Математическая викторина «Увлекательная математика»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Волкова Ксения Михайловна

Для умственного развития детей, существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственной деятельности. Все полученные знания и умения закрепляются в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_matematike_sdat.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой малыш знает, много или мало у него игрушек, сколько машинок или кукол у его друга или подружки и т. д.  Кроме того, математика очень развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателей – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Проблема: Систематизация работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитанники группы , родители, воспитатели

Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

1.Формировать элементарные математические представления у детей.

2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях.

3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

 4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.

План-схема реализации проекта

Подготовительный

Пополнить картотеку игр: «Сложи круг, квадрат, треугольник», «Сложи узор», «Найди такой же», «Сложи по образцу», «Подбери нужную карточку», «Динь-динь»

Подготовить логические игры: «Танграм», «Колумбово яйцо»

Заучивание стихов С.Маршака «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета

Изготовление пособий к дидактическим играм

Основной

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Вспомним сказку», «Где вырос гриб?», «Составь круги из частей», «Составь фигуры из частей», «Живые числа», «Трик-трак-это не так», «Наведем порядок», «Найди и закрой», «Составь новые фигуры».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Библиотека», «Почта»

Подвижные игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», эстафета «Сложи в правильном порядке».

Аппликация: «Робот», «Автомобиль», «Замок».

Ручной труд: «Колпачок для Буратино»

Презентация-игры ИКТ, online-игры по математике

Заключительный

Математическая викторина «Увлекательная математика»

Выставка работ

Консультация для родителей

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.

Предполагаемый результат:

использование в работе игровых ИКТ заданий;

создание в каждой группе математических уголков;

расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

Список литературы:

Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.

Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов.

Рабочая тетрадь «Проверяем знания дошкольника», Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.

Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет.сада. В.В.Гербова, Р.А.Иванкова – М.: Просвещение, 1984.

Источники информации:

dеtskiy-sаd. com

nspоrtal. ru

dоshkоlniк. ru

igraemsa.ru

Автор викторины:Баскакова Наталья Леонидовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБ ДОУ "ДСКВ №95"

Населённый пункт: город Братск

Приложение

Математическая викторина для детей старшей-подготовительной группы.

«Увлекательная математика»

Цель: создать условия для познавательного развития старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные: 1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; 2. Уточнить знание известных геометрических фигур; 3. Систематизировать представления о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Развивающие: 1. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление; 2. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме при решении математических загадок;

Воспитательные: 1. Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры; 2. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды; 3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Предварительная работа: решение математических задач, повторение осенних месяцев, дней недели, разучивание физминутки.

Материал: 1. Наборы цифр для детей и ведущего от 1 до 10; 2. Разрезные картинки с цифрой 5 и 8; 3. Карточки с зашифрованными названиями команд; 4. Листы-задания для конкурса капитанов; 5. Простые карандаши; 6. Жетоны, призы.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально- коммуникативное, музыкальное, речевое развитие.

Планируемые результаты: Способность сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности; Способность к волевым усилиям и ответственность за начатое дело; Владение элементарными представлениями в области математике; Проявление любознательности.

Ход:

В. В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть с вами начнём.

 В : есть разные игры, и в одну из них мы сегодня поиграем. Но сначала помогите мне ответить на вопрос «что такое викторина?».

Ребята, посмотрите, на столе лежат карточки, возьмите по одной карточки. Посмотрите на них, у кого одинаковые рисунки, объединяйтесь по картинкам. (деление на команды по геометрическим фигурам из 6 человек команда болельщиков «звездочки»). Вот две команды, и команда болельщиков. Болельщики, займите, пожалуйста, свои места в зрительном зале. Болельщики во время проведения викторины должны поддерживать команды, запрещается выкрикивать. Команды прошу пройти за столы. Правила викторины: внимательно слушать вопрос, советоваться с командой, по просьбе ведущего дать ответ и отвечать полным ответом, запрещается подсказывать и выкрикивать ответы, чья команда будет выкрикивать, у той команды ведущий забирает один жетон.

«Шифровка»

Надо расшифровать название своих команд. На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Под каждой буквой написана цифра, нужно цифры поставить по порядку и записывать соответствующую цифру, тогда расшифруется название команды.

«ЗНАЙКИ» И Й А З К Н 6 4 3 1 5 2

«УМЕЙКИ» Й Е И М У К 4 3 6 2 1 5

Одна команда называется «знайки», а вторая «умейки». Поприветствуйте друг друга. Сейчас всем командам нужно посовещаться и выбрать капитана. Но сначала вспомним, каким должен быть капитан (находчивым, умным, быстрым, внимательным, смелым). У команды «знайки» кто капитан? А у команды «умейки»? итак начинаем.

Конкурс «разминка».

 Каждой команде буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ получаете жетон (каждой команде предлагается по 10 вопросов).

