Математический проект
проект по математике (старшая группа)
Позновательно-творческий проект
«Откуда появились цифры?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matem.docx | 552.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
Позновательно-творческий проект
«Откуда появились цифры?»
Подготовили:
Прокопович И.Г.-1 квалификационная категория
Цыпышева Н.Н.- 1 квалификационная категория
п. Мулымья 2022г
Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
(А. Маркушевич)
Актуальность.
Дошкольное образование в условиях ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие активной, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности воспитанника. И в этом многогранном процессе становления особую роль играет математика. Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Основу из основ математики составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, система учебных программ математического образования в ДОУ должна обеспечить необходимые условия, прежде всего, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Поэтому одной из основных задач воспитателя является поиск средств и форм для организации деятельности по формированию элементарных математических представлений, которые будут, не только интересны детям, но и соответствовать специфике детского мышления, позволяющие актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону глубины и насыщенности. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и научными публикациями, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.
Использование произведений художественной литературы, стихов, загадок, а также научных интересных фактов о цифрах в процессе обучения математике позволяет педагогу основной акцент сделать не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении.
Но подбор произведений художественной и научной литературы для воспитателя является трудоемким и требует много времени, поэтому целесообразно в данной работе сотрудничество с одним из основных социальных партнеров дошкольных групп МКОУ Мулымская СОШ – библиотекой, где профессионально работают с библиотечным фондом и помогут в поиске нужных книг.
Кроме того, согласно ФГОС ДО дошкольника важно приобщать к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки взаимодействия с другими людьми, что прекрасно может быть реализовано при посещении ребенком вместе с родителями библиотеки.
А с помощью средств продуктивной деятельности дети смогут изобразить полученные от литературных произведений впечатления, закрепить свои исследовательские навыки и развить мелкую моторику.
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), воспитатели Ирина Григорьевна Прокопович, Нина Николаевна Цыпышева, сотрудник сельской библиотеки п.Мулымья Галина Егоровна Изотова, родители группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Проблема: возможно ли успешное усвоение элементарных математических представлений о числе и цифре посредством обращения к художественной и научной литературе и отражении дошкольниками приобретенных ими знаний в творческой продуктивной деятельности?
Гипотеза: осознанное усвоение дошкольником элементарных математических представлений о цифрах и числах обеспечивается за счет приобретения знаний об использовании их в разных жизненных ситуациях и сравнительном анализе с различными предметами, а также реализации своих представлений в продуктивной деятельности.
Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;
-выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания математические символы – цифры в окружающем нас мире;
- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;
- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Развивающие:
- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;
- развитие мелкой моторики при выполнении аппликаций из различных материалов;
- развитие пространственного мышления и воображения;
-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с сельской библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.
Воспитательные:
-воспитание любви к литературе;
- воспитание умения работать в коллективе.
Ожидаемые результаты: предполагается, что организованная в ходе реализации проекта работа по формированию элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями будет способствовать:
- повышению уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- выработке интереса к самому процессу познания математики посредством ознакомления с художественной и энциклопедической литературой, содержащей информацию о цифрах и числах;
- стремлению дошкольников к самостоятельному поиску способов решения познавательных задач;
- активизации интереса детей и родителей к использованию художественной и научной литературы в формировании элементарных математических представлений;
- осознанию родителями важности взаимодействия с различными социальными партнерами ДОУ для расширения кругозора и знаний детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (деятельностный).
3 этап – заключительный (обобщающий).
Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Основными методами исследования стали беседа, сравнение, анализ, подбор художественной и энциклопедической литературы.
Содержание проекта.
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, выполнены презентации по теме проекта, подготовлена и доведена до сведения родителей необходимая информация о цели проекта и способах его реализации, а также установлен контакт с сотрудником сельской библиотеки с объяснением цели и задач совместной с воспитателем работы.
Беседа: «История возникновения цифр», презентация «Как люди научились считать»
Цель: объяснить историю возникновения цифр, формировать у детей понятие «цифра» и «число».
Консультация для родителей «Математика для дошкольников»
Цель: воспитывать у ребенка познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться
Из бесед с родителями старших воспитанников выяснили, что они поддерживают проведение математического проекта в сотрудничестве с библиотекой и готовы оказать посильную помощь в его реализации. Кроме того, определили, что отвечают родители на вопрос проекта: «На что похожа цифра?» и какие интересные факты о цифрах в окружающем мире они знают, и рассказывали ли они о них своим детям.
Данная информация учитывалась нами при подготовке консультации для родителей.
2 этап – основной.
Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
С целью ознакомления детей с художественной, научной и энциклопедической литературой по теме проекта и приобретения детьми новых знаний о цифрах и явлениях окружающего мира, содержащих интересные факты о них, и способствующих развитию познавательного интереса в обучении элементарным математических представлениям,
а также освоения детьми правил поведения в общественных местах, были организованы посещения сельской библиотеки.
-Экскурсия в сельскую библиотеку
Тема: «Живые цифры»
Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;
-выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания: математические символы – цифры в окружающем нас мире;
- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;
- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Развивающие:
- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;
-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с сельской библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.
Воспитательные:
-воспитание любви к литературе;
- воспитание умения работать в коллективе.
Экскурсии в библиотеку проходили в читальном зале, где дошкольники познакомились с книгами о цифрах и числах, подобранной для них библиотекарем Г.Е.Изотовой, изучали энциклопедический материал, находя в нем интересные факты о цифрах в мире животных, техники, природы и других областях. На большом экране ребятам показали красочную, познавательную презентацию, в которой были подобраны картинки, а также собран интересный информативный материал, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста на тему «Цифры вокруг нас».
