Картотека игр с блоками Дьенеша
картотека по математике (младшая группа)
Картотека игр с блоками Дьенеша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с блоками Дьенеша
для детей 3-4 лет.
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических
фигурах, умение угадать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок.
Попросить ребенка на ощупь достать все круглые
блоки (все большие или все толстые). Затем все
квадратные, прямоугольные, треугольные.
Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или
маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры.
Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.
Чудесный мешочек» - 2
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и
толщине; умение угадать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает
фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким
признакам.
Можно усложнить задание: называет форму, размер или толщину, не
вынимая из мешка.
Игра «Украсим елочку». I вариант
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические
фигуры по одному, двум признакам. Упражнять в счете. Развивать
ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая.
Ход игры: Дед Мороз дарит две елочки: низкую для жителей сказочного
города, высокую для детей. Украшают елочки игрушками (блоками) по
величине. (Можно по форме или цвету).
Дети любуются елочками и водят хоровод.
Можно усложнить задание: Дети украшают елочки игрушками (блоками)
по величине и по толщине (низкую – маленькими тонкими игрушками,
высокую – большими, толстыми).
По форме и цвету (низкую елочку – круглыми, желтыми игрушками;
высокую – квадратными, синими).
Игра «Украсим елочку». II вариант
Цель: Формировать умение выделять нужный блок из множества,
выкладывать алгоритм по цепочке. Развивать внимание, логическое
мышление.
Ход игры: Предложить украсить елочку бусами, используя карточки с
алгоритмами. На елке может быть 2 или 3 ряда бус.
Игра «Замочки»
Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета, размера и
формы по схеме. Развивать внимание, логическое
мышление, мелкую моторику.
Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из
бумаги.
Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется
лишь тогда, когда мы подберем ключи.
Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,
когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят
лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один
красный).
Дидактическая игра «Засели домик»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.
Развивать ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление, мелкую моторику.
Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 - этажный дом с
изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.
Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти
блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы
детей, воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).
Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).
Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие
тонкие блоки…
Игра «Приготовим компот»
Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками
разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат,
треугольник, прямоугольник).
Ход игры: Поможем бабушке приготовить компот.
В банку с красной крышкой, нужно положить только красные «ягодки» и
обратить внимание на значок, если треугольник, то в банку нужно положить
только красные треугольные «ягодки» и т.д.
Игра "Цепочка"
Цель: освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету,
размеру, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как
можно более длинную цепочку
Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,
толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и
размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме
и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной
формы (одинакового размера, но разного цвета).
Игра "Раздели фигуры"
Цель: освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету,
размеру, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.
Предложите разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки
оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли распределили
игрушки. Предложите ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
- А у зайки? (Все не красные).
- Попробуйте разделить фигуры по-другому:
чтобы у мишки оказались все круглые;
чтобы зайцу достались все большие;
чтобы зайцу достались все желтые и т.д.
Более сложный вариант этой игры:
Разделите фигуры так: чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все
квадратные.
Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).
Только зайке? (Квадратные, не синие).
Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).
А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).
Предлагаются другие варианты заданий.
Разделите фигуры так:
чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;
мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные; у мишки
оказались некруглые, а у зайки-все желтые.
Игры и занятия с цветными палочками
Кюизенера с детьми 3–4 лет
Игра «Сушим полотенца»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по длине; находить сходство
между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету,
обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по
длине).
Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на
каждого ребенка).
Описание:
На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки
одного цвета под палочками другого цвета.)
– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколько – столько,
поровну.)
– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка.
Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим
«полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом
короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать
«полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем
до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…
Вопросы
– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
– Сколько красных «полотенец»? (Много.)
– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что
нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к
«полотенцу» красного цвета.)
– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько
желтых – столько красных.)
Игра «Числа 1 и 2»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по длине и обозначать
словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами
1 и 2.
Материал: Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10;
розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные
палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Описание:
Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько
белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком: «Один кубик – цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая
короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число
она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой
палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка
длиннее?» (Розовая.)
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.)
Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два
кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные,
одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и
называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два
рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите
белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась
лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько
палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с
розовой палочкой поставьте два белых кубика».
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной
высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой
палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она
обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и
посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
Игра «Строительство домов»
Цель: Развивать умение детей моделировать предмет из четырех палочек
одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в
различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на
вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал: Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4
розовые и 2 желтые; карточка.
Описание:
Предложить детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них
стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С
какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом
доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
Игра «Число 3»
Цель: Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей
цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в
ориентировке в пространстве.
Материал: Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска
20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные
палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание:
Задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите
розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно
уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой
палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием
демонстрационных полосок такого же цвета на доске.
– Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
– Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
– Что больше – один или два?
– Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку.
Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
– Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она
цвета? (Голубого.)
– Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на
палочках все это.
Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения
величины (розовая и белая или три белые).
Воспитатель говорит:
– Розовая палочка обозначает число два, а голубая – число три. Положите
столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3
под палочками, обозначающими число три.
– А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.
– Назовите цифры по порядку.
– Какое число больше – один или два? На сколько два больше одного? На
сколько один меньше двух?
– Какое число больше – два или три? На сколько два меньше трех? На
сколько три больше двух.
– Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.
Игра «Треугольники»
Цель: Развивать умение детей составлять треугольники из палочек разной
длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и
порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить
ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Материал: Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.
Описание:
Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник.
Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой –
красный».
Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой
стороны.
Вопросы
– Сколько получилось треугольников?
– Расскажите, как расположены треугольники.
– Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.
– Который по счету красный треугольник? Голубой?
– Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.
Игра «Елка»
Цель: Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием
наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче,
самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2
фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с
изображением елки.
Описание:
Предложить детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки
нарисованной елки.
Вопросы и задания
– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
– Какого цвета самые длинные ветки?
– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.
– Сколько самых коротких веток?
– По сколько веток одинакового цвета?
– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по
длине? (Одинаковые, равные.)__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-276459-1375516458.jpg)
Картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"
В данном материале представлна картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"Картотека выполнена в виде карточек, котоорые можно подобрать по темаматике занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-444440-1587754358.jpg)
Картотека игр по блокам Дьенеша.
В данной методической разработке представлен опыт образовательной практики по использованию блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников от 2 до 8 лет. Мы предлагаем вашему вниманию п...
Картотека игр с блоками Дьенеша
Для педагогов ДОУ и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-943381-1517426460.jpg)
Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе
Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111671-1549196750.jpg)
Картотека игр с блоками Дьенеша
Цель: ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развитие мыслительных умений; развитие творческих способностеей....