"ФЭМП" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Янкина Ксения Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

непрерывной образовательной деятельности

 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности: Формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет).

Тема: Познакомить детей с образованием числа

Цель: Формирование у детей числовых представлений на примере числа 5 в процессе образовательной деятельности.

Форма НОД: групповая

Форма организации детей: занятие-игра

Учебно-методический комплект:

1. Учебно-методическое пособие «Математика для детей 4-5 лет».

2. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти» (содержит систему развивающих заданий, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы).

3. Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 4-5 лет».

4. Дополнительный комплект (позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_xyukha_2.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности: Формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет).

Тема: Познакомить детей с образованием числа

Цель: Формирование у детей числовых представлений на примере числа 5 в процессе образовательной деятельности.

Форма НОД: групповая

Форма организации детей: занятие-игра

Учебно-методический комплект: 

1. Учебно-методическое пособие «Математика для детей 4-5 лет».

2. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти» (содержит систему развивающих заданий, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы).

3. Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 4-5 лет».

4. Дополнительный комплект (позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка).

Задачи приоритетной области

Обучения:

Развития:

Воспитания:

  • научиться считать по порядку от 1 до 5 и обратно;
  • правильно отвечать на вопрос «Сколько»

внимательно слушать указания воспитателя при выполнении заданий

развивать активную речь детей; развивать наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание.

соблюдать самостоятельность при выполнении заданий.

воспитывать детей аккуратному пользованию раздаточным материалом.

Словарная работа:

Обогащение: названия чисел от 1 до 5.

Активизация: пять больше четырёх, предметов поровну.

Интеграция задач образовательных областей

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

обогащение словарного запаса Формирование умения отчетливо произносить короткие фразы при ответах на вопросы педагога.

развитие свободного общения с взрослыми и детьми, формирование готовности детей к совместной деятельности. Вовлекать детей в разговор во время проведения игрового упражнения 

сочетание практической и игровой деятельности, решение с детьми проблемно – игровых и поисковых ситуаций

предупреждать физическое переутомление;

 продолжать приучать следить за своей осанкой

Ожидаемые результаты

иметь представление

знать

уметь

Дети имеют представление счетной деятельность в пределах пяти

Дети считают в пределах пяти

  • Дети проявляют умение правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 кокосов, 5 бананов — всех фруктов поровну — по 5
  • Дети умеют составлять число 5 из единиц;
  • Дети определяют объекты, в которых 5 повторяющихся элементов;
  • Дети образовывают число 5.

Методы и приемы: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Предварительная работа с детьми:

Дидактическая игра «Собери в корзину»

Цель: Учить сравнивать количество предметов

Материал: плоскостные изображения яблок и груш, корзины.

Ход: Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке. Сначала надо сосчитать фрукты. Затем, чтобы проверить себя, мы раскладываем их парами. Дети раскладывают в ряд яблоки и груши. Сравнивают их по количеству. Сколько их? Чего больше? (меньше), (яблок больше, чем груш, а груш меньше, чем яблок). Что нужно сделать, чтобы груш стало столько, сколько яблок? (добавит грушу) При этом уточняем, как получилось 4 яблока? (добавили грушу) Как получилось число 4? (3 и 1 будет 4)

Итог: Воспитатель задает вопросы: Как мы смогли помочь? Почему нам удалось помочь? Сколько было груш и яблок? Что нового узнали? Какими мы были?

Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь

Для воспитателя:

ИКТ

картинки фруктов (кокосы, бананы), коробочка, изображения божьих коровок, солнышко, цветочки, жираф, игрушка обезьяны, фишки.

Для детей: - счётные палочки, геометрические фигуры

Подготовка воспитателя: Обеспечить условия предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Список использованных источников:

1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Ход образовательной деятельности

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Мотивация на совместную деятельность

Задача:

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание.

Эмоциональное стимулирование

Игровая ситуация

Беседа

Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре.

- Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы путешествовать?

Ответы детей

- Здорово, а на чем вы любите путешествовать?

Ответы детей

- Как много ответов, молодцы!

- Ребята, а где вы уже побывали?

Ответы детей

- Ничего себе, вы оказывается большие путешественники!

- Ребята, а вы когда-нибудь были в стране Математика?

Ответы детей

- Нет?! Вы никогда не были в стране Математика, тогда я вам сегодня предлагаю отправиться туда. Там нас ждет много интересных заданий, мы узнаем много нового! Согласны?

- Ребята, а как вы думаете, на чем мы можем отправиться?

Ответы детей

- Как много вариантов. Спасибо! Ребята, а я вам предлагаю отправиться на волшебном ковре самолете. Вы согласны? Ответы детей

- Замечательно, тогда присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки и полетели.

Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и летят в страну Математика.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются отправиться в путешествие.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено.

2.Основная часть

2.1.Образование нового числа (сравнение чисел 5 и 4)

Задача:

Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей;

Развивать компоненты памяти, внимания, мышления.

Учить детей считать в пределах пяти;

Учить правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 кокосов, 5 бананов — всех фруктов поровну — по 5);

Учить детей образовывать число 5.

