Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой.
консультация (старшая группа)

Елена Владимировна Артемкина

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый

Саратовской области

Консультация

«Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Артемкина Е.В.

2022 г.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность  русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определяются основные направления деятельности:

-создание речевой развивающей среды;

-работа с детьми; работа с родителями;

В группе должны быть подобраны и систематизированы:

- дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память. («Звучащие кубики», кубики по сказкам,  «Составь сказку», «Волшебные сказки»  и тд);

-наглядно-дидактические пособия («Рассказы по картинкам» и др), портреты детских писателей,

- в книжном уголке  должны быть разнообразные по жанру книги: авторские сказки, рассказы о детях, их поступках и переживаниях; произведения о взаимоотношениях в мире людей, животных; юмористические рассказы;

- разные виды театров: пальчиковый, театр игрушки, театр фланелеграф, плоскостной театр и др;

- подборка  аудиокасет и дисков  для прослушивания и просмотра сказок и литературных произведений.

При ознакомлении с художественной литературой  используются   следующие методы:

Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно  использовать  как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Система работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:

-ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

образовательную деятельность по сетке;

-свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

        Список художественных произведений для детей  дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.

Знакомя детей с художественной литературой, используют следующие  приемы:

–  беседы по тексту,

–  придумывание однокоренных слов;

–  использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

–  пересказ сказки по ролям;

–  чтение народных сказок;

–  беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой?»;

–  игры-драматизации;

–  игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);

–  игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки»;

–  дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал  ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

 Лучшему усвоению содержания способствуют вопросы воспитателя:

1. Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

- что больше всего понравилось в произведении?

- кто больше всех понравился?

- нравится или не нравится тот или иной герой?

Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.

3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления.

-рассматривание иллюстраций к произведению;

-демонстрация рисунков, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.  Например, предлагается детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Затем показываю рисунок. «Это не он,- говорят дети, — у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Ещё раз прошу детей закрыть глаза и меняю прежний рисунок на новый  (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни).

-словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, придумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушиваю высказывания детей, задаю уточняющие вопросы.

-чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, предлагается им:

-рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываю соответствующие отрывки;

-рассказ об одном из эпизодов (по выбору) подробнее. Потом зачитываю текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты …(краса ее прибавлялась) из русской народной сказки  («Финист – Ясный сокол»). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся…(добрым людям на радость)! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты …(всем людям на угоду)! Из сказки «Крупеничка» Н. Телешов.

-драматизация отрывков, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Очень нравится  детям разыгрывать потешки в лицах, что способствует развитию диалогической речи (например, потешка «Идёт лисичка по мосту. », «Кисонька- мурысенька, где ты была? », а в потешках «Наш козёл», «Зайчишка-трусишка» и других дети с помощью мимики, жестов и выразительных движений показывают образ животного.

Дети любят водить хороводы с произнесением текста потешек, русских песенок, небольших стихотворений (например: «Барашеньки - крутороженьки по лесам ходили, по дворам бродили, в скрипочку играли, Ваню потешали » -дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова потешки чётко, ритмично, а затем пропевают на свободный мотив). Это важное средство для развития чувства ритма, предупреждения запинок и нормализации темпа речи.

На занятиях  проводятся  тематические физминутки по мотивам сказок  с использованием стихов (например, «Теремок», «Курочка- ряба» - дети изображают, как звери двигаются, как строят теремок и др.) . Закрепляем речевой материал в разных видах деятельности: игре, рисовании, аппликации.

Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его словарь образными словами и выражениями. Дети с удовольствием слушают рассказы о природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают богатство и красоту природы. Например, «пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко запоминает и может использовать в своей речи.

Чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать красочно оформленные издания с иллюстрациями большого формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у детей развивается особый вид мышления – визуальное мышление.  Зрительные образы дают пищу мышлению и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают потребность в речевой деятельности.

Знакомя детей с жанром рассказа, учим их замечать выразительно-изобразительные средства, какими автор характеризует образ. Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина  задавался детям вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо было  Волчишке  в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал тихонько жить»).         

Огромной любовью пользуется  сказка.  Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка.

Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.

Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

Детям нравятся веселые и смешные стихи, словесные  игры  они  помогают детям овладеть  родным языком в совершенстве запомнившимися ему словами и выражениями.  В. Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи привлекают к себе детей миром звуков, ритма, мелодии. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи.

При заучивании стихотворений используются приемы:

  • образец выразительного чтения;
  • помощь в выборе нужной интонации;
  • умение регулировать силу голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение слов;
  • оценка чтения;
  • в конце занятия выразительное чтение педагога.

В  последствии  для  лучшего запоминания текста, использую такие формы повторения:

  • досказывание  детьми  рифмующего слова;
  • воспроизведение стихотворения по цепочке;
  • зарисовка с помощью мнемотаблиц;
  • чтение стихотворения по схеме.

Пословицы имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в людях благородство, честность, трудолюбие, доброту и решительность, осуждает лень, лживость и другие людские пороки.

После того как у детей уже накоплен запас пословиц,  подбираем пословицу к соответствующей ситуации на картине, к художественному образу, к произведению. Использование детьми пословиц в речи придает ей особую яркость, меткость и образность. В этом так же нам помогают перевертыши, путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.

Работа с родителям:

Прежде чем организовать работу с родителями мы провели анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание.

Поэтому мы сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

  консультации с родителями  :

  1. Роль книги в развитии ребёнка.
  2. «Книжка в вашем доме».
  3. «Сказка учит нас дружить».
  4. Учим стихи – развиваем речь и  память.

Папки – передвижки:

  1. Воспитание будущего читателя.
  2. «10 правил для родителей»

3.Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.)

Предлагаем родителям выучить стихотворение с ребёнком дома.

Приглашаем родителей на конкурс детских стихов.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями развлечения , где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения, показывают кукольные спектакли.

Таким образом: ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи, способствует  пополнению словарного запаса,  формирует коммуникативную культуру дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой....

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...

В помощь педагогам "Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной детской книгой".

данная консультация поможет воспитателям организовать занятия по речевому развитию с дошкольниками с помощью детской книги....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...