"ФЭМП" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид детской деятельности: Формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет).
Тема: Познакомить детей с образованием числа
Цель: Формирование у детей числовых представлений на примере числа 5 в процессе образовательной деятельности.
Форма НОД: групповая
Форма организации детей: занятие-игра
Учебно-методический комплект:
1. Учебно-методическое пособие «Математика для детей 4-5 лет».
2. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти» (содержит систему развивающих заданий, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы).
3. Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 4-5 лет».
4. Дополнительный комплект (позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_xyukha_2.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид детской деятельности: Формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет).
Тема: Познакомить детей с образованием числа
Цель: Формирование у детей числовых представлений на примере числа 5 в процессе образовательной деятельности.
Форма НОД: групповая
Форма организации детей: занятие-игра
Учебно-методический комплект:
1. Учебно-методическое пособие «Математика для детей 4-5 лет».
2. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти» (содержит систему развивающих заданий, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы).
3. Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 4-5 лет».
4. Дополнительный комплект (позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка).
Задачи приоритетной области
Обучения: | Развития: | Воспитания: |
| внимательно слушать указания воспитателя при выполнении заданий развивать активную речь детей; развивать наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание. | соблюдать самостоятельность при выполнении заданий. воспитывать детей аккуратному пользованию раздаточным материалом. |
Словарная работа:
Обогащение: названия чисел от 1 до 5.
Активизация: пять больше четырёх, предметов поровну.
Интеграция задач образовательных областей
Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
обогащение словарного запаса Формирование умения отчетливо произносить короткие фразы при ответах на вопросы педагога. | развитие свободного общения с взрослыми и детьми, формирование готовности детей к совместной деятельности. Вовлекать детей в разговор во время проведения игрового упражнения | сочетание практической и игровой деятельности, решение с детьми проблемно – игровых и поисковых ситуаций | предупреждать физическое переутомление; продолжать приучать следить за своей осанкой |
Ожидаемые результаты
иметь представление | знать | уметь |
Дети имеют представление счетной деятельность в пределах пяти | Дети считают в пределах пяти |
|
Методы и приемы: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.
Предварительная работа с детьми:
Дидактическая игра «Собери в корзину»
Цель: Учить сравнивать количество предметов
Материал: плоскостные изображения яблок и груш, корзины.
Ход: Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке. Сначала надо сосчитать фрукты. Затем, чтобы проверить себя, мы раскладываем их парами. Дети раскладывают в ряд яблоки и груши. Сравнивают их по количеству. Сколько их? Чего больше? (меньше), (яблок больше, чем груш, а груш меньше, чем яблок). Что нужно сделать, чтобы груш стало столько, сколько яблок? (добавит грушу) При этом уточняем, как получилось 4 яблока? (добавили грушу) Как получилось число 4? (3 и 1 будет 4)
Итог: Воспитатель задает вопросы: Как мы смогли помочь? Почему нам удалось помочь? Сколько было груш и яблок? Что нового узнали? Какими мы были?
Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь
Для воспитателя: ИКТ картинки фруктов (кокосы, бананы), коробочка, изображения божьих коровок, солнышко, цветочки, жираф, игрушка обезьяны, фишки. | Для детей: - счётные палочки, геометрические фигуры |
Подготовка воспитателя: Обеспечить условия предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
Список использованных источников:
1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Ход образовательной деятельности
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание. | Эмоциональное стимулирование Игровая ситуация Беседа | Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре. - Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы путешествовать? Ответы детей - Здорово, а на чем вы любите путешествовать? Ответы детей - Как много ответов, молодцы! - Ребята, а где вы уже побывали? Ответы детей - Ничего себе, вы оказывается большие путешественники! - Ребята, а вы когда-нибудь были в стране Математика? Ответы детей - Нет?! Вы никогда не были в стране Математика, тогда я вам сегодня предлагаю отправиться туда. Там нас ждет много интересных заданий, мы узнаем много нового! Согласны? - Ребята, а как вы думаете, на чем мы можем отправиться? Ответы детей - Как много вариантов. Спасибо! Ребята, а я вам предлагаю отправиться на волшебном ковре самолете. Вы согласны? Ответы детей - Замечательно, тогда присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки и полетели. Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и летят в страну Математика. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются отправиться в путешествие. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено. |
