Математический проект
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Математический проект «Дошкольник изучает математику»
Формирование пространственных представлений.
- Этап - выделение проблемы, диагностическое обследование.
- Этап - планирование организации работы над проектом: (планирование деятельности с детьми, составление этапов работы по формированию пространственных представлений, определение средств реализации проекта, условий, подбор дидактического материала, игр)
- Этап - практическая деятельность: выполнение детьми проекта, выявление причин успехов и неудач, фотоматериалы.
- Этап - презентация проекта – игра – путешествие «В поисках клада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_proekt.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема реализации математического проекта «Дошкольник изучает математику»
1. Формирование пространственных представлений.
1-й этап
выделение проблемы, диагностические исследования
2-й этап
планирование организации работы над проектом
3-й этап
практическая деятельность: выполнение детьми проекта
4-й этап
презентация проекта
игра-путешествие
«В поисках клада»
- Этап - выделение проблемы, диагностическое обследование.
- Этап - планирование организации работы над проектом: (планирование деятельности с детьми, составление этапов работы по формированию пространственных представлений, определение средств реализации проекта, условий, подбор дидактического материала, игр)
- Этап - практическая деятельность: выполнение детьми проекта, выявление причин успехов и неудач, фотоматериалы.
- Этап - презентация проекта – игра – путешествие «В поисках клада»
Выполнение проекта.
1.«Путешествие по лабиринтам». Цель: учить ориентироваться на ограниченной плоскости, использовать предлоги (вверх, вниз, вперед, назад), слева, справа, вверху, внизу, между)
Обычно лабиринты используют для работы с детьми старшего возраста. Мой опыт показал, что лабиринты нравятся детям любого возраста, все зависит от содержания и привлекательности заданий. Я предлагаю лабиринты, как всей группе, так и индивидуально. Задания-лабиринты подбираю исходя из программного содержания занятия. При первом знакомстве предлагаю детям познакомиться с сюжетом, рассмотреть, что нарисовано, затем задаю загадку. Дети уже заинтересованы, и потом я предлагаю совершить первое путешествие – просто провести пальчиком по дорожкам: вверх, вниз, влево, вправо (можно использовать мелкие игрушки под руководством взрослого) Если ребенок затрудняется, направляю его руку, спрашиваю, почему он решил пройти именно так, объясняю допущенные ошибки. Со временем дети самостоятельно будут анализировать свои ошибки.
Очень нравятся детям лабиринты с «сюрпризом», в которых есть открывающиеся окошки. Дорожки желательно окрашивать в разные цвета, таким образом, закрепляется еще ряд задач. Иногда на лабиринтах рисуется только контур предмета, а ребенку предлагаю заштриховать его.
2.«В поисках клада» (игра - путешествие) – цель: учить детей проявлять интеллектуальную, физическую активность, преодолевать препятствия на участке, развивать у детей пространственные представления, закреплять умения пользоваться условными знаками (обозначениями), определять правила и направления движения, способствовать сплочению коллектива.
Предлагаемая игра является результатом уже накопленных знаний, умений, навыков у детей в течение года не только по разделу ФЭМП, но и: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, физическое развитие, ОБЖ, экология, трудовое воспитание. Наряду с вышеперечисленными разделами, конечно же, основной упор я ставлю на развитие пространственных представлений. Совместно с детьми мы составили план нашего участка. Заранее были продуманы препятствия (как физического направления, так и умственного). Проводя пожарные тренировки, дети уже были знакомы с планом эвакуации из детского сада, пользуясь указателями (стрелки), мы добираемся до своего участка. Перед детьми была поставлена задача – найти клад. Но самая главная задача этой игры заключалась в создании у детей хорошего настроения, положительных эмоций.
Цель игры: закрепить навыки ориентировки в пространстве, знания по ОБЖ, экологии, художественной литературе; развивать двигательную и интеллектуальную активность; воспитывать чувство коллективизма, умение сотрудничать со сверстниками.
Ход игры:
1-й этап – подготовительный
Команды детей собираются на участке детского сада. Ведущий объясняет правила игры, предлагает план маршрута, где указан первый пункт пути в поисках клада. Необходимо найти записку с заданием.
План – схема
ГРУППА
КЛАД
1
2
3
3
4
5
- Пройдите 5 шагов прямо до первого пункта
- Поверните направо и пройдите 7 шагов до второго пункта
- Поверните налево и сделайте 10 прыжков до третьего пункта
- Поверните направо и пройдите 6 шагов до четвертого пункта
- Поверните налево и перед вами - клад.
2-й этап – ориентировочный
Детям вручаются карты, и дети решают, куда отправиться.
3-й этап – практический.
Первый пункт «Спортивный». Совместно с инструктором по физической культуре по дорожке здоровья дети без труда справились с заданием. (Кружок «Здоровые затеи», руководитель Н.С.Маляренко).
