Конспект НОД с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_nod_s_ispolzovaniem_triz.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Краснянский Детский Сад»
Воспитатель: Синельникова Марина Ивановна
Конспекты НОД с использованием ТРИЗ
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения детей сопоставлять цвет с названием предмета; формировать умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закрепить знания детей о месте чисел в числовом ряду;
- развивать умения составлять числа из двух меньших чисел;
- закрепить умение определять предыдущее и последующее число;
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: круги разного цвета на каждого ребёнка; геометрические фигуры; образец ковра из геометрических фигур; системный оператор; карточки с цифрами; карточки с числовым рядом; карточки с геометрическими фигурами для игры «Дорисуй».
Ход НОД
1. Вводная часть. Организационный момент:
Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть.
Можно встречу начинать.
Дети заходят в группу. В руках у детей круги (зелёные, жёлтые, голубые, красные).
Воспитатель: Доброе утро, ребят!
Слушайте внимательно!
Вы к занятию готовы?
Здравствуй математика!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила сундучок от Феи сказок (воспитатель показывает сундучок с замками). В стране сказок случилось беда. Злой волшебник спрятал все сказки в этом сундучке. Волшебник приготовил задания. Если мы их выполним, то сундучок откроется и сказки освободятся.
Поможем Фее освободить сказки?
Дети: Да.
Игра: «Самый внимательный».
В руках у детей круги (жёлтые, зеленые, голубые, красные).
Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с кругом ребенок поднимает круг вверх.
Воспитатель: Готовы? Будьте внимательны.
На летней опушке.
Плясали лягушки (зелёный)
Поднимают круги зелёного цвета.
Уронило солнце.
Лучик золотой (жёлтый).
Поднимают круг желтого цвета.
Ветер по морю гуляет.
И кораблик подгоняет (голубой).
Поднимают круги голубого цвета.
На опушке лесной
Земляничка под листвой (красный)
Поднимают круги красного цвета.
А на небе расцвела.
Радуга – дуга (все круги)
(Все дети должны поднять круги)
Игровое упражнение: «Рассели жильцов».
Ребята, посмотрите какая чудесная полянка, а на ней никого нет. Давайте мы с вами поселим туда жильцов.
(Ориентация в пространстве)
Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. Теперь полянка заполнилось жильцами.
Игра: «Собери ковер».
Детям предлагаются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник определенного цвета) и показывается на несколько минут.
Образец: Дети должны по памяти собрать ковёр.
Физминутка: «Зверобика».
«Системный оператор».
Выполнение индивидуальных заданий.
«Дорисуй предмет»
Дети превращают геометрические фигуры в предметы.
3. Заключительная часть. Молодцы ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: развивать математические представления детей, уточнить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные: закреплять цифры до 10, геометрические фигуры и формы; упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Развивающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, память, умение фантазировать; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями, дополнять.
Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Материал: листочки желтые с заданием приклеенные к березке, фланелеграф, картинки с дикими животными и птицами, 2 мнемотаблицы для составления рассказов о зиме, лист с геометрическими фигурами и лист с линейкой, тюль-покрывало со снежинками, подарки для детей, аудиозапись для физкультминутки.
Ход НОД
1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Молодцы!
Дети: Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели!
Спряталась вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам!
Ребята, послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
Воспитатель: Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение? Как вы догадались, что стихотворение о зиме?
Какое сейчас время года?
Какой сейчас зимний месяц?
Игорь: Декабрь – это первый месяц зимы, его еще называют «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
Какой второй месяц зимы?
Аня: Январь – это второй месяц - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».
А, как называется третий месяц?
Антон: Третий месяц февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».
Какие приметы зимы вы знаете? Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть зимой в лесу? (Ответы детей: голые деревья; высокие елки; диких зверей и т. д.).
Посмотрите, ребята у нас здесь что-то спрятано? (Воспитатель обращает внимание детей на березку, накрытую белым покрывалом.) Чтобы это узнать, вам надо отгадать загадку:
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети: Берёза.
Воспитатель: Вы правы, это берёзка, но она не обычная. А почему, как вы думаете?
Дети: На берёзе листочки висят золотые.
Воспитатель: Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке листочки. (Ответы детей).
Ребята, всем деревьям необходимо отдыхать зимой? А зачем деревья зимой отдыхают? (Ответы детей).
Как же нам помочь березке? (Ответы детей: освободить от листочков).
Правильно мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно выполнить задания, которые написаны на всех листочках. Вы согласны березке помочь?
Дети: Согласны.
(воспитатель отрывает 1 листочек)
2. 1 задание: Игра «Да – нет»
Воспитатель загадывает животное (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк).
Дети задают вопросы:
Оно большое? (да)
Оно прыгает? (да)
У него есть копыта? (нет)
У него длинные уши? (да)
У него короткий хвост? (да)
Это заяц? (да).
(Воспитатель показывает картинку)
(воспитатель отрывает 2 листочек)
2 задание: Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Воспитатель предлагает пары слов, дети подбирают как можно больше сходств и различий (лиса – белка, сосна – ель, еж – медведь, весна – осень, ворона – грач и т. д.)
(воспитатель отрывает 3 листочек)
3 задание: Игра «Числовая да-нет-ка» На фланелеграфе лист с горизонтальной осью с цифрами до 10.
Воспитатель говорит: Я задумала число до 10, а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Дети спрашивают:
Это число больше 5? Меньше 5?
Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине? и т. д.
Физкультминутка «Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся на стулья)
(воспитатель отрывает 4 листочек)
4 задание: Игра «Отгадай» (с геометрическими фигурами)
На листе расположены геометрические фигуры. Воспитатель загадывает фигуру, дети её отгадывают, задавая вопросы: Это справа (слева) от середины? Это вверху (внизу) листа? И т. д.
(воспитатель отрывает 5 листочек)
5 задание: Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
(воспитатель отрывает 6 листочек)
6 задание: Дидактическая игра «Кто больше вспомнит зимних сказок»
Дети называют сказки, события в которых происходят зимой. («Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Мороз Иванович», «Рукавичка», «Два мороза», «Снежная Королева», «Елка», «Серебряное копытце», «Старик Годовик», «Зимняя сказка», «Лисичка-сестричка и волк», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и семь гномов», «Зимовье зверей», «Сказка о зиме» и др.
Воспитатель: Ну, вот остался последний листок и последнее задание.
(воспитатель отрывает 6 листочек)
Но задание это не простое. Ребята вам надо разделиться на две команды. Каждой команде я даю таблицу (мнемотаблицу). И предлагаю по ним составить рассказ о зиме. (Дети составляют и рассказывают свои истории о зиме.)
Мы помогли березке. И смотрите, под деревом вас ждут подарки.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»
Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...
Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"
Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...
Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Путешествие по сказкам"
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...
Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ с детьми старшей группы на тему «В гостях у тётушки Сдобы»
Уточнение и обобщение знаний детей о том, что такое бутерброд, его происхождение и основной продукт приготовления; Систематизирование представлений детей о происх...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий.
Целью образовательной деятельности является формировать целостные представления об одежде, ее типах и предназначении....
Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Детский сад со всех сторон»
Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём; развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»; развитие символической функции мы...