Игровая ситуация

Эмоциональное стимулирование

Беседа

Демонстрация

Дети приземляются в страну Математика, их встречает обезьяна.

- Ребята, куда мы приземлились?

Ответы детей

- Да, верно. В страну Математика на полянку. А кто это нас тут встречает?

Ответы детей

- Верно, это обезьянка. Посмотрите, какая она грустная. Давайте спросим, что у нее случилось?

Дети интересуются у обезьянки, что у нее случилось.

О: «Здравствуйте, ребята! Я грущу потому, что я не могу сосчитать фрукты в своей корзинке, а мне очень интересно узнать, сколько фруктов в моей корзине».

- Ребята, как вы думаете, мы можем помочь обезьянке?

Ответы детей

- А как мы можем ей помочь?

Ответы детей

- Конечно, давайте поможем сосчитать фрукты.

О: «Ребята, я буду очень рада, если вы мне поможете! Спасибо вам большое!»

Воспитатель размещает на доске вразброс два множества: 4 картинки кокосов, 4 картинки бананов.

-Ребята, посмотрите, что это?

Ответы детей

- Верно, кокосы и бананы.

- Как вы думаете, чего больше?

Ответы детей

- Верно, их поровну, по 4.

- А как можно проверить?

Ответы детей

- Верно, нужно поставить их парами.

- С начала поставим кокосы, затем бананы. Один кокос, один банан, один кокос, один банан и т.д.

- Есть лишние кокосы? (Нет)

- Есть лишние бананы? (Нет)

- Чего больше: кокосов или бананов? (кокосов и бананов - поровну: кокосов столько же, сколько и бананов, а банановстолько же, сколько кокосов).

- А сколько кокосов? (4).

- Сколько бананов? (4).

- Кокосов и бананов поровну – по 4.

Затем воспитатель добавляет одну картинку с изображением банана в нижний ряд. Далее воспитатель с детьми сравнивают два неравных по количеству элементов множества.

- Есть лишние кокосы? (Нет).

- Есть лишние бананы? (Да).

- Чего больше: кокосов или бананов? (бананов больше, чем кокосов, а кокосовменьше, чем бананов)

- Сколько кокосов? (4).

- Сколько бананов?

Воспитатель с детьми считают количество бананов, выделяя голосом и эмоцией последнее число.

- Ребята, а какое новое число мы услышали? (5)

- А как у нас получилось это число? (Мы к 4добавили 1, и получилось 5).

- Мы сказали с вами, что бананов больше, чем кокосов, а кокосов меньше, чем бананов.

- Сколько кокосов? (4)

- Сколько бананов? (5)

- Четыре меньше, чем пять, а пять больше, чем четыре.

- Ребята, а давайте сделаем так, чтобы кокосов и бананов было поровну – по 5?

- Как мы это сможем сделать? (Добавить один кокос)

- Есть лишние кокосы? (Нет)

- Есть лишние бананы? (Нет)

- Чего больше: кокосов или бананов? (кокосов и бананов поровну: кокосов столько же, сколько и бананов, а бананов столько же, сколько и кокосов).

- А сколько кокосов? (5).

- Сколько бананов? (5).

- Кокосов и бананов поровну – по 5.

- Ребята, а как так получилось, что кокосов и бананов поровну? (Добавили один кокос, 4 и 1 – будет 5).

О: «Ребята, спасибо вам большое, сейчас я буду знать, сколько фруктов в моей корзине!»

Дети прощаются и отправляются дальше.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются помочь обезьянке.

Дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность; Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления; Дети умеют считать в пределах пяти; Дети правильно обобщают числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 кокосов, 5 бананов — всех фруктов поровну — по 5); Дети образуют число 5.

2.2.Составление нового числа из единиц

Задача:

Развивать компоненты памяти, внимания, мышления;

Учить детей считать в пределах пяти;

Учить детей составлять число 5 из единиц.

Игровая ситуация

Эмоциональное стимулирование

Беседа

Упражнение

-Ребята, предлагаю вам дальше ехать на автобусе! Вы согласны?

Ответы детей

-Замечательно, присаживаемся в автобус, пристегиваем ремни безопасности.

Дети присаживаются на стульчики.

-Ребята, посмотрите, что это?

Воспитатель показывает на экране картинку озера, на котором плывут уточки.

Ответы детей

- Да, это озеро. А кто там плывет по озеру?

Ответы детей

- Да, это уточки. А сколько их, давайте сосчитаем?

Дети считают уток

- Да, верно. Уток пять.

- А какого цвета утки плавают в озере?

Ответы детей

- Сколько красных уточек?

- Сколько синих уточек?

- Сколько зеленых уточек?

- Сколько желтых уточек?

- Сколько фиолетовых уточек?

Ответы детей

- Верно, 1,1,1,1,1 – это 5.

- Какие необычные утки и их всего 5. Молодцы, ребята!

- Отправляемся с вами дальше!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются сосчитать уточек.

Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления; Дети считают в пределах пяти; Дети составляют число 5 из единиц.

Физминутка

Задача:

Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Показ

Демонстрация

Художественное слово

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем

- Ребята, посмотрите в окно, какая замечательная погода. Давайте с вами выйдем из автобуса и выполним интересное упражнение на свежем воздухе. Вы согласны?

Ответы детей

- Замечательно, тогда приступим!

Физминутка «Путешественники»

По дорожке ты шагай,     шаг с высоким подъемом колена

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи,         подскоки на месте

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,             ходьба на носках, руки в стороны

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах

Хороши пружинки – ножки.    С продвижением вперед

Дальше веселей шагай     шаг марша

Маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке              поскоки с продвижением вперед

Быстрые ребяток ножки.

- Молодцы, ребята! Как хорошо мы позанимались на свежем воздухе. Сейчас мы можем отправлять дальше!

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности.

2.3 Счет звуков

Задача:

Закреплять навык детей в счете на слух в пределах пяти.

Игровая ситуация;

Беседа;

Объяснение;

Поощрение.

- Ребята, смотрите, впереди нас стоит сундук, как вы думаете, что в нем может находиться, вам интересно?

Ответы детей

- Тогда давайте подойдем к сундуку поближе. Ребята, тут написано: «Чтобы открыть сундук и узнать, что в нем лежит, нам нужно посчитать звуки».

- Ребята, сможем ли мы с вами это сделать?

Ответы детей

- Замечательно, тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. Ребята, как услышите звук, выкладывайте перед собой фишку.

Воспитатель достает металлофон и ударяет по одной и той же его клавише, дети слушают и выкладывают фишку.

- Ребята, сколько раз прозвучал металлофон?

Ответы детей

- Верно, один раз. Как вы догадались? Что нужно сделать, чтобы назвать количество звуков?

Ответы детей

- Конечно, нужно сосчитать фишки!

- Сколько у тебя фишек, Егор? (1)

- А у тебя, Максим, сколько фишек? (1)

-Сколько звуков металлофона вы услышали? (1).

- Слушаем еще раз.

Воспитатель ударяет по металлофону 2 раза, дети слушают и докладывают еще одну фишку. Таким образом, считают до 5. Воспитатель проводит беседу, с целью осознания детьми процесса счета звуков.

- Молодцы, ребята! Вы правильно считали. Попробуем открыть сундук?

Ответы детей

- Хорошо, открываем. Ребята, что это?

Ответы детей

- Конечно, это бабочки. Посмотрите, какие они красивые и разноцветные. Давайте полюбуемся ими!

Дети вступают в диалог с воспитателем, выкладывают фишки, считают звуки.

Дети проявляют навык в счете на слух в пределах пяти.

2.4 Дидактическое упражнение «Все по 5»

Задача:

Развивать компоненты памяти, внимания, мышления;

Развивать счётную деятельность в пределах 5.

Игровая ситуация;

Эмоциональное стимулирование;

Беседа;

Поощрение;

Упражнение.

Дети стоят полукругом возле стола, на котором разложены картинки.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Хотите узнать, какая это игра?

Ответы детей

-Замечательно, тогда слушайте внимательно. Игра называется: «Все по 5». Посмотрите, на столе лежат картинки. Нам нужно выбрать именно те картинки, в которых есть число 5, и раскрасить их. Например, посмотрите, у солнышка 5 лучиков, значит, эта картинка нам подходит.

Перед детьми разложены картинки, дети выбирают только те картинки, на которых 5 повторяющихся элементов и раскрашивают их. 5 лепестков на цветочке, 5 пятнышков у коровы, 5 пальчиков на руке и т.д.

- Молодцы, ребята. Все правильно! Какие красивые и яркие картинки у вас получились.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выбирают картинки, раскрашивают их.

Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления; Дети проявляют счетную деятельность в пределах пяти.

3.Подведение итогов

Задача:

Формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа

Дети находятся на ковре, стоят полукругом перед воспитателем.

-Ребята, мне кажется, по нам уже соскучились в детском саду. Нам пора возвращаться! Полетим на ковре самолете?

Ответы детей

- Замечательно, присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки и полетели.

Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и представляют, как они летят.

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

- Вот мы с вами и в детском саду. Ребята, скажите, мне, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Где мы были?

Ответы детей

- Хотите ли вы еще раз побывать в стране Математики?

Ответы детей

Ответы детей

- Здорово, а что вам понравилось больше всего, что показалось самым трудным?

Ответы детей

- А что мы нового с вами узнали?

Ответы детей

- Какими мы были в нашем путешествии?

Ответы детей

- Молодцы, ребята! Я с вами согласна.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость

Задача:

Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Эмоциональное стимулирование

Беседа

- Ребята, посмотрите, нам пришла посылка от жителей страны Математика. Они нам передают очень интересную игру.

- Посмотрите, кто это?

Ответы детей

- Да, это божьи коровки. Ребята, в этой игре нужно обвести только тех божьих коровок, у которых 5 точек, я положу игру вот на эту полочку, и вы сможете это сделать, когда захотите.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...