ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект
мероприятия
с детьми подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности
по познавательному развитию
«Удивительные приключения»
(Исследование)
Подготовила и провела
Воспитатель, учитель-логопед
Грядецкая Олеся Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2023 г.
Цель: закрепление математических знаний и умений, расширение представлений детей об объектах неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях, счет в пределах 10 и 20;
- побуждать решать детей задачи проблемного характера с использованием элементов методики ТРИЗ;
- формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камни;
- способствовать развитию интереса к математическим познаниям и окружающему миру.
Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
- развивать мелкую моторику и координацию движений при работе
на математическом планшете, при обследовании камней.
Воспитательные:
-воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа;
- малоподвижные игры: «Загадки», «Найди свое место»;
- игровое упражнение « Построй мост», «Убери лишний», «Построй дом»;
- исследовательская деятельность с использованием ТРИЗ;
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная,игровая.
Материалы и оборудование: большая магнитная доска; нарисованная карта России; электронная презентация с сопровождающими картинками; искусственная река, карточки-схемы с цепочкой фигур из блоков Дьенеша; стулья с порядковыми номерами; столы для работы с заданиями; математические планшеты; плоские круглые формы с наклеенными схемами-загадками; карточки с примерами; сундук с камнями; коллекционная коробка.
Приемы: использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания, загадки, вопросы, выкладывание схем с помощью «Математического планшета»,
Количество детей:10 чел.
Место нахождения детей и расположение пособий:
фланелеграфы экран магнитная доска
|
болото стулья
дети река
столы
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (организаци-онный момент) | Дети входят в зал,свободно встают рядом с воспитателем | В. предлагает поздороваться с гостями.
| Дети здороваются с гостями. |
Вводная часть (мотиваци- онный момент) | Неожиданно раздается звук обвала и на экране появляется изображение знака SOS. Следующий слайд - Хозяйка Медной горы, которая сообщает детям,что вход в ее пещеру завалило камнями, и она просит помощи.
Хозяйка медной горы: - Не волнуйтесь, путь к пещере покажет моя помощница - ящерка. У нее есть подробная карта пути. Но по дороге вам предстоит преодолеть немало препятствий, не боитесь? Справитесь? Ведь каждое правильно выполненное задание, уберет один камень от моей пещеры.
(На экране слайд с изображением волшебной ящерки). | В. спрашивает детей, что означает этот сигнал?
В.: Вот кто просит нас о помощи, подает сигнал о помощи SOS, это сама Хозяйка Медной горы. Помните, ребята, мы знакомы с ней по сказкам Павла Бажова. Какие названия сказок вы можете вспомнить?
Как помочь хозяйке медной горы?
В.: Уважаемая Хозяйка Медной горы, мы тебя слышим и обязательно придем на помощь. Только как мы найдем дорогу к твоей пещере?
| Дети отвечают,что это сигнал о помощи. Кто-то зовет на помощь.
Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы». Дети предлагают варианты помощи (Нужно разобрать завал).
|
Основная часть. Проблемная ситуация.
| Большая магнитная доска с картой России, где отмечен путь от Санкт-Петербурга до Уральских гор. Рядом на доске имитация завала из карточек с картинками камней (по мере продвижения и решения задач, картинка с камнем снимается с «завала» и прикрепляется одним из детей на карту на пройденную точку).
Слайд с изображение реки. | В.:– Путь наш долог и велик и сидеть нам не велит! Ребята, давайте посмотрим на карту и попытаемся разобраться, Куда нам идти: направо или налево? В.: - Отправляемся в путь на помощь Хозяйке Медной горы! Страна наша очень большая!
Первое препятствие на нашем пути – это широкая река. А как реку перейти? | Дети ориентируются по карте. Предлагают варианты направлений.
Дети рассказывают, что в стране нашей много лесов, рек, гор, озер, городов.
