Картотека игр с блоками Дьенеша
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Косарева Ольга Александровна

Материал будет интересен воспитателям, психологам, дефектологам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с блоками Дьенеша

Игра «Цепочка»

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:

1.Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

2. Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.)

3. Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

4. Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета)

Игра «Второй ряд»

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась:

1. Фигура другой формы (цвета, размера)

2. Такой же формы, но другого цвета (размера)

3. Другая по цвету и размеру

4. Не такая по форме, размеру и цвету

Игра «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному.

Например:

а) фигурами другого цвета (формы, размера)

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины)

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету)

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины

Дидактическая игра «Поможем Золушке»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- кодовые карточки- символы

- «домик для блоков»

Ход игры:

Дефектолог: давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. В некотором царстве государстве жила-была Золушка. Царь объявил бал и мачеха получила приглашении. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но злая мачеха не взяла Золушку. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.

Баклажаны (синие блоки) разложить по полочкам на первом этаже;

Красную фасоль разместить на втором этаже;

Тыквы (желтые блоки) положить на полках третьего этажа.

Усложнение игры:

- Разложить овощи с указанием их размера.

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру; развивать логическое мышление.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- игрушки: лиса и белка

Ход игры:

Дефектолог: - Почтальон принес телеграмму от наших друзей Лисенка и Белки. Они написали, что хотели приехать к нам в гости, но не могут сейчас в лесу много снега. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.

Дефектолог давайте построим волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить Лисенка и Белочку.

Паровозик нужно строить по правилам:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);

- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

- чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Дефектолог: Мы построили волшебный паровозик, и поедем к друзьям в лес. Загудел паровоз и вагончики повез. Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Лисенок и Белочка. Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть.  Давайте поиграем вместе.

Подвижная игра: «»,»

Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Лисенок и Белочка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнять в счете; развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- «домик для блоков»

Ход игры:

В сказочном государстве жили - были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно. Сказочная фея решила поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Нужно помочь Феи. Дети, расселяя блоки называют номер квартиры, этаж.

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Цель: Закрепление свойств геометрических фигур; учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- игрушки: слоненок, попугай, кукла, Буратино, Мальвина, Перро

Ход игры:

Дефектолог обращает внимание детей на то, что слоненок и попугай сидят на стульчиках и о чем-то грустят. Давайте спросим у них. Что же случилось? Слоненок и попугай , чтобы никому не было обидно, не могут поделить блоки между собой. Они такие разные.

1. Дефектолог детям предлагает разделить фигуры между слоненком и попугаем так, чтобы:

- У слоненка оказались все красные фигуры, у попугая - все не красные.

- У слоненка оказались все круглые; какие у попугая (все не круглые)?

- У попугая все большие фигуры оказались; какие достались слоненку?

2. Раздели фигуры так, чтобы у слоненка оказались все синие, а у попугая - все квадратные. Какие фигуры достались только слоненку (синие, не квадратные); только попугаю (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и слоненку , и попугаю (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).

3. Раздели фигуры между Буратино, Мальвиной, Перро так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Мальвины - все желтые, у Перро- все большие.

- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)

- Мальвине - (желтые, маленькие, не круглые)

- Перро - (большие, не круглые, не желтые)

- Какие фигуры подошли и Буратино и Мальвине? (круглые, желтые, маленькие)

- Какие фигуры достались и Перро и Буратино? (круглые, большие, не желтые)

- Какие фигуры достались и Перро и Мальвине? (большие, желтые, не круглые)

- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)

- А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые)

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Оборудование:

- игровое поле с изображением спирали

- набор объемных блоков Дьенеша

Ход игры:

Дефектолог предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. Домик получится нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.

Дидактическая игра «Алгоритм»

(для индивидуальной работы с детьми)

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах; развивать умение размещать блоки в определенной последовательности; развивать внимание, пространственное мышление; учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур - цвет, размер, форма).

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- карточки-схемы

- карточки с кодами геометрических фигур

Ход игры:

Ребенку выдаются карточки-схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур. Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

Ход игры:

Дефектолог детям предлагает выстроить из волшебных фигур в веселый хоровод. Хоровод получится нарядным и красивым. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается - «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру; развивать логическое мышление.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- обручи

- коды-символы

Ход игры:

Дефектолог детям предлагает построить из волшебных фигур гусеницу. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:

- 1 обруч - синее цветовое пятно

- 2 обруч - все маленькие

- 3 обруч - желтое цветовое пятно

- 4 обруч - все квадратные

- 5 обруч - все большие

- 6 обруч - все круглые и так далее

Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая.

Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру; развивать логическое мышление.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша

- обручи

- коды-символы

Ход игры:

Дефектолог детям предлагает построить из волшебных фигур красивый цветок. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение угадать предметы на ощупь.

Оборудование: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Ребенок на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или

маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры.

Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Игра « Помоги Красной шапочке приготовить компот»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ход игры:

Поможем Красной шапочке для бабушки приготовить компот. В банку с красной крышкой, нужно положить только красные «ягодки» и обратить внимание на значок, если треугольник, то в банку нужно положить только красные треугольные «ягодки» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по блокам Дьенеша

Картотека игр по блокам Дьнеша...

Картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"

В данном материале представлна картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"Картотека выполнена в виде карточек, котоорые можно подобрать по темаматике занятия...

Картотека игр по блокам Дьенеша.

В данной методической разработке представлен опыт образовательной практики по использованию блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников от 2 до 8 лет. Мы предлагаем вашему вниманию п...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Для педагогов ДОУ и родителей...

Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе

Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Картотека игр с блоками Дьенеша...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Цель: ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развитие мыслительных умений; развитие творческих способностеей....