«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами»
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами»
1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование.
Педагогическое кредо:
«Я – счастливый человек! Я – воспитатель!»
2 СЛАЙД.Представляю вашему вниманию свой опыт работы на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами».
3 СЛАЙД. Приступая к работе над этой темой, я изучила методику М. Монтессори и методические материалы Е. И. Удальцовой, опыт педагогов по данной теме в сети интернет.
В первые годы жизни ребёнка начинается его активное сенсорное развитие, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения; его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Ребенок в жизни сталкивается с множеством форм, красок, свойств игрушек и предметов домашнего обихода.
В начале 2015 - 2016 учебного года провела мониторинг освоения детьми 3-4 лет сенсорных эталонов, проанализировала обеспечение РППС в группе дидактическими материалами и играми в соответствии ФГОС ДО. В следствии этого спроектировала педагогическую деятельность с детьми по развитию сенсорных способностей в младшей дошкольной группе.
4 СЛАЙД. Актуальность опыта заключается в том, что в процессе мониторинга по итогам педагогической диагностики у младших дошкольников отмечаются недостатки в обследовании предметов, их восприятии и ощущения, что составляет область сенсорного развития и воспитания.
Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Дидактические игры применяются в рамках развивающих технологий, основой которых является отказ от учебной модели в детском саду и использование педагогами новых форм работы с детьми с применением нетрадиционных материалов, позволяющими обучать воспитанников ненавязчиво, так, чтоб они об этом не догадывались.
«…игра для них учёба, игра для них труд,
игра для них – серьёзная форма воспитания».
Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, например, пуговицам. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Пуговичные занятия происходят легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения.
Игры с пуговицами применимы в РОД с детьми, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности в уголке мини музея «Такая разная пуговка».
5 СЛАЙД. Изучение работ отечественных исследователей и педагоговА. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой по теме «Дидактические игры» подвели меня к выводу, что одним из основных средств сенсорного воспитания являются именно дидактические игры. А методика М. Монтессори и еёдевиз: «Помоги мне это сделать самому» помог мне определить принципы сенсорного развития детей младшего возраста:
Развитие чувства внутреннего порядка
Максимальная индивидуализация
Развитие самостоятельности
Гуманизм (обращение к ребенку с позиции «рядом»).
6 СЛАЙД.Цель моего опыта: «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет в процессе дидактических игр с пуговицами».
Задачи:
1. Повысить познавательную мотивацию к развитию сенсорных способностей детей дидактическими играми с пуговицами;
2. Развивать у детей восприятие и их чувственный опыт.
3. Способствовать развитию у детей умений группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом (по цвету, форме, величине, фактуре и другим свойствам);
4. Формировать у детей умения самостоятельно применять системы эталонов сенсорного развития в практической и познавательной деятельности.
5. Приобщать родителей к обогащению РППС в группе, повышать их компетентностьпо развитию сенсорных способностей детей.
7 СЛАЙД. Использование в работе дидактических игр с пуговицами способствует успешному развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
8. СЛАЙД. Работа осуществлялась по трём направлениям:
создание дидактических игр для познавательной мотивации к развитию сенсорных способностей детей;
работа с детьми по сенсорному развитию;
активное вовлечение родителей в педагогический процесс
Данная работа состояла из трёх этапов:
1. подготовительный (постановка проблемы, изучение литературы, проектирование дальнейших действий)
2. организационый – реализация проектной деятельности с детьми
3. аналитический.
9 СЛАЙД. В ходе работы мною использовались такие технологии как личностно-ориентированная, ИКТ технология, технология проектной деятельности с детьми.
По итогам 1 этапа был создан проект «Такая разная пуговка» в рамках этого проекта (с октября 2015 –по апрель2016 года) решались задачи по созданию условий для сенсорного развития детей младшего возраста в дидактических играх с пуговицами.
В своей работе с детьми 3-4 лет применяла следующие методы, характерных для и сенсорного развития.
1. Обследование предметов (пуговка красная, круглая, большая, твёрдая).
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования(«Почему ты положил красную, мягкую пуговицу в эту коробочку?»
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета (Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании.
4. Метод сравнения (по цвету, форме и т. д.).
На начальном этапе проекта совместно с родителями собирались коллекции пуговиц. На основе коллекции я создала игры, вызывающие интерес со стороны детей, и позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и задачи. Работе с пуговицами присуще:
вариативность, то есть вероятность применения в различных игровых сюжетах;
мобильность и компактность,то есть использование в удобной для ребенка среде: на ковре, за столом и т. п. ;
приспособленность, как для индивидуальной, так и для совместной (ребенок-взрослый или ребенок-ребенок) игры.
