«Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»
учебно-методический материал
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для обогащения и накопления навыков мелкой моторике у детей в ходе предметно – игровой деятельности через использования игр с дидактическим материалом.
ЗАДАЧИ:
-Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития мелкой моторике у детей 2-3лет.
- Подобрать и систематизировать материал по развитию мелкой моторике у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Педагогическое просвещение родителей по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством организации дидактических игр».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Систематизация материала по развитию мелкой моторике у детей 2-4 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Сформированные представления у детей 2-4 летнего возраста о разновидностях дидактических игр по мелкой моторике и основных приемах игры в них.
Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития мелкой моторике у детей 2 -4 лет.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 2-4 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста:
- Игровой метод (дидактические игры);
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- Практический метод – показ способов действия с предметами;
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Этапы работы:
- Теоретический этап
- Практический этап
- Заключительный этап
Перспективный план по самообразованию на 2018- 2019 учебного года.
№ | Действия педагога | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | Октябрь | Изучение методической литературы по теме: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5. Кольцова М.М «Развитие моторики» 6.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» |
Практический этап | |||
3. | Сбор материала для педагогической копилки. | в течение года | Папка –копилка, сайт воспитателя. 2. Создание картотеки игр для развития мелкой моторике. 3. Картотека шаблонов для рисования пальчиками. |
4. | Работа с детьми: совместная и самостоятельная деятельность детей в группе. | Октябрь – Май | 1.Проведение диагностики детей по методу Кольцовой. 2. Использование дидактических игр в течение дня в разных режимных моментах: А) Игра «Где, чей хвост?» Б) Игра «Божьи коровки» В) Игра-трафарет «Транспорт» Г) Рисуем пальчиками Д) Игра «Пальчиковая дорожка» Е) Игры с прищепками Ж) Игра «Пальчиковый твистер» З) Соревнования с «играми-моталочками» И) Разыгрывание пальчикового театра по сказкам: «Курочка-ряба», «Колобок», «Репка» 3.Применение пальчиковых игр во всех занятиях по всем областям 4.Открытое занятие 5. Тематические комплекты по мелкой моторике + счет+ цвета+ развитие речи |
, 5. | Работа с родителями: 1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи мелкой моторике (по результатам диагностики) 2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы 3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род. собрание, сотрудничество, конкурсы. | Октябрь – Май | 1.Родительское собрание по проблеме, знакомство родителей с результатом диагностики, анкетирование родителей по данной тематике. 2. Консультация «35 игр для развития мелкой моторике» 3. Конкурс «Волшебство из фетра» (изготовление пальчиковых дорожек) 4. Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторике. 5. Изготовление родителями игр- моталочек и кукол для пальчикового театра. 6.Совместное изготовление лэпбуков: «Цвета» и «Математика для малышей» |
Рефлексия | |||
7. | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения. 2)Просмотр открытых занятий и вебинаров в сети интернет: 3)Участие в медианарах, вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений. 4)Показ открытого занятия (по плану детского сада) 5.Выступление на педсовете «Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет» 6.Отчёт по теме самообразования. Отчет по теме самообразования пишется самостоятельно, так как мы не знаем, что из предложенного нами действительно будет реализовано вами. 3. Публикация в газете местного значения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Статья о развитие мелкой моторики...
Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....
Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста
Роль пластилинографии в развитии детей раннего возраста...
«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
Дети с ОВЗ имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точне...
Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая
Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста» статья (младшая группа)
laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»статья (младшая группа)...