Занятие по познавательному развитию " На помощь к Эльзе"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ширковская Елена Анатольевна

Развитие метематических способностей у детей старшего дошкольного восраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_na_pomoshch_k_elze.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Интегрированная организованная

совместная организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию «На помощь к Эльзе»

с детьми старшего  дошкольного возраста.

Разработчик: Ширковская Е.А.

C:\Users\Semiy\Desktop\2021-04-01-06-46-52.jpg 

пгт. Пышма 2023

Тема: «На помощь к Эльзе»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма ООД: познавательное

Форма организации - групповая

Учебно-методический комплект:

Средства: презентация, аудиозапись, видео разминка.

Оборудование:  ноутбук,  проектор, интерактивная доска.

Раздаточный материал: набор палочек кьюзенера, шаблоны домов, тетради в клетку, ручка для каждого ребенка.

Методические приёмы: 

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование ИКТ).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа с детьми

порядковый и обратный счет в пределах 20, решение арифметических задач.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Цель: Обобщение математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

•        Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.

•        Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.

•        Закрепить умение работать с палочками кьюзенера по шаблону.

Развивающие:

•        Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,  внимания.

•        Развивать мелкую моторику пальцев рук.

•        Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

•        Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно.

•        Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к  другу.

•        Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Организационный момент

Основная  часть

Заключительная часть

Коммуникативная игра:

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Она - царица всех наук,

Без неё мы - как без рук,

Научит думать и решать,

И много действий совершать. (Это Математика)

Ответ детей:  

Воспитатель: Правильно. Это  Математика очень важная и нужная наука.

Ребята! Посмотрите, нам пришло аудио - письмо от Эльзы. Давайте послушаем.

Слайд 2

Аудио - письмо

Письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Мы с Анной поссорились, и я пошла погулять, заблудилась и попала в удивительную страну, где повстречалась с королевой Математики. Королева не отпустит меня, пока я не выполню сложные задания, только так я найду путь домой. Ребята без вас мне не справиться, помогите, пожалуйста, выполнить задания и вернуться домой»

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Эльзе вернуться домой?

Ответ детей:

Воспитатель: Но попасть в страну Математики совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали?

Ответ детей:

Воспитатель: Тогда в путь!

Слайд 3

Прохождение пароля.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько солнышек на небе? (1)

5. Сколько лап у двух собак? (8)

6. Сколько в неделе выходных дней? (2)

7. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. Первое задание, решить математические  загадки, справитесь?

Ответы детей:

Слайд 4

Работа с презентацией

Слайд 5

Воспитатель: Молодцы. А вот и второе задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушились дома в королевстве, нам нужно их восстановить.  Стоить будем из палочек кьюзенера, готовы?

Ответ детей:

Слайд 6

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе есть шаблоны домов и набор палочек кьюзенера, выбирайте шаблон дома, который вам больше нравиться, обратите внимание, работать будем парами, вместе, сообща. Приступайте к работе.

Дети выполняют работу по шаблону

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями, восстановили дома, но впереди у нас еще много дел!

Воспитатель: Давайте отдохнем, наберемся сил для выполнения следующих заданий.

Слайд 7

Видео разминка

Воспитатель: Отдохнули. Следующее задание, которое приготовила королева математики, это арифметические задачи, как вы думаете, справимся с этим заданием?

Ответ детей:

Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение , ответ)

Ответ детей:

Слайд 8

Составление и решение арифметических задач

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).

1)6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

2)4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

3)10-4 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 4 яблока съели. Сколько яблок осталось?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны и вернуться в детский сад. Вам нужно написать числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть.

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Цель: закреплять умение детей писать числа в обратном порядке (от 10 до 1).

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите, Эльза нашла дорогу домой.

Аудио запись «Ребята, спасибо вам за помощь, вы такие добрые, отзывчивые, умные, благодаря вам я смогла найти дорогу домой».

Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями, помогли Эльзе вернуться домой, я горжусь вами.

Подведение итогов

Скажите, пожалуйста, вам понравилось помогать Эльзе выполнять задания?

Андрей, какое задание тебе больше всего понравилось?

Даша, а тебе легко было составлять и решать задачу?

Никита, какое задание тебе больше всего понравилось выполнять?

Ульяна, что нового ты сегодня узнал?

Мотивирует детей на совместную деятельность, активизирует внимание, рассказывает, задает вопросы.

Включает аудиозапись  на экране

Рассказывает

Задает вопросы, объясняет.

