«Развитие математических способностей детей 5-6 лет посредством дидактических игр»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Нурышова Диляра Ферсовна

Развитие математических способнеостей для детей 5-6 лет посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Миляш»

Самообразование

на тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

2022-2023 учебный год

Выполнила: Нурышова Д.Ф.

с.Кунашак

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Пояснительная записка

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры

Актуальность: ориентиры и требования к содержанию дошкольного образования выявляют ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий.

Задачи: 

1. Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности

2.Повысить  мотивацию детей, интерес к занятиям математикой за счет разнообразия игр.

3. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

4. Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

5. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Предполагаемый результат:

1.Ребенок проявляет познавательные интересы. Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.

2. Повысится интерес к математике.

Этапы:

1Организационно-диагностический

2.Основная часть

Изучение порядковых и количественных числительных.

3.Заключительный

1. Месяц

2. Работа с детьми

3. Задачи

4. Работа с родителями

 

Сентябрь

I. Организационно-диагностический

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах;

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

 

Цель: Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Октябрь

II. Основная часть

Изучение порядковых и количественных числительных.

1. Игры с цифрами и числами

- «Назови скорей».

- «Покажи столько же».

- «Какой цифры не стало».

- «Соедини цифры с нужным количеством».

 

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

 

Ноябрь

- Игра «Кто первый назовет?» (Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку).

- Игра «Кто знает - пусть дальше считает».

- «Какие цифры поменялись местами?».

- «Назови соседей».

- «Покажи ту фигуру, которую назову».

- «Нарисуй и разукрась геометрическую фигуру».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности.

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

 

Декабрь

3. Ориентировка  в пространстве.

Ориентировка с помощью слуха:

- «Иди в ту сторону, откуда позвали».

- «Угадай, кто позвал».

- «Иди на звук колокольчика.

- «Быстро движется или медленно?».

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Январь

Ориентировка в пространстве относительно предмета - впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

- «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

- «Что находится слева от…?».

- «Расскажи, где находится шкаф, стул….

 

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».

 

Февраль

Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

- «Найди игрушки».

- «Куда пойдешь, что найдешь».

- «Покажи флажком вперёд, направо...».

- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя.

2.   Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка относительно себя».

 

Март

4. Ориентировки во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года).

- Составление рассказа по картине «Режим дня»

-   Беседа: «Наш день».

- Беседа: «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра»

 

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра).

2.   Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

 

 

Апрель

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года).

2.   Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме, сформировать привычку отмечать дни недели цветными кружками.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Повторить дома стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

 

Май

III. Заключительная часть

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах;

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

IV. Вывод.

Цель: проверить уровень сформированности знаний детей по теме самообразования.

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

 

Литература:

В.П. Новикова «Математика в старшей группе», программа «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Вывод:

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсуно с ними трудно не согласиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Опыт работы по даной теме представлен системой игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей с использованием различных дидактических игр...

Проект по развитию сенсорных способностей детей 2-3 лет, посредством дидактических игр «Познаем, играя»

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте....

Программа по самообразованию на 2019-2020учебный год по теме: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет, посредством дидактических игр через проект.»

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходим...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

quot;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...