2.Основная часть 2.1.Образование нового числа (сравнение чисел 5 и 4) Задача: Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; Развивать компоненты памяти, внимания, мышления. Учить детей считать в пределах пяти; Учить правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 кокосов, 5 бананов — всех фруктов поровну — по 5); Учить детей образовывать число 5. | Игровая ситуация Эмоциональное стимулирование Беседа Демонстрация | Дети приземляются в страну Математика, их встречает обезьяна. - Ребята, куда мы приземлились? Ответы детей - Да, верно. В страну Математика на полянку. А кто это нас тут встречает? Ответы детей - Верно, это обезьянка. Посмотрите, какая она грустная. Давайте спросим, что у нее случилось? Дети интересуются у обезьянки, что у нее случилось. О: «Здравствуйте, ребята! Я грущу потому, что я не могу сосчитать фрукты в своей корзинке, а мне очень интересно узнать, сколько фруктов в моей корзине». - Ребята, как вы думаете, мы можем помочь обезьянке? Ответы детей - А как мы можем ей помочь? Ответы детей - Конечно, давайте поможем сосчитать фрукты. О: «Ребята, я буду очень рада, если вы мне поможете! Спасибо вам большое!» Воспитатель размещает на доске вразброс два множества: 4 картинки кокосов, 4 картинки бананов. -Ребята, посмотрите, что это? Ответы детей - Верно, кокосы и бананы. - Как вы думаете, чего больше? Ответы детей - Верно, их поровну, по 4. - А как можно проверить? Ответы детей - Верно, нужно поставить их парами. - С начала поставим кокосы, затем бананы. Один кокос, один банан, один кокос, один банан и т.д. - Есть лишние кокосы? (Нет) - Есть лишние бананы? (Нет) - Чего больше: кокосов или бананов? (кокосов и бананов - поровну: кокосов столько же, сколько и бананов, а банановстолько же, сколько кокосов). - А сколько кокосов? (4). - Сколько бананов? (4). - Кокосов и бананов поровну – по 4. Затем воспитатель добавляет одну картинку с изображением банана в нижний ряд. Далее воспитатель с детьми сравнивают два неравных по количеству элементов множества. - Есть лишние кокосы? (Нет). - Есть лишние бананы? (Да). - Чего больше: кокосов или бананов? (бананов больше, чем кокосов, а кокосовменьше, чем бананов) - Сколько кокосов? (4). - Сколько бананов? Воспитатель с детьми считают количество бананов, выделяя голосом и эмоцией последнее число. - Ребята, а какое новое число мы услышали? (5) - А как у нас получилось это число? (Мы к 4добавили 1, и получилось 5). - Мы сказали с вами, что бананов больше, чем кокосов, а кокосов меньше, чем бананов. - Сколько кокосов? (4) - Сколько бананов? (5) - Четыре меньше, чем пять, а пять больше, чем четыре. - Ребята, а давайте сделаем так, чтобы кокосов и бананов было поровну – по 5? - Как мы это сможем сделать? (Добавить один кокос) - Есть лишние кокосы? (Нет) - Есть лишние бананы? (Нет) - Чего больше: кокосов или бананов? (кокосов и бананов поровну: кокосов столько же, сколько и бананов, а бананов столько же, сколько и кокосов). - А сколько кокосов? (5). - Сколько бананов? (5). - Кокосов и бананов поровну – по 5. - Ребята, а как так получилось, что кокосов и бананов поровну? (Добавили один кокос, 4 и 1 – будет 5). О: «Ребята, спасибо вам большое, сейчас я буду знать, сколько фруктов в моей корзине!» Дети прощаются и отправляются дальше. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются помочь обезьянке. | Дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность; Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления; Дети умеют считать в пределах пяти; Дети правильно обобщают числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 кокосов, 5 бананов — всех фруктов поровну — по 5); Дети образуют число 5. |
2.2.Составление нового числа из единиц Задача: Развивать компоненты памяти, внимания, мышления; Учить детей считать в пределах пяти; Учить детей составлять число 5 из единиц. | Игровая ситуация Эмоциональное стимулирование Беседа Упражнение | -Ребята, предлагаю вам дальше ехать на автобусе! Вы согласны? Ответы детей -Замечательно, присаживаемся в автобус, пристегиваем ремни безопасности. Дети присаживаются на стульчики. -Ребята, посмотрите, что это? Воспитатель показывает на экране картинку озера, на котором плывут уточки. Ответы детей - Да, это озеро. А кто там плывет по озеру? Ответы детей - Да, это уточки. А сколько их, давайте сосчитаем? Дети считают уток - Да, верно. Уток пять. - А какого цвета утки плавают в озере? Ответы детей - Сколько красных уточек? - Сколько синих уточек? - Сколько зеленых уточек? - Сколько желтых уточек? - Сколько фиолетовых уточек? Ответы детей - Верно, 1,1,1,1,1 – это 5. - Какие необычные утки и их всего 5. Молодцы, ребята! - Отправляемся с вами дальше! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются сосчитать уточек. | Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления; Дети считают в пределах пяти; Дети составляют число 5 из единиц. |