Ответы детей …(Нужно ПОСТРОИТЬ мост). |
1. Игровое задание «Построй мост»
| На полу выложена голубая «искусственная река» (нарисована на бумаге), 5 коробок блоков Дьенеша, 5 карточек с нарисованной цепочкой фигур для каждой пары.
| В. (вскрывая конверт): «Вы сможете перейти реку, когда справитесь с заданием от ящерки». А задание такое: нужно построить мосты!
В. наблюдает за детьми в процессе задания. При необходимости - помогает.
В.:Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Перешли реку! Один камень мы уже убрали. (Детям предлагается снять одну из картинок с камнем и прикрепить на пройденное место на карте). | Дети делятся на пары с помощью «волшебного мешочка», вытаскивая себе по фигурке (в мешочке 10 фигур по две одинаковые).
Дети «строят мосты» на полу через, подготовленную заранее, искусственную реку.
|
2.Игра в кругу «Загадки»
| Слайд с изображением леса. В кругу передается камень и по очереди дети отгадывают математические стихи-загадки, которые загадывает воспитатель.
| В.: Продолжим путь!Впереди дремучий лес. Полон этот лес чудес, Камень ты скорей возьми и ответ мне назови! (математические загадки-стихи).
| Дети стоят у доски.
Дети встают в круг, передавая друг другу камень, по очереди отгадывают загадки. |
3.Игровое задание «Построй дом»
| Слайд с изображением города.
На столах математические планшеты для выкладывания различных схем (домов) по собственной задумке.
| В.: Что у нас на карте дальше? - (Это Кузнецк!) Какой он? Все это сделано из камня. Но жители жалуются, что не хватает в городе домов. Давайте поможем жителям. (Задание от ящерки). Ящерка нам предлагает создать схемы домов с помощью математических планшетов.А жители, выбрав самые интересные, построят по этим эскизам себе новые дома!
В.:Какие интересные, дома вы придумали! Молодцы, все справились! | Дети: Город!
Варианты ответов: красивый, светлый, есть памятники и т.д.
Дети проходят к столам и на математических планшетах самостоятельно выкладывают схемы домов.
|
4.Физкультминутка «Зарядка» | Раз — мы встали, распрямились. Два - согнулись, наклонились. Три - руками три хлопка. А четыре - под бока. Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают. Пять - руками помахать Шесть - на место встать опять! | В.:А теперь пора и передохнуть.
В. показывает движения.
| Дети повторяют движения за воспитателем.
|
5.Игра: «Найди свое место»
| Цель: упражнять в порядковом счете (два набора карточек из картона с приклеенными на них декоративными камушками в ряд от 11 до 20). Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Дети пересчитывают камушки, запоминают их число. По сигналу:«Числа, встаньте по порядку», каждый изиграющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камешков на его карточке. | В.: А теперь можно еще и поиграть!
В. раздает карточки и объясняет правила игры. Кто быстрее?
| Каждый из детей становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камушков на его карточке.
|
6. Игровое упражнение «Убери лишний!»
| Слайд с изображением болота.
2 набора из 6 «искусственных» плоских камней с изображениями - схемами для двух команд. Выкладывается дорожка, находится лишнее изображение-схема, по оставшимся пяти дети переходят «болото», проговаривая «шагалочку-чистоговорку».
| В.:На болото мы пришли и задание нашли. Болото не очень топкое, но все же перейти его трудно. Для этого нужно проложить дорогу. Дороги тоже сделаны с помощью камней. (Задание от ящерки в конверте): болото можно перейти по 2 дорогам из камней, но камнине простые, с загадочными знаками! Лишний знак нужно убрать.
| Дети рассматривают изображение болота.
Дети делятся на две команды - 2 группы по 5 человек, выбираются считалочкой. Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать. А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга! Дети выкладывают дорожки. |
7.ТРИЗ | На экране слайд с изображением Хозяйки Медной горы.
