Развитие связной речи и мелкой моторики рук через дидактические игры
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Формагей Светлана Анатольевна

Моторика рук через дидактические игры в развитии связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический материал18.17 КБ

Предварительный просмотр:

           

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Всем известно, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются важные формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Во время овладения речью у ребенка развивается способность планировать своѐ поведение. Речевое общение является основным показателем для развития разнообразной детской деятельности. Нарушения речевого развития могут отрицательно сказаться на овладении ребѐнком основ грамоты, на дальнейшем обучении в школе. Работая в логопедической группе, мы убедились в том, что у детей с нарушениями речи слабо развита мелкая моторика пальцев рук. А ведь развитие речи детей вплотную связано с развитием общей и мелкой моторики. Учѐными было доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления у детей

На протяжении многих лет мы использовали в работе самые разнообразные приѐмы для развития мелкой моторики пальцев рук. Начинали с самого простого: • игры на развитие тактильных восприятий; • самомассаж пальцев рук; • статические упражнения; • динамические упражнения; • игры со шнуровками; • игры с геометрическими фигурами; • игры со счѐтными палочками. В настоящее время практически отсутствует использование пуговиц в повседневной жизни ребѐнка. Пуговицы заменились липучками, кнопками, молниями. Ручная умелость детей во время самообслуживания значительно понизилась. Чтобы разнообразить игры детей по развитию мелкой моторики был выбран нетрадиционный материал – пуговицы. Работу разделили на III этапа: Этапы Содержание работы 1 этап Игры на развитии.

Работу разделили на III этапа: Этапы Содержание работы 1 этап Игры на развитие тактильного восприятия. Во время игр словесное обозначение качества ощупываемого предмета являлось обязательным условием процесса осязания. Здесь дети учились обследовать пуговицы, определять на ощупь разные по фактуре пуговицы; разные по форме пуговицы (∆ , □, ○); рассматривали, из каких частей состоит пуговица. 2 этап Самомассаж. Детям предлагалось выполнить самомассаж с использованием пуговиц. 3 этап Словесные и дидактические игры с использованием пуговиц. Детям предлагались дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей (ориентирование в пространстве). Затем детям предлагались игры: • на развитие навыков словообразования и словоизменения; • лексико-грамматического строя речи; • на развитие анализа структуры предложения; • на развитие связной речи .

Речевое развитие Содержание работы Формирование словаря • Д/у «Кто внимательный?» (показать пуговицу) • Д/у «Какая? Какие?» • Д/у « Большая - маленькая» • Д/у « Чего не стало?» • Д/у « Подбери признак» • Д/у « Что у кого?» Звуковая культура речи  « Покажи пуговицу нужного цвета, если услышишь гласный звук, согласный твѐрдый звук, согласный мягкий звук»  « Прокати звук по дорожке»- пропевание гласных звуков  « Эхо» (тихо - громко) проговаривание звуков с помощью крупных и мелких пуговиц  « Разноцветные пуговицы» (дифференциация гласных и согласных звуков)  « Закрепление звуков в слогах» (разноцветные пуговицы)  « Подбери слово к схеме» (составление схем слов из пуговиц)  « Измени слово» (замена твѐрдого согласного на мягкий) Звуковая культура речи  « Дятел» (определение «отстукивание» пуговицами частей слова)  Выкладывание букв из пуговиц  Сосчитай гласные звуки (выкладывание пуговиц) изолированно и в словах Грамматический строй речи • « Моя, мои» (согласование существительных с местоимениями) • « Один, два, пять» согласование числительных с существительными) • Употребление предлогов • « Подбери признак» • « Куда укатилась? (образование глаголов с приставками) • « Один - много» (употребление существительных множественного числа) • «Составь предложение» Связная речь  Составление описательных рассказов (кодирование пуговицами - цвет, форма, размер)  «Расскажи и нарисуй сказку» (использование пуговиц разного размера, формы, цвета)  « Путешествие пуговицы» игра- фантазия  Отгадывание загадок (выложить отгадку пуговицами)  Разучивание пословиц, загадок Беседы  « Для чего нужны пуговицы?»  «Из чего делают пуговицы?»  «Какие бывают пуговицы?»