Физминутка Задача: Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Показ Демонстрация Художественное слово | Дети сидят на стульчиках перед воспитателем - Ребята, посмотрите в окно, какая замечательная погода. Давайте с вами выйдем из автобуса и выполним интересное упражнение на свежем воздухе. Вы согласны? Ответы детей - Замечательно, тогда приступим! Физминутка «Путешественники» По дорожке ты шагай, шаг с высоким подъемом колена Ноги выше поднимай. И галопом поскачи, подскоки на месте Только, друг мой, не спеши. На носочках ты шагай, ходьба на носках, руки в стороны Свою спинку выпрямляй. И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах Хороши пружинки – ножки. С продвижением вперед Дальше веселей шагай шаг марша Маршируй, не отставай. Поскакали по дорожке поскоки с продвижением вперед Быстрые ребяток ножки. - Молодцы, ребята! Как хорошо мы позанимались на свежем воздухе. Сейчас мы можем отправлять дальше! | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя. | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности. |
2.3 Счет звуков Задача: Закреплять навык детей в счете на слух в пределах пяти. | Игровая ситуация; Беседа; Объяснение; Поощрение. | - Ребята, смотрите, впереди нас стоит сундук, как вы думаете, что в нем может находиться, вам интересно? Ответы детей - Тогда давайте подойдем к сундуку поближе. Ребята, тут написано: «Чтобы открыть сундук и узнать, что в нем лежит, нам нужно посчитать звуки». - Ребята, сможем ли мы с вами это сделать? Ответы детей - Замечательно, тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. Ребята, как услышите звук, выкладывайте перед собой фишку. Воспитатель достает металлофон и ударяет по одной и той же его клавише, дети слушают и выкладывают фишку. - Ребята, сколько раз прозвучал металлофон? Ответы детей - Верно, один раз. Как вы догадались? Что нужно сделать, чтобы назвать количество звуков? Ответы детей - Конечно, нужно сосчитать фишки! - Сколько у тебя фишек, Егор? (1) - А у тебя, Максим, сколько фишек? (1) -Сколько звуков металлофона вы услышали? (1). - Слушаем еще раз. Воспитатель ударяет по металлофону 2 раза, дети слушают и докладывают еще одну фишку. Таким образом, считают до 5. Воспитатель проводит беседу, с целью осознания детьми процесса счета звуков. - Молодцы, ребята! Вы правильно считали. Попробуем открыть сундук? Ответы детей - Хорошо, открываем. Ребята, что это? Ответы детей - Конечно, это бабочки. Посмотрите, какие они красивые и разноцветные. Давайте полюбуемся ими! | Дети вступают в диалог с воспитателем, выкладывают фишки, считают звуки. | Дети проявляют навык в счете на слух в пределах пяти. |
2.4 Дидактическое упражнение «Все по 5» Задача: Развивать компоненты памяти, внимания, мышления; Развивать счётную деятельность в пределах 5. | Игровая ситуация; Эмоциональное стимулирование; Беседа; Поощрение; Упражнение. | Дети стоят полукругом возле стола, на котором разложены картинки. - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Хотите узнать, какая это игра? Ответы детей -Замечательно, тогда слушайте внимательно. Игра называется: «Все по 5». Посмотрите, на столе лежат картинки. Нам нужно выбрать именно те картинки, в которых есть число 5, и раскрасить их. Например, посмотрите, у солнышка 5 лучиков, значит, эта картинка нам подходит. Перед детьми разложены картинки, дети выбирают только те картинки, на которых 5 повторяющихся элементов и раскрашивают их. 5 лепестков на цветочке, 5 пятнышков у коровы, 5 пальчиков на руке и т.д. - Молодцы, ребята. Все правильно! Какие красивые и яркие картинки у вас получились. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выбирают картинки, раскрашивают их. | Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления; Дети проявляют счетную деятельность в пределах пяти. |
3.Подведение итогов Задача: Формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа | Дети находятся на ковре, стоят полукругом перед воспитателем. -Ребята, мне кажется, по нам уже соскучились в детском саду. Нам пора возвращаться! Полетим на ковре самолете? Ответы детей - Замечательно, присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки и полетели. Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и представляют, как они летят. Дети стоят полукругом перед воспитателем. - Вот мы с вами и в детском саду. Ребята, скажите, мне, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Где мы были? Ответы детей - Хотите ли вы еще раз побывать в стране Математики? Ответы детей Ответы детей - Здорово, а что вам понравилось больше всего, что показалось самым трудным? Ответы детей - А что мы нового с вами узнали? Ответы детей - Какими мы были в нашем путешествии? Ответы детей - Молодцы, ребята! Я с вами согласна. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод |
4.Открытость Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Эмоциональное стимулирование Беседа | - Ребята, посмотрите, нам пришла посылка от жителей страны Математика. Они нам передают очень интересную игру. - Посмотрите, кто это? Ответы детей - Да, это божьи коровки. Ребята, в этой игре нужно обвести только тех божьих коровок, у которых 5 точек, я положу игру вот на эту полочку, и вы сможете это сделать, когда захотите. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...