Хозяйка медной горы: Спасибо вам ребята, что пришли на помощь и помогли мне. В благодарность я хочу подарить вам сундук с сокровищами! А сокровища мои - это драгоценные камни нашей земли! Выносится сундук с «сокровищами» и коллекционная коробка для камней.
Два фланелеграфа с набором изображения камней и карточками ТРИЗ. | В.: Все задачи решили! Справились! И вышли, наконец-то к Уральским горам! Где живет Хозяйка Медной горы! Мы помогли ей разобрать завал. Вы своими знаниями и умениями освободили вход в пещеру Хозяйки Медной горы!
В.:Ребята, можете взять из сундука себе по камушку!
В. предлагает некоторым детям выложить таблицу-коллаж своего камня, с помощью карточек ТРИЗ | Ребята встают полукругом перед экраном.
Дети разбирают камни. Обследуют в руках, называя свойства камней.
Дети у фланелеграфа, выкладывают коллаж. |
8. «Реши пример»
| Коллекционная коробка с пронумерованными ячейками, карточки с примерами. | В.: Чтобы нам создать настоящую коллекцию самоцветов, у каждого камня должна быть своя ячейка для хранения, но каждая ячейка имеет свой порядковый номер. Вы легко его узнаете, если правильно решите математические примеры, а полученный ответ и будет номером вашей ячейки. | Дети решают примеры на карточках и выкладывают каждый свой камень в нужную ячейку.
|
Рефлексия: Итог НОД. Оценка деятельности детей. |
| В.: Спасибо Хозяйке Медной горы за такой подарок! Что же мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего понравилось?
В нашем городе много выставок «Мир Камней», Музей камня, Геологический музей, музей Горного института! Обязательно посещайте с родителями музеи нашего прекрасного города. |
Ответы детей |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropr.po_poznav.razvitiyu.docx | 47.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»
Конспект
мероприятия
с детьми подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности
по познавательному развитию
«Удивительные приключения»
(Исследование)
Подготовила и провела
Воспитатель, учитель-логопед
Грядецкая Олеся Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2023 г.
Цель: закрепление математических знаний и умений, расширение представлений детей об объектах неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях, счет в пределах 10 и 20;
- побуждать решать детей задачи проблемного характера с использованием элементов методики ТРИЗ;
- формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камни;
- способствовать развитию интереса к математическим познаниям и окружающему миру.
Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
- развивать мелкую моторику и координацию движений при работе
на математическом планшете, при обследовании камней.
Воспитательные:
-воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа;
- малоподвижные игры: «Загадки», «Найди свое место»;
- игровое упражнение « Построй мост», «Убери лишний», «Построй дом»;
- исследовательская деятельность с использованием ТРИЗ;
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная,игровая.
Материалы и оборудование: большая магнитная доска; нарисованная карта России; электронная презентация с сопровождающими картинками; искусственная река, карточки-схемы с цепочкой фигур из блоков Дьенеша; стулья с порядковыми номерами; столы для работы с заданиями; математические планшеты; плоские круглые формы с наклеенными схемами-загадками; карточки с примерами; сундук с камнями; коллекционная коробка.
Приемы: использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания, загадки, вопросы, выкладывание схем с помощью «Математического планшета»,
Количество детей:10 чел.
