх.

Воспитатель: Готовы? Будьте внимательны.

На летней опушке.

Плясали лягушки (зелёный)

Поднимают круги зелёного цвета.

Уронило солнце.

Лучик золотой (жёлтый).

Поднимают круг желтого цвета.

Ветер по морю гуляет.

И кораблик подгоняет (голубой).

Поднимают круги голубого цвета.

На опушке лесной

Земляничка под листвой (красный)

Поднимают круги красного цвета.

А на небе расцвела.

Радуга – дуга (все круги)

(Все дети должны поднять круги)

Игровое упражнение: «Рассели жильцов».

Ребята, посмотрите какая чудесная полянка, а на ней никого нет. Давайте мы с вами поселим туда жильцов.

(Ориентация в пространстве)

Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. Теперь полянка заполнилось жильцами.

Игра: «Собери ковер».

Детям предлагаются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник определенного цвета) и показывается на несколько минут.

Образец: Дети должны по памяти собрать ковёр.

Физминутка: «Зверобика».

«Системный оператор».

Выполнение индивидуальных заданий.

«Дорисуй предмет»

Дети превращают геометрические фигуры в предметы.

3. Заключительная часть. Молодцы ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.

Тема: «Зимушка-зима»

Цель: развивать математические представления детей, уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные: закреплять цифры до 10, геометрические фигуры и формы; упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Развивающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, память, умение фантазировать; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями, дополнять.

Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Материал: листочки желтые с заданием приклеенные к березке, фланелеграф, картинки с дикими животными и птицами, 2 мнемотаблицы для составления рассказов о зиме, лист с геометрическими фигурами и лист с линейкой, тюль-покрывало со снежинками, подарки для детей, аудиозапись для физкультминутки.

Ход НОД

1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Молодцы!

Дети: Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели!

Спряталась вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам!

Ребята, послушайте стихотворение:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение? Как вы догадались, что стихотворение о зиме?

Какое сейчас время года?

Какой сейчас зимний месяц?

Игорь: Декабрь – это первый месяц зимы, его еще называют «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.

Какой второй месяц зимы?

Аня: Январь – это второй месяц - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».

А, как называется третий месяц?

Антон: Третий месяц февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».

Какие приметы зимы вы знаете? Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть зимой в лесу? (Ответы детей: голые деревья; высокие елки; диких зверей и т. д.).

Посмотрите, ребята у нас здесь что-то спрятано? (Воспитатель обращает внимание детей на березку, накрытую белым покрывалом.) Чтобы это узнать, вам надо отгадать загадку:

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Дети: Берёза.

Воспитатель: Вы правы, это берёзка, но она не обычная. А почему, как вы думаете?

Дети: На берёзе листочки висят золотые.

Воспитатель: Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке листочки. (Ответы детей).

Ребята, всем деревьям необходимо отдыхать зимой? А зачем деревья зимой отдыхают? (Ответы детей).

Как же нам помочь березке? (Ответы детей: освободить от листочков).

Правильно мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно выполнить задания, которые написаны на всех листочках. Вы согласны березке помочь?

Дети: Согласны.

(воспитатель отрывает 1 листочек)

2. 1 задание: Игра «Да – нет»

Воспитатель загадывает животное (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк).

Дети задают вопросы:

Оно большое? (да)

Оно прыгает? (да)

У него есть копыта? (нет)

У него длинные уши? (да)

У него короткий хвост? (да)

Это заяц? (да).

(Воспитатель показывает картинку)

(воспитатель отрывает 2 листочек)

2 задание: Игра «Чем похожи, чем отличаются»

Воспитатель предлагает пары слов, дети подбирают как можно больше сходств и различий (лиса – белка, сосна – ель, еж – медведь, весна – осень, ворона – грач и т. д.)

(воспитатель отрывает 3 листочек)

3 задание: Игра «Числовая да-нет-ка» На фланелеграфе лист с горизонтальной осью с цифрами до 10.

Воспитатель говорит: Я задумала число до 10, а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Дети спрашивают:

Это число больше 5? Меньше 5?

Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине? и т. д.

Физкультминутка «Вот студеною зимой»

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся на стулья)

(воспитатель отрывает 4 листочек)

4 задание: Игра «Отгадай» (с геометрическими фигурами)

На листе расположены геометрические фигуры. Воспитатель загадывает фигуру, дети её отгадывают, задавая вопросы: Это справа (слева) от середины? Это вверху (внизу) листа? И т. д.

(воспитатель отрывает 5 листочек)

5 задание: Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со словом «снег».

(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

(воспитатель отрывает 6 листочек)

6 задание: Дидактическая игра «Кто больше вспомнит зимних сказок»

Дети называют сказки, события в которых происходят зимой. («Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Мороз Иванович», «Рукавичка», «Два мороза», «Снежная Королева», «Елка», «Серебряное копытце», «Старик Годовик», «Зимняя сказка», «Лисичка-сестричка и волк», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и семь гномов», «Зимовье зверей», «Сказка о зиме» и др.

Воспитатель: Ну, вот остался последний листок и последнее задание.

(воспитатель отрывает 6 листочек)

Но задание это не простое. Ребята вам надо разделиться на две команды. Каждой команде я даю таблицу (мнемотаблицу). И предлагаю по ним составить рассказ о зиме. (Дети составляют и рассказывают свои истории о зиме.)

Мы помогли березке. И смотрите, под деревом вас ждут подарки.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"

Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ с детьми старшей группы на тему «В гостях у тётушки Сдобы»

   Уточнение и обобщение знаний детей о том, что такое бутерброд, его происхождение и основной продукт приготовления;   Систематизирование  представлений детей о происх...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий.

Целью образовательной деятельности является формировать целостные представления об одежде, ее типах и предназначении....

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Детский сад со всех сторон»

Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём; развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»; развитие символической функции мы...