Проект «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»
проект по математике (средняя группа)
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensorika.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»
Тип проекта.
Проект познавательно-игровой, срок: сентябрь – ноябрь 2018г
Участники проекта.
Дети средней группы, родители, педагоги.
Практическая значимость проекта.
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –
перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.
Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.
Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Цель проекта.
Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
- Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
- Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.
Формы и методы реализации проекта:
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Формы:
совместная предметная деятельность воспитателя и детей;
игровые занятия, дидактические игры ,наблюдение, рассматривание;
выполнение самостоятельных предметных действий.
Предполагаемый результат.
Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Этапы реализации проекта.
- Этап -подготовительный.
На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.
В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 | Подбор и изучение методической и справочной литературы | 3-14 Сентябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
2 | Диагностирование детей в рамках проекта | 3-14 Сентябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
3 | Анкетирование родителей | 3-14 Сентябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
4 | Создание предметно-развивающей среды | Сентябрь – ноябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
2. Этап –основной.
На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.
Мероприятие | Цель | Сроки | Ответствен ный |
Д/и «Красивый букет» | Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. | 17 – 21 сентября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Цвета» | Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память. | 17 – 21 сентября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Найди на ощупь» | Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов. | 17 – 21 сентября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Сложи бочонки» | Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине. | 17 – 21 сентября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Волшебный мешочек». | Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом. | 17 – 21 сентября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Волшебный лес» | Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. | 24 -28 сентября | Короткова М.Е. |
Д/и «Найди одинаковые» | Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения. | 24 -28 сентября | Короткова М.Е. |
Д/и «В какую коробку?» | Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам . | 24 -28 сентября | Короткова М.Е. |
Игровое занятие «Моем посуду» | Учить определять различные тепловые ощущения. | 24 -28 сентября | Короткова М.Е. |
Д/и «Собери игрушку» | Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения. | 24 -28 сентября | Короткова М.Е. |
Д/и «Разложи фигуры по местам!» | Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами. | 24 -28 сентября | Короткова М.Е. |
Д/и «Тактильные крышечки». | Учить находить ткани разных фактур на ощупь. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Самая длинная, самая короткая» | Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/ игра «Запомни свой цвет» | Формирование умения детей группировать объекты по цвету. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Картинка из фигур» | Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Где солнышко» | Развивать умение определять положение предмета в пространстве. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Квадратики с секретом». | Учить ощупывать предметы и находить к ним пару. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась» | Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. | 1 -5 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Определи на ощупь» | Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его. | 8 – 12 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Почини одежду зайчатам» | Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их. | 8 – 12 октября | Короткова М.Е. |
Д/игра «Чередование флажков» | Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов). | 8 – 12 октября | Короткова М.Е. |
Д/игра «Подбери к шарикам круги» | Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). | 8 – 12 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Какого цвета не стало?» | Определить, какого цвета не стало. | 8 – 12 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Один - много» | Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. | 8 – 12 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Какой музыкальный инструмент» | Учить различать на слух музыкальный инструмент. | 15 – 19 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/игра «Кому какой?» | Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине. | 15 – 19 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/игра «Выкладывание орнамента». | Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур. | 15 – 19 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Какого цвета предмет?» | Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета. | 15 – 19 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Гвоздики-резиночки» | Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек. | 15 – 19 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Собери гирлянду» | Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом | 15 – 19 октября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Из каких фигур состоит машина?». | Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур. | 22 -26 октября | Короткова М.Е. |
Д/и « Из чего сделано?» | Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса). | 22 -26 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Разноцветные комнаты". | Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра. | 22 -26 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Геометрическое лото» | Освоение умений выделять различные формы. | 22 -26 октября | Короткова М.Е. |
Д/и «Найди пару» | Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур. | 22 -26 октября | Короткова М.Е. |
Д/игра «Окраска воды». | Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте. | 22 -26 октября | Короткова М.Е. |
Д/игра «Картинка из фигур» | Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры. | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Д/игра «Кто высокий?» | Формирование умения понимать относительность высоты предмета. | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Большой – маленький» | Закреплять умение детей подбирать предметы по величине. | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Д/и «Кто чем питается» | Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных. | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Д/игра «Мозаика» | Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Д/ игра «Что нужно кукле?» | Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму. | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Игровое занятие «Домашний лимонад» | Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах. | 29 октября – 10 ноября | Исаева Ю.Н. |
Работа с родителями.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответствен ный |
1. | Анкетирование родителей. | Сентябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
2. | Создание предметно-развивающей среды | Сентябрь - ноябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
3. | Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр | Сентябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
4. | Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников. Методические рекомендации для родителей « Сенсорное воспитание ребенка в семье». | Октябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
5. | Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Памятка «Чему обучается ребенок в игре?» | Октябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
6. | Консультация «Предметно-развивающая среда дома». | Октябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
7. | Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике». | Ноябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
8. | Индивидуальные беседы. | Сентябрь - ноябрь | Воспитатели: Исаева Ю.Н. Короткова М.Е. |
3. 3 этап –заключительный.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.
Итоговое занятие «Домашний лимонад».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры
В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...
Отчет о работе по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей детей через проведение дидактических игр"
В отчете представлен анализ работы по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей через проведение дидактических игр" с данными педагогической диагностики на начало и конец учебного года....
"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...
Проект "Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры"
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...
Развитие познавательных способностей детей через дидактические игры
Развитие познавательных способностей детейчерез дидактические игры с помощью блоков Дьенеша...
Мастер-класс с детьми «Развитие математических способностей детей через подвижные игры дидактической направленности»
В статье показано использование подвижных игр дидактической направленности как средства здоровьесберегающей технологии....