Место нахождения детей и расположение пособий:
фланелеграфы экран магнитная доска
болото стулья
дети река
столы
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (организаци-онный момент) | Дети входят в зал,свободно встают рядом с воспитателем | В. предлагает поздороваться с гостями. | Дети здороваются с гостями. |
Вводная часть (мотиваци- онный момент) | Неожиданно раздается звук обвала и на экране появляется изображение знака SOS. Следующий слайд - Хозяйка Медной горы, которая сообщает детям,что вход в ее пещеру завалило камнями, и она просит помощи. Хозяйка медной горы: - Не волнуйтесь, путь к пещере покажет моя помощница - ящерка. У нее есть подробная карта пути. Но по дороге вам предстоит преодолеть немало препятствий, не боитесь? Справитесь? Ведь каждое правильно выполненное задание, уберет один камень от моей пещеры. (На экране слайд с изображением волшебной ящерки). | В. спрашивает детей, что означает этот сигнал? В.: Вот кто просит нас о помощи, подает сигнал о помощи SOS, это сама Хозяйка Медной горы. Помните, ребята, мы знакомы с ней по сказкам Павла Бажова. Какие названия сказок вы можете вспомнить? Как помочь хозяйке медной горы? В.: Уважаемая Хозяйка Медной горы, мы тебя слышим и обязательно придем на помощь. Только как мы найдем дорогу к твоей пещере? | Дети отвечают,что это сигнал о помощи. Кто-то зовет на помощь. Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы». Дети предлагают варианты помощи (Нужно разобрать завал). |
Основная часть. Проблемная ситуация. | Большая магнитная доска с картой России, где отмечен путь от Санкт-Петербурга до Уральских гор. Рядом на доске имитация завала из карточек с картинками камней (по мере продвижения и решения задач, картинка с камнем снимается с «завала» и прикрепляется одним из детей на карту на пройденную точку). Слайд с изображение реки. | В.:– Путь наш долог и велик и сидеть нам не велит! Ребята, давайте посмотрим на карту и попытаемся разобраться, Куда нам идти: направо или налево? В.: - Отправляемся в путь на помощь Хозяйке Медной горы! Страна наша очень большая! Первое препятствие на нашем пути – это широкая река. А как реку перейти? | Дети ориентируются по карте. Предлагают варианты направлений. Дети рассказывают, что в стране нашей много лесов, рек, гор, озер, городов. Ответы детей …(Нужно ПОСТРОИТЬ мост). |
1. Игровое задание «Построй мост» | На полу выложена голубая «искусственная река» (нарисована на бумаге), 5 коробок блоков Дьенеша, 5 карточек с нарисованной цепочкой фигур для каждой пары. | В. (вскрывая конверт): «Вы сможете перейти реку, когда справитесь с заданием от ящерки». А задание такое: нужно построить мосты! В. наблюдает за детьми в процессе задания. При необходимости - помогает. В.:Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Перешли реку! Один камень мы уже убрали. (Детям предлагается снять одну из картинок с камнем и прикрепить на пройденное место на карте). | Дети делятся на пары с помощью «волшебного мешочка», вытаскивая себе по фигурке (в мешочке 10 фигур по две одинаковые). Дети «строят мосты» на полу через, подготовленную заранее, искусственную реку. |
2.Игра в кругу «Загадки» | Слайд с изображением леса. В кругу передается камень и по очереди дети отгадывают математические стихи-загадки, которые загадывает воспитатель. | В.: Продолжим путь!Впереди дремучий лес. Полон этот лес чудес, Камень ты скорей возьми и ответ мне назови! (математические загадки-стихи). | Дети стоят у доски. Дети встают в круг, передавая друг другу камень, по очереди отгадывают загадки. |
3.Игровое задание «Построй дом» | Слайд с изображением города. На столах математические планшеты для выкладывания различных схем (домов) по собственной задумке. | В.: Что у нас на карте дальше? - (Это Кузнецк!) Какой он? Все это сделано из камня. Но жители жалуются, что не хватает в городе домов. Давайте поможем жителям. (Задание от ящерки). Ящерка нам предлагает создать схемы домов с помощью математических планшетов.А жители, выбрав самые интересные, построят по этим эскизам себе новые дома! В.:Какие интересные, дома вы придумали! Молодцы, все справились! | Дети: Город! Варианты ответов: красивый, светлый, есть памятники и т.д. Дети проходят к столам и на математических планшетах самостоятельно выкладывают схемы домов. |
