НОД по математике. Тема "Сложение"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
НОД по математике для детей старшей группы. Тема "Сложение". Дети знакомятся с понятиями "часть - целое", составление целого из частей, со знаком "+" - как знаком записи действия сложения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Сложение
Образовательная область – «Познавательное развитие». Раздел «Математика».
Цель: знакомство с действием сложение.
Задачи:
- Создать условия для получения детьми нового знания о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;
- Под руководством воспитателя сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю, найду, проверю»;
- Закрепить умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
- Совершенствовать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Группа: старшая группа (5-6 лет).
Время реализации занятия: – 25 минут.
Методические приёмы:
- словесные: вопросы, объяснения, пояснения, инструкция, рассказ.
- наглядные: показ слайдов
- практические: моделирование, самостоятельная работа;
- игровые – игровая мотивация, контроль - анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом.
Формы: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная, проблемный диалог.
Материалы и оборудование: игрушки в коробочках: кукла, мяч; большая коробка, цветные карандаши, карточки для игры «Прятки», листы для самостоятельной работы, вазы, разрезанные на две части, нарисованные маленькие коробочки и большая коробка, круги разных цветов
Мультимедиа оборудование: интерактивная доска, проектор, документ – камера.
Предварительная работа: беседы, направленные на формирование безопасного поведения; игры и дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, игры на развитие умения определять признаки объекта, сравнивать по признакам.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок понимает принцип сложения, как объединение групп предметов, запись сложения с помощью знака «+»; ребёнок может использовать слова для выражения своих мыслей и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, мышлением, памятью.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сложение» | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Введение в игровую ситуацию способствовать созданию мотивации на включение в игровую деятельность, развивать знания детей об окружающем мире, напомнить правила безопасного поведения дома. | |
- Хочу рассказать вам еще одну историю. Вы уже знакомы с ребятами: Таней и Ваней. Кто это? - Сегодня у Тани день рождения, и пока ребята ждали гостей, они решили сыграть в футбол. - По вашему мнению, это подходящая игра для дома? Почему? - Во время игры, ребята разбили мамину вазу. Как можно исправить эту ситуацию? - Вы готовы это сделать? | Дети отвечают на вопросы. Дети рассказывают, правила безопасного поведения дома. Дети отвечают на вопрос: «Можно склеить вазу» Дети отвечают на вопрос, формулируя тем самым «детскую цель». |
Актуализация знаний познакомить с понятиями целое и часть, показать взаимосвязь между ними, составление целого из частей, совершенствовать мыслительные операции: анализ, сравнение. | |
На столах разложены разрезанные на две части вазы (на каждого ребенка) - Ребята, ваза разбилась на две части, помогите Тане и Ване сложить вазу. - На сколько частей разбилась ваза? - Покажите одну часть. - Покажите другую часть. - Что вы сделали, чтобы ваза стала целой? - Что больше – целая ваза или ее часть? - А вот и гости пришли. Маша подарила Тане куклу в маленькой коробке, а Света – мяч, тоже в маленькой коробке. Таня сложила подарки в большую красивую коробку. Воспитатель складывает игрушки в коробку - Из каких частей состоял весь подарок? - Каким словом можно заменить слово «сложила»? - Действие, которое выполнила Таня, в математике называют сложением. Посмотрите, какие подарки лежат в общей большой коробке? Что получилось в результате сложения? - Подведем итог: части: куклу и мяч мы сложили, соединили, объединили в целое – коробка. | Дети выполняют задание. Дети отвечают: «На две». Дети показывают части вазы. Дети отвечают: «Сложили части вазы» Дети отвечают: «Целая ваза больше, чем ее часть» Дети отвечают: «Из куклы и мяча». Дети отвечают: «Положили вместе, объединили и так далее». Дети отвечают: «В коробке лежат кукла и мяч. Всего два подарка» |
Затруднение в игровой ситуации уточнить представления детей о действии сложения, сформировать опыт фиксации затруднения в деятельности, понять его причины, постановка цели. | |
- Таня решила написать бабушке письмо, в котором хочет рассказать о своих подарках и о том, как сложила их в красивую коробку. Поможем Тане? - Что подарила Тане Маша? - Нарисуйте в одной маленькой коробке куклу. - Что подарила Тане Света? - Нарисуйте во второй маленькой коробке мяч. - Что сделала Таня со своими подарками? - Таня сложила части подарков, объединила их в целое. - Ребята, для того, чтобы показать сложение, не обязательно складывать части вместе – можно между частями поставить знак, который расскажет, что части складываются. - Запишите между коробочками знак, показывающий, что подарки сложили в большую коробку. - Какой знак вы поставили? - Как вы думаете, почему вы смогли поставить знак действия сложения? - А как нам это можно узнать? | На столах «бланк письма». Дети выполняют задание. Дети выражают согласие. Дети отвечают: «Маша подарила куклу» Дети рисуют в первой маленькой коробке куклу. Дети отвечают: «Света подарила мяч» Дети рисуют во второй маленькой коробке мяч. Дети отвечают: «Таня сложила подарки в большую красивую коробку» Детям предоставляется самостоятельность. Возникает затруднение. Дети отвечают: «Мы не смогли поставить знак действия сложения, потому что не знаем этого знака». Дети отвечают: «Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых» |
