Ориентировка во времени
консультация по математике (старшая группа)

Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_vo_vremeni.docx494.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                Ориентировка во времени.

   Перед тем, как начать ребенку объяснять, какие бывают времена суток, расскажите ему, что же такое сутки. Используйте для наглядности часы. Сутки складываются из дня и ночи: «День и ночь – сутки прочь». В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Время суток состоит из четырёх отрезков времени: утро, день, вечер и ночь. Дети часто путают понятия времени, времени года и времени суток, поэтому сразу внесите ясность и разграничьте эти понятия. Добейтесь, чтобы ребенок понял, а не просто запомнил.

   Проговорите с ребенком, что он делает утром, что днем, что вечером и что ночью. Идя из детского сада, спрашивайте его каждый день, чем он занимался в садике утром, что делал днем, а что вечером. Тут же повторите понятия завтрак, обед и ужин. Спросите, помнит ли ребенок, что он делал «вчера», что планирует сделать «завтра».

                                   Упражнение «Когда это бывает?».

Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день- ночь, утро-вечер). Взрослый задает вопросы: - Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

- Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

- Что вы делаете ночью (днём)?

-Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день,

вечер-ночь). Взрослый задает вопросы:

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

- Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?

- Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Взрослый просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер,

ночь).

4. Взрослый предлагает ребенку разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/10/s_6071b5e12bf86/1672031_1.png

             Утро.                        День.                         Вечер.                     Ночь.

                           Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

                                                     Ход игры.

 Взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

                                           Игра «Назовите соседей»

Цель: закрепление последовательности частей суток.

                                                          Ход игры.

 Взрослый говорит название: «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

                                                  Игра «Части суток»

Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

                                                            Ход игры.

1 Взрослый выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Взрослый читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

2 Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

                                              Игра «Что вы делали?»

Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

                                                         Ход игры.

 Выбирается один ведущий ребенок.  Взрослый говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

                                          Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

                                                               Ход игры. 

    Взрослый объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: взрослый называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.

Затем взрослый читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

                                            Игра «Расставь правильно»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

                                                         Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и расставить их по порядку,

начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро,

вечер, день, ночь).

Расставь правильно

          4                                            1                           2                                        3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)

Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...

занятие по математике в подготовительной группе по теме: «Ориентировка во времени и на плоскости»

Цель:- упражнять в счете в пределах 20;-упражнять в составлении  числа  из двух меньших чисел;- закрепить умение определять время по часам;- учить составлять силуэт из равнобедренных т...

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ

Необходимость формирования у дошкольников временных представлений....

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

НОД по математике в старшей группе по ФГОС "Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"

Задачи: - закрепить прямой счет до 20, обратный от 10 до 0; - познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; - закреплять у...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему: «Ориентировка во времени» Цель: Закреплять умение детей в ориентировке во времени.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему:«Ориентировка во времени»Цель:   Закреплять умение детей в ориентировке во времени....