Вопросы команде «умейки»: 1. Сколько дней в неделе (7); 2. Корова в детстве это…. (теленок); 3. Сказочный мальчик с деревянным носом, который искал золотой ключик (Буратино); 4. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»); 5. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь); 6. Прибор для измерения времени (часы); 7. Колобок, обросший иглами (ёжик); 8. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной); 9. Соседи числа 6 (5 и 7); 10.Как называется нашастаница? (Воронежская).

Болельщик, на все ли вопросы команда «умейки» дала правильный ответ, при затруднении команды отвечают болельщики.

Вопросы команде «знайки»: 1. Сколько месяцев в году (12); 2. Лошадь в детстве это….. (жеребёнок); 3. Сказочная девочка с голубыми волосами (Мальвина); 4. Что нужно делать, если случиться пожар? (позвать на помощь и позвонить 01); 5. Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.); 6. Прибор для глажки белья (утюг); 7. Курица в детстве это….. (цыпленок); 8. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью); 9. Соседи числа 8 (7 и 9); 10.Страна, где мы живем? (Россия).

В: Хорошо справились с разминкой (команды получают жетоны).

А теперь разминка для болельщиков, команды не помогают:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень).

Август месяц хлопотливый –

Спеют яблоки и сливы,

Спеют персики и груши.

Только успевай их кушать,

А вот клены во дворе

Опадают в … (сентябре).

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь).

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут …(гнездо)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших (лужи).

Конкурс «кто быстрее?»

Команды получают карточки с графическим изображением цифры. Участникам нужно выложить эти цифры (как пазлы).

 В : Сейчас, каждая команда получит карточки, на которых изображена цифра. Вам ее нужно собрать как пазлы. (Знайки – цифра 5; Умейки - 8). Какая команда соберет первая, поднимает руки. По команде: раз, два, три начни. (Команда, которая правильно и быстро справилась с заданием, получает жетон).

Конкурс «математический»

В: На столах у вас лежат цифры. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять её. (Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов). Сколько глаз у человека? (2) «знайки» Сколько дней в неделе? (7) «умейки» Как-то, ночью под кусточком Грибы выросли опять. 2 грибочка и 3 грибочка А всего их ровно …. (5) «знайки» Над рекой летели птицы: Голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц? Ответь скорей! (3) «умейки» У животного: 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4) «знайки» Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать – Кто их может сосчитать? «умейки» (4) Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели: пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их? «знайки» (8) В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка, А за ним Маринка, А за ней Иринка, А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? «умейки» (5) У меня и Аллочки Десять счётных палочек. Две из них сломались. Сколько их осталось? «общий» (8)

А сейчас я приглашаю команды отдохнуть и поиграть.

Игра «живые цифры» (разминка) без поощрения.

Команды стоят напротив друг друга в руках у каждого по одной цифре (от 1 до 10). Ведущий посередине с набором цифр. Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. (3-4 раза);

Конкурс для болельщиков.

 А теперь поиграем с болельщиками. Задания будут только для них. Болельщики, кто знает ответ, не выкрикивает, а поднимает руку. Сколько ушей у двух мышей? (Четыре). Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком). Сколько лап у курицы? ( у курицы нет лап). У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша). Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому). На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут) Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра). Сколько хвостов у двух ослов? (Два) Какую птицу называют почтальоном? (Голубя). Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).

 В: Молодцы, какие у нас болельщики активные и все знают. Сейчас можно немного размяться. Команды выходите из-за столов.

Физминутка

Стояла корзинка на полке без дела         (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она               (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,   (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай.              (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна                                (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась                                        (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

 А теперь пришло время проверить наших капитанов.

«Конкурс капитанов»

В: Сейчас наши капитаны переходят за отдельные столы. Для них на столах лежат задания. Кто первым из капитанов справится, поднимает руку. На первом листе вам нужно добавить геометрическую фигуру, которой не хватает; на втором пересчитать фрукты, поставить точки сколько фруктов столько же и точек, и соединить с нужным числом. Раз, два, три, начни. Победитель получает жетон для своей команды. Команды, поддержите своих капитанов. Молодцы, давайте будем проверять. Вот подошла к концу наша математическая викторина. Пришло время подвести итоги. Каждая команда считает свои жетоны. Победители команда…., (участники получают призы), ну и конечно команда…………. получает утешительные призы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №18

Проект по математике в старшей группе «Удивительная математика»

Подготовила: воспитатель Волкова К.М.

ст. Воронежская

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая сказка «Королева Математики»

Математическая сказка «Королева Математики»Голос КоролевыМатематики:Дорогие ребята!Вы  знаете, что каких только стран не бывает на свете!Страна Улыбок и Загадок, Солнечных зайчиков иБагровы...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Королевство Математики".

Уточнить знания детей о прямоми обратном счете, закрепить состав числа из единиц....

Математический КВН "Знатоки математики"

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области математический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математических представлений способствует испо...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...

Викторина "Увлекательное путешествие в страну Здоровья"

Пропаганда здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста....

Экологическая викторина. Увлекательный и необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».

Закрепление знаний  у детей старшего дошкольного возраста о заповеднике «Малая Сосьва»....

Викторина «Увлекательный мир профессий»

Профессия - это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавт...