Педагогическое сопровождение одаренных детей на занятиях по дополнительному образованию.
учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа)

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение одаренных детей на занятиях по дополнительному образованию.

Подготовила воспитатель

Дудкина М.Н.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи.

Под математическим развитием дошкольника понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании картины мира ребенка.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математики.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, тем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Чтобы решить эти проблемы, необходимо создать условия для проявления способностей дошкольников.

Одним из таких условий является организация в детском саду кружка «Математические ступеньки». Одной из целей является развитие умственных способностей детей средствами математики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он понимает и ощущает, что можно получить удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы);
  • стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;
  • передавать инициативу от взрослого к ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;
  • поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

Игра – важнейший вид детской деятельности, который играет огромную роль в развитии и воспитании ребенка.

Ф.Фребель утверждал, что для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они играют. А на самом деле игры помогают решать разнообразный комплекс развивающих и обучающих задач.

В своей работе я опираюсь на принципы организации игр:

  • отсутствие принуждения;
  • развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
  • развитие личностных качеств;
  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным;
  • доступность;
  • динамичность.

При этом учитываю:

  • дифференцированный подход;
  • особенности возраста детей;
  • индивидуальные интересы детей;
  • право выбора.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

Я предлагаю детям логические игры, задачи, упражнения, с помощью которых дети уточняют и закрепляют представления о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Всем известная игра «Четвертый лишний» учит детей выделять один предмет из группы по определенным правилам. Предлагается сначала более легкий вариант, затем поиск постепенно усложняется.    

                           

                         

Дидактические игры на закрепление знания цифр и количественного счета предметов. Такие как, «Волшебный молоточек» (выкладывание количества предметов, соответствующих удару молочка), «Посади морковку на грядку», «Магазин игрушек», «Рассели жильцов в домики», «Ну-ка цифры, встаньте в ряд», «Математические пазлы» и другие.      

           

                       

Игра «Заполни пустую клеточку», цель которой учить детей устанавливать простые закономерности и систематизировать предметы и явления. Ребенку сначала предлагается вариант с одной пустой клеточкой, затем задания постепенно усложняются с более сложными элементами. При этом дети знакомы с понятием «Таблица» и различают «ряд» и «столбик» в таблице.

     

Огромное удовольствие дети получают от таких игр, как «Логические задачки»:

  • На ветке сидело несколько птичек. У них всего 6 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке.
  • Мама купила воздушные шарики для Маши и Саши. Два шарика она подарила Маше и столько же Саше. Сколько шариков купила мама?
  • Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница?
  • Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

Игра «Закончи предложение»:

  • Если брат старше сестры, то сестра…(младше брата).
  • Если стол выше стула, то стул…(ниже стола).
  • Если береза тоньше дуба, то дуб…(толще березы).
  • Если чемодан тяжелее сумки, то сумка…(легче чемодана).

В игре «Что правда, а что ложь?» нужно выбрать из двух высказываний верное и неверное. Например:

  • Все фигуры не имеют углов. Круг и овал без углов.
  • Летом идет снег. Снег идет зимой.
  • Больше 5 числа 6,7,8,9,10. Каждое из этих чисел меньше 3.
  • Куб и цилиндр – объемные геометрические фигуры. Конус и шар – плоские геометрические фигуры.

Одна из игр, которая учит детей мысленно устанавливать связи между предметами и расположением их в определенной последовательности, является игра «Что сначала, а что потом?». У ребенка есть право выбора того задания, с которым он может справиться.

                 

В дидактической игре «Найди общий признак», дети обобщают предметы, выделяя при этом самостоятельно признаки. Так например, на первой карточке все предметы – геометрические фигуры, на второй – все предметы острые, на третьей – все стоят на одной ножке, на четвертой – все горячие.                        

                         

Дидактическая игра «Собери бусы» особенно вызвала интерес у девочек. Одним из заданий было предложено самим детям придумать последовательность бус и выложить их на пустой ниточке.

                                 

Дидактическая игра «Найди отличия» вызывает у детей не только интерес, но и дух соревнования. Каждый пытается найти как можно больше отличий. Вначале детям предлагается более простой вариант, а потом картинки с большим количеством отличий.

                       

Заинтересованность у детей вызвала игра «Цветик-семицветик». Он не простой цветок, а волшебный. Кто соберет его, у того исполнятся 7 желаний. Дети с удовольствием включились в эту игру, каждый выбрал то количество пустых лепестков, сколько пожелал сам. Цветы были на выбор: где-то не хватало 1 лепестка, где-то 2, а где-то надо было выложить все 6.

                                               

Большое разнообразие дидактических игр помогает детям усвоить знания о геометрических фигурах: «Фотограф», «Укрась картинку», «Внутри, снаружи», «Поездка в гости» и другие.

                 

В результате проведенной работы можно отметить следующее:

  • у детей активизируются освоенные знания и умения посредством игры;
  • лучше усваивается программный материал;
  • правильно выполняются сложные задания;
  • формируются личностные качества ребенка;
  • развиваются умственные способности детей;
  • появляется стремление получить лучший результат в игре;
  • дети больше самостоятельно добывают знания и применяют их в деятельности.

Я стараюсь увлечь детей, используя достаточное количество наглядного материала, который помогает развить умственные способности детей в математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...

Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

 Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...

Прогрпмма по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей

Дети  дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне тр...