С более активными родителями придумывала сюжетно-игровую задачу, подходящую для определённого вида пуговиц «Собери по цвету», «Покажи «Зайке самую большую (маленькую) пуговицу» и т. д.
Основной этап проекта был практический. Дети, знакомясь с пуговицами, обучались игре с ними, развивая тем самым умениями группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом (по цвету, форме, величине, фактуре и другим свойствам). Участвовали в простейших экспериментах с пуговицами (тонет – не тонет; холодная-теплая; в какоеотверстие для пуговки и т. д.). В ходе реализации проекта появились пуговицы из бархатной бумаги из дерева (игра «мягкая и твёрдая пуговка», из бросового материала (одноразовых тарелок) для развития осязательных ощущений детей.
Игры с пуговицами на развитие умений группировать, классифицировать так называемая «сортировка» (по цвету, форме, величине, фактуре и другим свойствам, пользуются у детей большим успехом. Пуговицы разные по размеру, цвету, их большое количество очень занимает малышей и развивает разносторонне (сенсорные способности, моторику рук, активизируются мыслительные процессы). «Сортировка» — одно из самых увлекательных занятий. Дети сортируют по величине, по цвету, по количеству дырочек, материалу; строят ряды по возрастанию или убыванию размера.
Игры на использование игр с пуговицами позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей. Создает новые условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует развитию сенсорных способностей.
10 СЛАЙД. Но я ставила перед собой задачу не только обогащать чувственный опыт детей, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Созданные игры с пуговицами можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи и в индивидуальной работе.
Из пуговиц в группе есть даже «пуговичные коврики» для рук и ног–с помощью которых, происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Чтоб упражнения проходили веселее и ярче,провожу их в форме соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук.
Конечно, при пуговичных играх с детьми нельзя забывать о правилах безопасности. Ребенок во время таких занятий должен находиться всё время под присмотром взрослого. С детьми регулярно провожу небольшие беседы, инструктажи. И нужно отметить, основываясь на собственном опыте, если дети мотивированы на игру, им важно решить, поставленную перед ними задачу, то надобности, использовать игровой материал (в данном случае пуговицы) не по назначению полностью отпадает.
На заключительном этапе проекта было организовано:
Выставка творческих работ с использованием пуговиц (рисунки, кукла Тильда (зайчик, интерьерная кукла, куклы- оберег, вязаные игрушки)
Выставка коллекции дидактических игр с пуговицами, созданными совместно с родителями
Оформление мини-музея, как познавательной мотивации к развитию сенсорных способностей детей дидактическими играми с пуговицами.
Сохзданный мини музей предусматривает самостоятельно применять ребёнком системы эталонов сенсорного развития в практической деятельности.
Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не только учебная, но и направленная на использование уже имеющихся знаний. Поэтому, целесообразно игры с пуговицами включать практически в любое занятие. Можно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
11 СЛАЙД. Диапазон моего опыта,представлен:
разработкой проекта
созданием коллекции дидактических игр с пуговицами
создание мини музея пуговиц в группе для самостоятельной деятельности детей.
12 СЛАЙД Эффективностью работы является следующее: по итогам диагностики в конце года выявлена положительная динамика развития у детей сенсорных способностей. Диагностика осуществлялась по методикам Л. А. Венгера «Группировка игрушек»; адаптированный вариант методики Земцовой М. И. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?»; методика Стребелевой Е. А. «Сложи разрезную картинку» (из трёх частей).
13. СЛАЙД. Таким образом, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы познавательной активности детей к развитию сенсорных способностей. Они отлично развивают мелкую моторику, точность движений, тактильное восприятие, и воображение. Вследствие этого, дети самостоятельно могут применять системы эталонов сенсорного развития в своей практической деятельности. Они с интересом играют по желанию в игры в мини музеи. А его хозяину-зайчику Тильде рассказывают о своих успехах.
Благодаря этому проекту взаимодействие с родителями было более плодотворным. Они не только приносили пуговицы, но и были заинтересованы удивить других эксклюзивными необычными по форме, размеру пуговицами; искали самые большие и шили кукол с пуговицами для музея.
14 СЛАЙД. Свой педагогический опыт и свои достижения распространяю среди педагогов, выступая на педагогическом совете МБДОУ детского сада №14. Участвовала в семинаре нашего ДОУ.
15 СЛАЙД. Литература
1. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Мария Монтессори. Помоги мне это сделать самому. - М.: Карапуз, 2004.
2. Сакулина Н. П., Поддьяков Н. Н. Сенсорноевоспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969.
3. Сорокова А. И. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. - М., 1998.
4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику: учебно – методическое пособие. – М.: Эксмо, - 2007
5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976.
6. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей младшего возраста: учебно – методическое пособие. – М.: Мозайка – Синтез, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
quot;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Консультация для родителей...
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот п...
Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательн...