Педагогический ринг: "Обучаем детей элементарной математике"
методическая разработка по математике

Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности по ФЭМП дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_ring.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области

Педагогический ринг:

«Обучаем детей элементарной математике»

Подготовила и провела Гуторова  Г.Д., методист

Тема: "Обучаем детей элементарной математике"

Цель:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
  • Обобщение опыта кружковой работы по ФЭМП дошкольников.

Теоретическая часть

1. Вступительное слово ведущего:

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Как подчеркивает российский ученый Т.Д.Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

  • обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
  • мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
  • развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
  • формирование навыков и умений учебной деятельности.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Выступление ведущего: отчет по тематической проверке (диагностика детей, результаты, анализ анкет педагогов, анализ планов, анализ результатов тестирование педагогов, анализ анкет родителей)

2.  Справка по итогам тематического контроля “Развитие у детей элементарных математических представлений” (прилагается).

Практическая часть

Педагогический ринг

Сегодня мы проводим деловую игру «Обучаем детей элементарной математике». Две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.)

1 задание “Разминка”

Составить из слова «Математика» новые слова, кто больше(слова называются по очереди без повторений)

2 задание

Команда №1. Попробуйте смоделировать, как элементы развития математических представлений можно ввести в занятия по физкультуре, изодеятельности.

Команда №2. Попробуйте смоделировать, как элементы развития математических представлений можно ввести в занятия по музыке, ОБЖ.

3 задание: “Информация к размышлению”(домашнее задание)

Каждый педагог готовит один интересный факт из области математики(зачитываются по очереди)

4задание: “Практическое”

Командам составить паспорт краткосрочного проекта по математике (возрастная группа по выбору) 5 мин.

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что бы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

 Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. 5 задание. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете, что это за раздел.

- Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).

- Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).

- Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).

- Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).

- Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).

II.Следующее задание:

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).

• А. Сознательности и активности

• Б. Наглядности

• В. Систематичности и последовательности.

• Г. Научности

• Д. Доступности.

III.Следующее задание:

- Перечислите методы,используемые на занятиях по ФЭМП:

(Словесные, наглядные, игровые, практические).

IV. Перечислите приемы,используемые на занятиях по ФЭМП:

Демонстрация

Инструкция

Пояснения, указания, разъяснения

Предметно-практические и умственные действия

Рассказ

Беседа

Вопросы к детям

Описание

Дидактические игры

Показ реальных предметов

Действия с числовыми карточками и цифрами

Упражнения

Контроль и оценка

9 задание: «Шуточные вопросы»

  • Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
  • Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)
  • Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
  • Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
  • У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)
  • Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 36 часов будет светить солнце? (нет, будет ночь)

1- Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).

2- Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).

3- Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

4- Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).

5 - Я - тире в грамматике,

А кто я в математике? (Минус).

1-й команде

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2-я команда:

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину,затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

2. Какие ошибки были допущены воспитателем?

3. Как нужно правильно организовать это занятие?

Основные ошибки,встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:

- Многословие, неточность в постановке вопросов.

- Однообразие наглядного материала, заданий.

- Неверное расположение материала.

- Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающие педагогическим требованиям.

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть каким?(ответты по очереди 2-х команд (художественно оформлен,отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

• Материал должен быть различным на каждом занятии.

• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Что означает данное выражение:

«Считай»- назови числительное по порядку;

«Посчитай» - ответь на вопрос «Сколько всего»;

«Отсчитай» - выдели часть;

«Пересчитай» - проверь;

«Сосчитай» - вычисли.

Следующая разминка называется “просклоняй числительное”

(548 и 387)

И. П. (сколько)

Р. П. (скольких)

Д. П. (скольким)

В. П. (сколько)

Т. П. (сколькими)

П. П. (о скольких)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Станция: “Игралоч-ка”.

Вносится “Черный ящик”

1. Задание обеим командам предлагается отгадать,что находится в черном ящике:

Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов.

Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).

На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.

Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.

Станция: “Развлекалоч-ка”. (Движения под музыку).

Завершая деловую игру, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы”есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим ответам.

И теперь,следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Станция: “Конечная”

Деловая игра подошла к концу. Давайте подведём итоги. Слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»

Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...

Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей элементарной математике.

Из многообразия математических игр и равлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачки -шутки. Назначение загадок, занимательных вопросов, задач-шуток состо...

Эссе "«Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике».

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят откачества знаний и умений,сформированном в дошкольном детстве ,от уровня развития  поз...

Сценарий итогового педагогического мероприятия по формированию элементарных математических представлений «Письмо царицы Математики» /подготовительная к школе группа/

Сценарийитогового  педагогического мероприятия по формированию элементарных математических представлений «Письмо царицы Математики»/подготовительная к школе группа/...

Мастер - класс для педагогов "Обучаем детей элементарной математике"

Цель:Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.Использование нетрадиционных технологи...

Методическая разработка сценария конкурса по элементарной математике для детей подготовительной группы Тема: «Математика и мы»

Цель: создание условий для выявления и содействия развитию познавательных способностей дошкольников, их любознательности и активности.Задачи:формировать познавательные интересы и действия, предпосылки...