Интегрированная НОД по ФЭМП и развитию речи с детьми подготовительной подгруппы «Путешествие в страну Математики»
Цель: закрепить знания детей, полученные на занятиях по ФЭМП.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить счет в пределах 10 и обратный.
2. Закрепить представление о числовом ряде.
3. Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа.
4. Продолжать учить сравнивать числа.
5.Учить детей слушать стихи, понимать их содержание
Развивающие:
1. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
2. Способствовать развитию воображения, умения логически мыслить.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
2. Формировать навык самооценки.
Материал и оборудование: карандаши простые, цветные, набор разноцветных бумажных рыбок, домики с числами, "зашумленные" картинки с геометрическими фигурами, мягкие объемные геометрические фигуры.
НОД по ФЭМП «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки
НОД по ФЭМП по сказке Ш. Перро"Красная Шапочка»
Цель: Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине. Упражнять детей в порядковом и обратном счете до 10.
Задачи
Обучающие: Уточнять пространственные отношения на, над, справа, слева, за, перед,
вверху, вниз. Закрепить названия геометрических фигур.
Развивающие:
Развивать конструктивные навыки и воображение, развивать память, внимание,
мышление, связную речь.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, заботу.
Изодеятельность во второй половине дня «Цифровой хоровод»
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей через художественно-конструктивную деятельность
Задачи: систематизировать знания детей о цифрах, учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- развивать внимание, восприятие, воображение;
-формировать положительное отношение к результату коллективной деятельности
Совместная деятельность с педагогом:
-игра на прогулке «Сложи или нарисуй цифру»;
- беседа «Цифры в профессиях»;
- д\игры «Сравни числа», «Сложи и отними», «Считай не ошибись», «Угадай пропущенное число», «Найди цифру» и др.
Основной этап работы над проектом продолжался со старшими дошкольниками и непосредственно в групповом помещении, где мы вместе с ребятами выполнили аппликации из различных материалов, целью которых было передача в изображаемом предмете окружающей среды, животном особенностей формы цифры.
Использование продуктивной деятельности в реализации математического проекта, имеет большое значение в решении задач познавательного развития дошкольника. Действительно, изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Кроме того, при выполнении аппликаций по теме проекта дошкольники использовали различные виды материалов, а также разные нетрадиционные техники выполнения: накладная аппликация, модульная аппликация, торцевание, коллаж, аппликация из салфеток, аппликация из засушенных листьев.
3 этап – заключительный.
Реализация проекта была бы невозможной без поддержки и совместной работы с родителями воспитанников, которые активно участвовали в создании презентации «Веселые цифры», содержащей собранные родителями вместе с детьми стихи о цифрах, загадки, а также ассоциативные с определенной цифрой картинки предметов или объектов окружающей среды.
На заключительном этапе реализации проекта был оформлен альбом «Цифры», содержащий аппликации дошкольников и коллаж «Путешествие в лес математических чудес».
Организовано совместное с детьми занятие по ФЭМП, целью которого стало обобщение результатов проекта: обсуждение впечатлений о посещении библиотеки воспитанниками, показ презентации «Веселые цифры».
Совместная деятельность с педагогом: альбом «Цифры», презентации «Веселые цифры».
Интегрированное НОД ФЭМП и аппликация «Путешествие в лес математических чудес».
Взаимодействие с родителями «Презентация -фотоотчет по реализации проекта», подготовка атрибутов к созданию Лэпбука.
Полученные результаты.
Результаты реализации математического проекта по развитию элементарных математических представлений дошкольников о цифрах показали, что у старших дошкольников значительно повысился уровень математических представлений, выработался интерес к самому процессу познания математики путем узнавания математических символов – цифр в окружающем нас мире. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования и научились приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда.
Данный проект способствовал развитию у дошкольников пространственного мышления и воображения, расширению кругозора, а также усвоению умений пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения. Выработались навыки коммуникативного общения.
Ребята, стали читателями сельской библиотеки, стали чаще посещать ее вместе с родителями, что способствовало развитию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и сельской библиотеки.
В заключении хотелось бы отметить, что проект «Откуда появились цифры?»- это не просто ознакомление дошкольников со стихами, загадками, интересными факторами о цифрах от 0 до 9, и выполнение цифр с помощью аппликации из различных материалов, это попытка приподнять «потолок» элементарных математических представлений дошкольника и пошире открыть цветную гармонию звуков его неповторимой личности. Это еще и результат поиска и размышлений педагогов, пытающихся сделать обучение детей более светлым, интересным и радостным.
Литература:
1. Депман И.Я Мир чисел. – М.: Детская литература, 1966.
2. Лопатина А. Скребцова М. Сказочная математика. – М., 2009.
3. Хайнст М. Моя первая книжка. Числа. – М.: Слово, 2000.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Хрестоматия. Дополнительные материалы к курсу «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС» (элективно для ДОУ); (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». Москва, 2014.
- doshkolnik.ru/pedagogika/9639-project.html
- nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou
- http://detsad36kolokolhik.caduk.ru/p91aa1.html
- maam.ru
- cheburashka.my1.ru
- Г.П.Шалаева. «Маленький гений. Считаем до 10»
- «150 головоломок, которые заставят улыбнуться». Серия «Тренировка для ума».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический проект
Математический проект «Дошкольник изучает математику»Формирование пространственных представлений. Этап - выделение проблемы, диагностическое обследование.Этап - планирование орг...
Математический проект «В мире форм».
Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...
математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"
Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...
Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"
Цель данного проекта: повышение уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи в соответствии ...
Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"
Математический проект "Математические ступеньки"...