Проект " занимательная математика " подготовительная группа
проект по математике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanimatelnaya_matematika_v_podgotovitelnoy_gruppe_1.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе.
Подготовила и провела
воспитатель:
Опарина Е.А.
2023 г.
Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе.
Нормативно – правовое обеспечение проекта
Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный закон от 24.07.1998г. N 124-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р).
- «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р
Актуальность
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Тип проекта:
Познавательный ,творческий, игровой.
По времени проведения:
Продолжительный (ежемесячная работа в течении года).
Срок реализации проекта: Долгосрочный (Октябрь 2022 - апрель2023)
По характеру контактов:
МБДОУ д/ с 376
Участники:
Дети подготовительной группы родители, воспитатель.
Формы работы:
Игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Цель проекта: Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста ,через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
- Развивать творческие и интеллектуальные способностей детей.
- Развивать высокую познавательную мотивацию;
- Развивать умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры.
- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” - школе;
- Формировать широкую любознательность;
- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;
- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”.
Основные направления реализации проекта:
1. Отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются подвижными играми;
2. Имеются столы и стулья, где работают одновременно несколько детей, не мешая, друг другу;
3. Материалы размещаются на открытых полках;
4. Для разрезных картинок – головоломок выделена отдельная полка;
5. Создание среды и материалов для реализации раскрытия логического мышления в детском саду;
6. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования;
7. Математическое просвещение родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный 2022 год (октябрь). Изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями.
2 этап – основной: 2022– 2023учебный год (ноябрь-апрель), (создание развивающей среды; организация и проведение открытых занятий, КВН, викторин, круглых столов, игр, головоломок, кроссвордов, раскрасок, опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников; привлечение родителей;).
3 этап – заключительный– 2023учебный год (апрель), (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Материально-техническое обеспечение проекта:
- магнитная доска;
-ИКТ;
- передвижной мольберт;
- детские игровые модули («кухня», «магазин», «больница», «мастерская», «парикмахерская»);
- природные уголки, уголки двигательной активности, уголки, необходимые для воспитательно-образовательной и игровой деятельности детей, оснащённые необходимым оборудованием и материалами;
- энциклопедическая, специальная, художественная и детская литература, дидактические игры и игрушки, пособия по разделам программы.
Учебно- методическое обеспечение программы
-Блоки Дьенеша
-Палочки Киюзенера
-Счетные палочки
-Дидактические игры («С какого дерева листок», «Глобусы», «Математические пазлы», «Катомино», «Найди фигуру», «Три кота», «Часы» и др.)
-Игровые комплексы Воскобовича
-Лото
-Объемные геометрические фигуры
-Шаблоны из геометрических фигур
-Конструкторы
-Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
-Цветная бумага
-Крупа (гречка, рис)
-Цветные веревочки
-Пуговицы
-Экранные музыкальные пособия, аудио записи, презентации.
-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (для подготовительной группы)
-Печатные пособия: демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, карточки с изображением цифр, дидактические игры по математике.
-Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
-Мозаика
-Мультимедийные презентации
-Игры на составление плоскостных изображений предметов.
-Обучающие настольно-печатные игры по математике.
-Геометрические мозаики и головоломки.
-Занимательные книги по математике.
-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
-Простой карандаш; набор цветных карандашей
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
-Счетный материал, счетные палочки.
-Набор цифр.
-Пособия («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
- Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
-Электронные дидактические пособия.
-Головоломки.
-Лабиринты цифр
-Карточки «Соседи числа».
-Кубики с цифрами
-Развивающие пазлы «Ассоциации» (формы и фигуры);
-Игры со счетными палочками «Выложи фигуру» (по схеме).
Перспективное планирование проекта.
№ | Задачи | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Сроки |
1 | Изучение и анализ методической литературы по теме. Разработка проекта. | Диагностика математических способностей детей. Беседа с детьми (Нравится ли тебе математика?). | Анкетирование родителей «Нужна ли дошкольнику математика?» Привлечение родителей к совместной работе над проектом. Творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал. | Октябрь |
2 | Подбор методической, художественной литературы по теме проекта, подбор дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта, изготовление развивающих игр по математике. | Занятие по математике «Письма королеве математики» Занятие по изобразительной деятельности – рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры». Чтение математических сказок, сказок с элементами счёта «12 Месяцев», «Цветик-семицветик». В, Катаева. К. Ушинского «Четыре желания». | Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников». Беседа для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием игрового м атериала». | Ноябрь |
3 | Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности. Продолжать развивать способность концентрировать внимание. | Дидактические игры « Угадай что спрятали» Найди предмет такой же формы», «Танграм», «Колумбово яйцо». Дидактические игры « Мышиный лабиринт», « Найди и исправь ошибки», «Назови соседей». Задачи шутки, головоломки, задания на сообразительность Количественный и порядковый счет предметов в пределах 10. Отсчет предметов по образцу и заданному числу. Определение порядкового места того или иного предмета. Определение пространственных отношений (вверху –внизу, впереди(спереди) –сзади(за), слева-справа, между, рядом с, около).
| Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья». | Декабрь |
4 | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развитие логического мышления. Развивать умение считать в прямом и обратном порядке. | Дидактические игры « Сосчитай и построй», « Найди свою пару», «У кого столько же», «Сделай поровну». Дидактические игры «Составь узор», «Точечки», «Чего не стало», «Конструктор». Математический досуг «Торопись, да не ошибись». Дидактические игры «Чего не стало», « Что изменилось», « Найди отличие», «Узнай по олисанию». Дидактические игры «Помоги Незнайке», « Составь задачу», «Кто быстрее», «Совушка». | Оформление папки-передвижки « Математическая игротека» | Январь |
5 | Продолжать развивать способность концентрировать внимание. Закреплять умение в решении и составлении задач. | Проведение цикла интегрированных ООД на тему: «Математика в сказках», «Порядковый счет до 10». Беседы на тему «Зачем нужна математика?», «Математика вокруг нас». Дидактические игры «Помоги Незнайке», « Составь задачу», «Кто быстрее», «Совушка» | Консультация «Учим математику дома». | Февраль |
6 | Закреплять умение в решении и составлении задач. Закрепить весь пройденный материал | Дидактические игры с математическим содержанием «Кубики для всех» Дидактические игры « Мышиный лабиринт», « Найди и исправь ошибки», «Назови соседей». Задачи шутки, головоломки, задания на сообразительность Количественный и порядковый счет предметов в пределах 20. Отсчет предметов по образцу и заданному числу. Определение порядкового места того или иного предмета. Определение пространственных отношений (вверху –внизу, впереди(спереди) –сзади(за), слева-справа, между, рядом с, около).
| Организация фотовыставки « В мире математики». | Март |
7 | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развитие логического мышления. | Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья». Дидактические игры: «Сложи узор», «Герои сказок» «Продолжи счет», «Отгадай загадку», «Какой цифры не хватает?», «Сколько всего?», «Игры со счетными палочками» и другие. Выставка развивающих игр, сделанных вместе с детьми и родителями. Использование дидактических игр по ФЭМП. | «Заседание круглова стола | Апрель |
8 | Оценка результатов работы педагога. Повторная диагностика математических способностей детей. | Итоговое мероприятие «Что, где, когда?» Обработка и оформление материалов проекта. | «Полезные ссылки» Создание онлайн упражнений для совместных игр детей с родителями. | Апрель |
Ожидаемые результаты:
*Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
*повышение уровня математических способностей воспитанников.
*знание определенного количества дидактических игр для данного возраста.
*активизация самостоятельной математической деятельности.
*Внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательную работу.
*активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
*воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
* самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
*стремятся к достижению поставленной цели;
*умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Анализ результативности проекта:
В результате итоговой диагностики выявлена положительная динамика роста математического развития детей.
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности, развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически мыслить и доказывать правильность своих суждений. ·
У детей появился интерес к занимательной математике, они научились находить применения математическим знаниям, стремятся к изучению нового материала, самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического мышления;
Сформированы математические представления и элементы логического мышления, в совместной деятельности взрослого и ребенка, и в самостоятельной деятельности. ·
В группе обогащен математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, головоломки, лабиринты. Создан блок развивающих игр математической направленности, (в том числе созданные самими детьми ), способствующих успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирующий развитие творческого воображения, воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Данные развивающие игры пользуются большим спросом и используются в самостоятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и в совместной деятельности с родителями дома.
Продукт проектной деятельности:
рисунки, раскраски детей;
цифры из пластилина;
счетные палочки из воздушного пластилина;
математическая игра-ходилка;
аппликация — лес из геометрических фигур.
• Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие математических представлений и способами подачи игр детям.
- Результаты анкетирования родителей «Нужна ли математика дошкольнику?» свидетельствуют о повышении педагогической грамотности и заинтересованности родителей в математическом развитии детей.
Вывод: Таким образом, проект «Занимательная математика» был успешно реализован. Родителям даны рекомендации по математическому развитию будущих первоклассников.
Используемая литература:
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М .А. Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
2. Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»
3. Позднякова «Игровые комплексы», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2 2015г.
4. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М.; Просвещение 2013г.
5. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 2015г.
6. З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
7. В. Волчкова Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
8. З.А. Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
9. З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.
10. К.В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
11. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. 2009.
12. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Занимательная математика» Подготовительная группа
Обобщение полученных знаний у детей....
Консультация для родителей "Занимательная математика" подготовительная группа
Формировать у детей к началу школьного обучения понятия о числительных,о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать....
Проект "Занимательная математика" старшая группа
В результате моего проекта дети освоили геометрические фигуры. Научились сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, развили образное и логическое мышление, развили интер...
Проект "Занимательная математика" . Подготовительная группа.
Тип проекта:Познавательный ,творческий, игровой.По времени проведения:краткосрочный (ноябрь 2021)Участники:Дети подготовительной группы , родители, воспитатель.Формы работы:Игровая, познавательн...
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" (подготовительной группы 6-7 лет ) 23-24 уч.год
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математ...
Проект «Занимательная математика» (старшая группа)
Актуальность:Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соот...