Второй пункт «Сказочный». Детям нужно было ответить на вопросы литературной викторины: «Из каких мы сказок». И это задание было выполнено (кружок «Книжный остров», руководитель О.В.Васильева).
Третий пункт «Светофор». Руководитель кружка «Азбука без опасностей» Киселева Ирина Викторовна зачитала письмо от инструктора ГИБДД.
«Прежде чем вы продолжите свой путь, я хотел бы узнать, знаете ли вы правила дорожного движения. Мне сообщили, что вам скоро нужно будет идти в первый класс». Далее детям предлагаются загадки, ответив на них, дети получают конверт с заданием, куда двигаться дальше.
Четвертый пункт «Экологический». Руководитель кружка «Старичок – лесовичок» Кудасова Н.О. проводит беседу с детьми «Как вести себя в лесу?», далее дается детям план для продолжения пути.
Четвертый пункт «Спортивный». Дети находят записку под деревом. В ней написано, что нужно поиграть в подвижную игру (я выбираю ее по своему усмотрению). На обратной стороне изображена карта, в которой указан конечный пункт маршрута. По указателям добираемся до флажков, отсчитываем несколько шагов и обнаруживаем сундук. В нем может находиться как сладкий приз или монеты, изготовленные из бросового материала (клад), так и поощрительные призы.
4-й этап – заключительный.
Ведущий благодарит всех участников игры за находчивость, быстроту и ловкость.
Игры подобного содержания можно проводить как на прогулке, так и в помещении детского сада, группы, с привлечением родителей, педагогов, музыкальных руководителей.
ЗАНЯТИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
«ПОМОЖЕМ ЖИХАРКЕ»
Программное содержание:
Закреплять знание о числе, понятие много-один. Знать, что посуда бывает кухонная, столовая. Добиваться самостоятельного решения проблемной ситуации. Совершенствовать разговорную речь через приемы развития речи путем жестов, мимики.
Воспитывать внимание, память, мышление. Активизация словаря: кухонная, столовая, ложка, чашка и т.д.
Материал:
Сказка «Жихарка», нарисованные из бумаги ложки, посуда кухонная и столовая.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сели ровненько (на коврике) закрыли глазки и представили, что мы на лужайке».
За дверью раздается топоток: «Топ-топ-топ».
Воспитатель: «Ребята, это кто пришел к нам в гости? Жихарке (маленький человечек), да он пришел к нам из русской народной сказки «Жихарка» (чтение небольшого отрывка).
Дойдя до места, где Жихарка начал раскладывать ложки, вопросы: «Ребята, а Жихарка дома один хозяйничал? (Один). А сколько нужно разложить ему ложек? (Много). А кому? (Коту, Пете-Петушку и себе)».
Воспитатель поощряет ответы детей.
Воспитатель: «Дети, приготовил Жихарка обед. А какая посуда нужна для приготовления обеда? (Кухонная: кастрюля, сковорода, половник, мисочка). Правильно, молодцы».
Все действия воспитатель сопровождает показом атрибутной посуды.
Воспитатель: «Сварил Жихарка обед, а теперь нам нужно помочь ему стол накрыть, какая посуда понадобится?» (Столовая).
Перечисление и показ столовой посуды.
Активизация словаря: кухонная, столовая, чашка, блюдце, чайник, кофейник.
Воспитатель: «Детки, давайте поможем Жихарке стол накрыть».
Дети подходят к воспитателю, но тут появляется Лиса (кукла), Жихарка прячется, Лиса забирает ложку (точеную с ручкой золотой) и убегает.
Вопросы к детям – что будем делать, как помочь Жихарке, ведь остался без ложки.
Ответы детей – надо найти Лису отобрать ложку, нарисовать другую, отдать свою.
Выполнение задания детьми – дети раскрашивают ложку самостоятельно, кто-то лепит.
По завершению задания, воспитатель предлагает разложить ложки.
Воспитатель: вместе с детьми раскладывает ложки и приговаривают: «Эта ложка простоя – Петина, эта ложка – простая Котова, а эта непростая – точеная, ручка золоченная – это Жихаркина! Стол накрыт, ложки разложены, теперь можно садиться обедать».
После занятия идет обыгрывание процедуры приема пищи, с закреплений знаний о посуде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический проект «В мире форм».
Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...
математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"
Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...
Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"
Цель данного проекта: повышение уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи в соответствии ...
Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"
Математический проект "Математические ступеньки"...
Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитии математических способностей у дошкольников»
Открытое занятие...
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ИГРЫ ИГРАЕМ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГРАММОТНОСТЬ РАЗВИВАЕМ»
В целях решения вышеизложенного для своей педагогической деятельности определили тему: «В игры играем, математическую грамотность развиваем». Была поставл...