4.Физкультминутка «Зарядка» | Раз — мы встали, распрямились. Два - согнулись, наклонились. Три - руками три хлопка. А четыре - под бока. Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают. Пять - руками помахать Шесть - на место встать опять! | В.:А теперь пора и передохнуть. В. показывает движения. | Дети повторяют движения за воспитателем. |
5.Игра: «Найди свое место» | Цель: упражнять в порядковом счете (два набора карточек из картона с приклеенными на них декоративными камушками в ряд от 11 до 20). Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Дети пересчитывают камушки, запоминают их число. По сигналу:«Числа, встаньте по порядку», каждый изиграющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камешков на его карточке. | В.: А теперь можно еще и поиграть! В. раздает карточки и объясняет правила игры. Кто быстрее? | Каждый из детей становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камушков на его карточке. |
6. Игровое упражнение «Убери лишний!» | Слайд с изображением болота. 2 набора из 6 «искусственных» плоских камней с изображениями - схемами для двух команд. Выкладывается дорожка, находится лишнее изображение-схема, по оставшимся пяти дети переходят «болото», проговаривая «шагалочку-чистоговорку». | В.:На болото мы пришли и задание нашли. Болото не очень топкое, но все же перейти его трудно. Для этого нужно проложить дорогу. Дороги тоже сделаны с помощью камней. (Задание от ящерки в конверте): болото можно перейти по 2 дорогам из камней, но камнине простые, с загадочными знаками! Лишний знак нужно убрать. | Дети рассматривают изображение болота. Дети делятся на две команды - 2 группы по 5 человек, выбираются считалочкой. Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать. А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга! Дети выкладывают дорожки. |
7.ТРИЗ | На экране слайд с изображением Хозяйки Медной горы. Хозяйка медной горы: Спасибо вам ребята, что пришли на помощь и помогли мне. В благодарность я хочу подарить вам сундук с сокровищами! А сокровища мои - это драгоценные камни нашей земли! Выносится сундук с «сокровищами» и коллекционная коробка для камней. Два фланелеграфа с набором изображения камней и карточками ТРИЗ. | В.: Все задачи решили! Справились! И вышли, наконец-то к Уральским горам! Где живет Хозяйка Медной горы! Мы помогли ей разобрать завал. Вы своими знаниями и умениями освободили вход в пещеру Хозяйки Медной горы! В.:Ребята, можете взять из сундука себе по камушку! В. предлагает некоторым детям выложить таблицу-коллаж своего камня, с помощью карточек ТРИЗ | Ребята встают полукругом перед экраном. Дети разбирают камни. Обследуют в руках, называя свойства камней. Дети у фланелеграфа, выкладывают коллаж. |
8. «Реши пример» | Коллекционная коробка с пронумерованными ячейками, карточки с примерами. | В.: Чтобы нам создать настоящую коллекцию самоцветов, у каждого камня должна быть своя ячейка для хранения, но каждая ячейка имеет свой порядковый номер. Вы легко его узнаете, если правильно решите математические примеры, а полученный ответ и будет номером вашей ячейки. | Дети решают примеры на карточках и выкладывают каждый свой камень в нужную ячейку. |
Рефлексия: Итог НОД. Оценка деятельности детей. | В.: Спасибо Хозяйке Медной горы за такой подарок! Что же мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? В нашем городе много выставок «Мир Камней», Музей камня, Геологический музей, музей Горного института! Обязательно посещайте с родителями музеи нашего прекрасного города. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования
В статье рассматриваются основные направления работы методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику работы ДОУ...
Презентация "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС в практику дошкольного образования".
Презентация к статье "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования"...
ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,
Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...
Эффективные практики дошкольного образования
Диплом Победителя...
Диплом победителя Всероссийского конкурса "Эффективные практики дошкольного образования"
работа "Веселые пальчики"...
Круглый стол «Лучшие практики дошкольного образования: перспективы развития». Выступление «Информатизация дошкольного образования: опыт, практика, перспективы» 15.11.2022 г.
Все мы знаем, что национальный проект «Образование» предусматривает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступно...
ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино
ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....