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив это, дети, как правило, хорошо овладевают звуковыми анализом и синтезом следовательно, в дальнейшем, легче усваивают материал по обучению грамоте. Детям интересны игры с фишками, поэтому решили сделать игры самостоятельно, чтобы они выполняли роль развивающего и обучающего содержания. Вместо фишек брались пуговицы разного цвета, формы, размера, материала, из которых они сделаны, потому что в группе ведѐтся углублѐнная работа по использованию нетрадиционного материала в коррекционной работе. Приведем описание двух видов игр (настольной и напольной) с пуговицами, используемых на этом этапе.

I вариант игры Изучить игровое поле. Распределить пуговицы-фишки (красного, синего, зелѐного цвета) между игроками. Определить очерѐдность хода игроков. Поставить фишки на старт. Движение по игровому полю осуществляется по результатам броска кубика. Выигрывает игрок, который первым дойдѐт до финиша. II вариант игры Учитывая, что основными задачами коррекционного обучения детей с ОНР являются: - практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; - подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; - дальнейшее развитие связной речи. Эту игру можно использовать как наглядное дидактическое пособие. • Дети называют слово, которое начинается с гласного звука и закрывают пуговицей нужного цвета • Определяют твѐрдость и мягкость согласных в слове • Считают сколько гласных звуков в названии картинки, сколько пуговиц положить на картинку, сколько звуков в слове (звуковой анализ и синтез) • Находят слово к схеме (выкладывают схему пуговицами нужного цвета) III вариант игры. - на какую картинку попадает пуговица, после броска кубика, можно проводить дидактические игры «Назови ласково», «Один - много», «Весѐлый счет (1-5)», «Большой маленький», «Родственные слова», «Чего не стало?» Если задание выполнено правильно и соблюдаются правила словесно- дидактической игры, участник игры получает дополнительный ход. Кто первым дойдѐт до финиша – тот победит.

I вариант Распределить фишки между игроками. Определить очерѐдность хода. Обычно, первым ходит игрок, выбросивший на кубике наибольшее количество очков. Остальные, по убывающей. Нужно поставить свои игровые фишки на старт, поочерѐдно бросать кубик и передвигать свои фишки вперѐд по показаниям кубика. II вариант На обозначенные кружки, раскладываются картинки с изображением героев знакомых сказок и мультфильмов. Если фишка-пуговица попадает на этот кружок ,ребѐнок придумывает продолжение путешествия. В этой игре развиваются коммуникативные умения, умственные способности детей и, конечно, творческая фантазия. В группе она направлена для развития связной речи, особенно в период автоматизации звуков в речи, развитии самоконтроля. III вариант В этой игре детей можно обучать основам ОБЖ, когда на пути смешариков встречаются отрицательные герои. Игра помогает понять детям характер, поступки и последствия общения с ними, умение находить решение в нестандартных ситуациях. IV вариант Используя цветные пуговицы, дети определяют и рассказывают об эмоциональном состоянии героев на обозначенном кружке. V вариант Путешествие смешариков по странам: «Добрых слов» (попадая на обозначенный кружок, называет доброе слово) «Здоровья» (что необходимо для того, чтобы быть здоровым) «Сказок» (любое название сказки) «Транспорта» (вид транспорта) «Лексических тем» («овощи – фрукты», «осень и признаки», «мебель», «посуда» и т.д. « Считалок, пословиц, скороговорок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Статья содержит теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе:общую характеристику детей старшего дошкольного возраста; особенности развития связной речи в с...

Развитие связной речи у детей с ЗПР в игре.

Огромная роль в развитии  и  воспитании детей  дошкольного  возраста  принадлежит игре - важнейшему    виду  деятельности. Творческим   играм...

Развитие связной речи дошкольников 4 - 5 лет через игру

консультация для родителей: как играя, развивать связную речь у детей...

Проект. "Формирование коммуникативных умений у детей в процессе логопедической работы над связной речью и мелкой моторикой"

Создание условий для развития навыков свободного общения через включение ребенка в театрализованную деятельность...