Методические рекомендации для родителей "Развитие речи и мелкой моторики через пальчиковые игры"
методическая разработка (средняя группа)

Александрова Елена Евгеньевна

Методические рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx759.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25»

Методические рекомендации для родителей. 

Тема: «Развитие речи и мелкой моторики рук

через пальчиковые игры»

 https://massazh-tela.ru/wp-content/uploads/2021/03/1-Massazhery.jpghttps://spirk.ru/files/7c3/7c31caf5b38b2abd5ecf0f87c0c08ed9-fit-400x400.jpghttps://www.zastavki.com/pictures/originals/2020Creative_Wallpaper_Three_multi-colored_pencils_on_a_white_background_148035_.jpghttps://i.artfile.ru/2284x1500_135481_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpghttps://cdn.100sp.ru/pictures/237854932

Автор составитель: воспитатель

высшей категории

Александрова Елена Евгеньевна

город Заволжье

2023 год

”Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев “

В.А.Сухомлинский.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развивается слабо, то наблюдается отставание и в развитие речи. Рука имеет самое большое “ представительство “ в коре головного мозга и становлении речи. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно проводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице) .

6. У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «говорить руками» целые истории (пример смотрите далее) .

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Рекомендации к пальчиковым играм:

     Перед игрой с детьми обсуждаем еѐ содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаѐт необходимый эмоциональный настрой.

     Перед началом упражнений дети разогревают ладони лѐгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

     Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

    Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечѐнность игрой.

    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

    Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своѐм

возвращаемся к ним по желанию детей.

    Очень чѐтко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объѐм внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры с массажным мячиком и кольцом «Су-джок».

                                      Достоинствами Су-Джок терапии https://massazh-tela.ru/wp-content/uploads/2021/03/1-Massazhery.jpg

                                       являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное
  • применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) .

«Черепаха» (у детей в руках  мячик Су Джок).

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

 «Ёжик»

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).


Колечки Су Джок

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,   (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)

«Мальчик-пальчик»

 Мальчик-пальчик,

Где ты был

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

 С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Игры с шестигранными карандашамиhttps://www.zastavki.com/pictures/originals/2020Creative_Wallpaper_Three_multi-colored_pencils_on_a_white_background_148035_.jpg

                                                          Все описанные  

                                                   упражнения просты в

                                                   технике, но вместе с тем при

                                                    регулярном использовании в

                                                    работе  с детьми

  обеспечивают хорошую   тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Кроме того, они оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и снятие нервного напряжения.

«Мотор»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем.

Заводи мотор скорейhttps://i.ytimg.com/vi/WBgR2CcZy3E/maxresdefault.jpg

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

«Качели»

Карандаш зажать в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец снизу, средний и безымянный сверху. Имитировать качание на качели в ритме стихотворения.

КАЧЕЛИ

Покачаться мы хотели,

Ловко сели на качели. 

Подлетаем выше, выше!

Достаём до самой крыши.

А потом всё ниже, ниже.

И качаться стали тише.

«Косичка»

Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.

КОСИЧКА

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Сверху вниз косу плети,

Волоски не пропусти.

«Муравей»

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами. «Шагать» по столу, удерживая «соломинку».МУРАВЕЙ

Раз трудяга муравей

Отыскал травинку.

Потащил её домой,

Надрывая спинку.

«Коромысло»

Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный палец находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нём. Средний и безымянный пальцы «идут» по столу, удерживая «коромысло». Можно менять темп ходьбы.КОРОМЫСЛО

Коромысло мы возьмём,

Воду в вёдрах принесём.

Плещется водица,

Всем дадим напиться.

Игры с платочками

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно.

Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

***

У меня живот проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Игры с пробками от бутылок

  Берём пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, не отрывая пробки от стола, «шаркая»

«Прогулка»https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cc32ad11008b53bb21c0b6de76f8c68e3c76e56b-8313736-images-thumbs&n=13

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули. 

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

«Лыжи»

«По свежему снегу, мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия- смена рук

«Котенок кусака» 

Кусается больно котенок-малыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Волшебный горох, фасоль

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

Игры с шишками, грецкими орехами и игрушками из киндер сюрпризов.

 Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или игрушку между ладонями.

 Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игры со счетными палочками

«Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество счетных палочек

На дворе дрова

На траве дрова.https://lediveka.ru/wp-content/uploads/2019/04/9E9iS-kWazd1Lz-.jpg

Не руби дрова

На траве дрова.

(Повторить упражнение второй рукой.)

«Колодец»

Складываем палочки в виде колодца.

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб

Мы кладем из палок сруб.

Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Тренируйте пальчики!

Станут руки сильней!

Головушка умной!

Речь красивой!


https://saizanak-kara-hol.rtyva.ru/wp-content/uploads/2020/10/image-21-04-20-09-43-1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Статья Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»

Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, осо...

«Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности).

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства....

Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры.

Мелкая моторика очень вожна для развития детей. Я работаю с детьми младшего возраста и считаю, что важным средством для развития мелкой моторики и речи. являются пальчиковые игры и упражнения....

Методическая разработка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»

Методическая разработка«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»...

Методическая разработка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»

Методическая разработка«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»...

Методические рекомендации для родителей «Как развивать мелкую моторику детей 3-4 лет, для успешного овладения речью»

Мелкая моторика– это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение и напрямую определяет качество жизни ...