Рассказывает, объясняет.

Задает вопросы

Объясняет

Рассказывает

Активизирует внимание.

Записывает пароль на интерактивной доске.

Работает с презентацией на интерактивной доской

Объясняет задание, правила его выполнения

Рассказывает, задает вопросы

Предлагает выходить к интерактивной доске для решения арифметических задач

Хвалит детей.

Объясняет

Включает аудиозапись

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Садятся за столы.

Слушают аудиозапись

Смотрят видео, слушают

Слушают внимательно, отвечают полным ответом

Слушают, отвечают на вопросы

Внимательно слушают.

Отвечают, высказывают свои суждения.

Слушают

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы полным ответом

Слушают, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Слушают, выполняют задания по шаблону  с палочками кьюзенера

Рассуждают, делают умозаключения

Оценивают свою деятельность

Выполняют движения с экрана

Слушают, делают умозаключения

Выходят по очереди к доске, составляют условие задачи, записывают решение

Один ребенок работает у интерактивной доски, остальные  самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

Ребёнок записывает пароль на доске

Слушают аудиозапись

Отвечают на вопрос

Включение детей в совместную деятельность

Формировать умение детей вступать в диалог

Формировать умение детей внимательно слушать

Формировать внимание, логическое мышление

Формировать умение детей вступать в диалог

Формировать умение детей делать умозаключения

Способствовать формированию мыслительных операций

Развитие творческих способностей

Эмоционально – положительный настрой детей.

Развитие физических навыков

Умение детей вступать в диалог

Способствовать формированию мыслительных операций

Способствовать формированию мыслительных операций

Формирование детской рефлексии

Эмоционально – положительный настрой на дальнейшую деятельность

Самоанализ образовательной деятельности

Самоанализ организационно образовательной деятельности в старшей  группе.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интегрированные образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

ООД для детей составлена в соответствии с ФГОС.

Цель: Обобщение математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

•        Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном   порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.

•        Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.

•        Закрепить умение работать с палочками кьюзенера по шаблону.

Развивающие:

•        Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,  внимания.

•        Развивать мелкую моторику пальцев рук.

•        Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

•        Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно.

•        Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к  другу.

•        Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные педагогические принципы и принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ:

- принцип непрерывности;

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

- принцип системности (образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

- принцип дифференцированного обучения (индивидуальная работа);

- принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы следующие методы:

Словесный (проговаривание числового ряда, частей задач, вопросы и  ответы детей );

         Наглядный (презентация на протяжении всего занятия, видеоразминка);

Практический (работа с палочками кьюзенера по шаблонам, решение арифметических задач ).

Приемы:

- сюрпризный момент –  письмо от Эльзы,

- игровой прием – видеоразминка

- повторение,

- вопросы,

- поощрения.

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих:

- совместную деятельность взрослого и детей;

- самостоятельную деятельность детей.

Для проведения ООД созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие демонстрационных материалов. Должным образом было подготовлено групповое помещение: проветривание.

Цель сформулирована с учётом интеграции образовательных областей: «Социально-личностное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Запланированное ООД состоит из трёх взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.

1-ую часть – направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей письмом о просьбе от Эльзы. Подбор пароля для входа в страну Математики.

2-я часть – строилась на использовании групп методов: презентация на протяжении всего занятия, работа по шаблонам с палочками кьюзенера, логические задачки, решение арифметических задач.

3-я часть – заключительная (рефлексия), где был подведён итог занятия с помощью ответов детей на вопросы воспитателя. Подбор пароля для возвращения в детский сад.

Считаю, что занятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности проявили интерес. Дети  были активны на протяжении всего занятия,  во всех заданиях принимали участие с большим желанием.

Структура занятия выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме занятия. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы. Для достижения результатов я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные цели решались  в единстве.

Разнообразие видов заданий обеспечивало занятость всех детей  с учётом их особенностей.

Считаю, что деятельность носит развивающий характер. Занятие прошло в оптимальном режиме, мне удалось достичь желаемого результата через реализацию поставленных цели и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) ТЕМА: « НА ПОМОЩЬ ИНОПЛАНЕТЯНАМ!»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕМА: « НА ПОМОЩЬ ИН...

Конспект занятия по познавательному развитию «Помощь лягушке»

Возрастная группа: вторая младшая 3-4 годаТема ООД: Помощь лягушке.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.Цель: создание условий для использован...

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...