Открытие нового знания уточнить смысл действия сложения, познакомить со знаком «+» как знаком записи действия сложения, сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и переживания радости открытия. | |
Воспитатель ставит знак «+» между маленькими коробочками. - В математике для записи действия сложения используют знак плюс и обозначают его этим знаком «+». - Запишите знак плюс у себя. - Что оказалось в большой красивой коробке, после того как Таня сложила туда части подарков? - Нарисуйте в большой коробке куклу и мяч. - Обратите внимание на две маленькие коробки со знаком плюс между ними и на большую коробку. Что заметили? - Мы получили два целых. Как выдумаете, эти целые равны? - Почему? - Как это можно проверить? - Какой знак можно поставить между маленькими коробками и большой коробкой? - Запишите знак равенства. - Покажите части подарков. - Покажите все подарки – целое. - Итак, о чем говорит знак плюс? - О чем говорит знак равно? | Дети выполняют задание. Дети отвечают: «Кукла и мяч» Дети рисуют куклу и мяч в большой коробке. Дети отвечают: «Сначала мы сложили части и получили целое с помощью знака плюс, потом мы части положили в большую коробку и тоже получили целое» Дети отвечают: «Равны» Дети отвечают: «Потому что в двух маленьких коробках кукла и мяч и в большой коробке те же самые кукла и мяч» Дети отвечают: «Можно провести волшебные ниточки». Дети проводят волшебные ниточки от подарков в маленьких коробках к подаркам в большой коробке. Дети отвечают: «Знак =». Дети записывают знак равенства. Дети выполняют задание. Дети отвечают: «Знак плюс говорит о том, что части сложили, соединили в целое». Дети отвечают: «Знак равно говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому». |
Включение нового знания в систему знаний ребенка закрепить представление о действии сложении и его записи с помощью знака «+». | |
- Письмо написали, сложили в конверт, завтра мама Тани пойдет на работу и отправит его по почте бабушке. - Ребята решили отдохнуть и поиграть в прятки. Вы знаете правила этой игры? А хотите поиграть? - Тогда слушайте задание: вы получаете карточки, на которых нарисованы две маленькие коробочки с подарками. Необходимо выполнить сложение и найти результат, нужную карточку с большой коробкой (картинки с большой коробкой расположены по периметру группы) - А еще Таня очень любит играть в настольные игры. Она приготовила для своих гостей новую игру. Давайте посмотрим. - Рассмотрите задание. Как вы думаете, что нужно сделать? | Дети складывают письма в конверт и отдают воспитателю. Дети отвечают: «Да». Дети выходят из-за столов и подходят к воспитателю. Дети получают карточки с заданием, выполняют сложение, находят карточку – ответ, проверяют друг друга. Дети садятся за столы и получают листы с нарисованными пустыми коробками. Дети отвечают: «Нужно заполнить маленькие коробочки, выполнить сложение и заполнить большую коробку». Дети самостоятельно выполняют задание, проверка с помощью документ – камеры. Ребенок, первым выполнивший задание, проходит к документ – камере и рассказывает как он работал: «В первой коробке я нарисовал два красных круга – это первая часть, во второй коробке я нарисовал один синий квадрат – это вторая часть. Между коробками поставил знак «+». В большой коробке сначала нарисовал первую часть: два красных круга, потом вторую часть – один синий квадрат. Проверил сложение волшебными ниточками. Между маленькими коробочками и большой коробкой поставил знак «=». Дети выражают согласие. |
Рефлексия провести рефлексию деятельности на занятии | |
- Что полезного мы свами сегодня сделали? - Важно ли то, что сегодня узнали? - Для чего это может пригодиться вам в жизни? - Какое задание было для вас самым трудным? Почему? - Какое задание больше всего понравилось? Почему? - Какие новые знания дали нам возможность написать письмо бабушке, сыграть в прятки, в настольную игру? На доске две коробочки, круги разных цветов: синий, желтый. - Если у вас все получилось, то синий круг прикрепите на первую коробочку, а если что-то не получилось, то желтый круг прикрепите на вторую коробочку. Предлагаю вечером рассказать родителям, что это за коробочки и показать им как мы научились складывать группы предметов | Дети отвечают: «Помогли ребятам склеить вазу» Дети отвечают: «Да» Дети отвечают: «Легко будет учиться в школе. Сможем помогать родителям складывать и считать и др.» Дети отвечают: «Мы научились складывать группы предметов». Дети выбирают круги, наклеивают на коробки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-70627-1511457797.jpg)
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-923522-1495095170.jpg)
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...