Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Поможем Колобку" для детей средней группы.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие проводится в игровой форме. Дети попадают в сказку "Колобок" и встречают ее героев - зверей. Чтобы звери не съели Колобка, ребята выполняют разные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_pomozhem_kolobku_sr.gr_.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48»
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Поможем Колобку».
Воспитатель Максимова Е.В.
Цель. Активизация познавательной и речевой активности детей.
Задачи:
- подводить детей к умению устанавливать соотношения между 3 предметами по длине; обозначать соотношения по длине словами: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче;
- совершенствовать навыки счета в пределах 5; систематизировать знания и расширять представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета; продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;
- создавать условия для закрепления умения ориентироваться в пространстве (на мольберте): слева, справа, вверху, внизу, посередине;
- способствовать закреплению представлений детей о частях суток: утро, день, вечер, ночь;
- создать в ходе образовательной деятельности ситуацию, способствующую развитию внимания, памяти, мышления, речевой активности;
- вызвать у детей желание помочь тому, кто нуждается в помощи, воспитывать отзывчивость, умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: мяч-Колобок с мордочкой; 3 дорожки разной длины и цвета; 5 искусственных елочек, 5 грибов-муляжей; коврик-полянка с маленькими грибочками; фланелеграф с картинками: елочка, гриб, шишка, цветок, листок; мольберт; бубен; небольшая ширма; сюжетные картинки «Части суток»; фанерный домик; корзина с конфетами.
Раздаточный: квадратные листы белой бумаги и картинки: елочка, гриб, шишка, цветок, листок на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми проходят в зал, здороваются с гостями. Открывается дверь, в зал закатывается Колобок. Воспитатель ловит его, подносит к уху, прислушивается и сообщает детям, что Колобок убежал от деда с бабкой. Пока бежал по лесу, он встретил много разных зверей. Педагог предлагает детям вспомнить, каких зверей встретил в лесу Колобок. (Ответы детей). Колобок говорит, что он сумел убежать от всех зверей, но теперь не знает, как ему вернуться обратно к деду с бабкой.
Восп.: - Ребята, вы хотите помочь Колобку? Тогда я приглашаю вас в русскую народную сказку «Колобок». Давайте возьмемся за руки и отправимся в путь.
Дружно за руки возьмемся,
По тропиночке пойдем.
Мы с дороги не собьемся,
Вместе в сказку попадем.
1.Игра «Разные дорожки».
В стороне, на полу размещены две «дорожки» разной длины и цвета. Воспитатель подзывает детей к ним.
Восп.: - Посмотрите, ребята, здесь дорожки, которые ведут в лес. Скажите, сколько их? Какого они цвета? Что можно сказать об их размере?
Затем помещает между ними еще одну дорожку средней длины.
- Сколько стало дорожек? Какого цвета эта дорожка? Посмотрите, в каком порядке они размещены. Какая дорожка самая короткая? Самая длинная?
Вызванный ребенок показывает самую длинную и самую короткую дорожки. Затем внимание детей обращается на то, что дорожки расположены в ряд по порядку – от самой короткой до самой длинной. Получилась лесенка. Внизу концы дорожек находятся на одной линии, а вверху получились как будто ступеньки. Хорошо видно, какая дорожка длиннее, какая короче. Дети сравнивают размер дорожек попарно.
Восп.: - Что можно сказать о длине красной и желтой дорожек? Какая длиннее? Какая короче?
Затем предлагает всем детям «подняться по лесенке вверх и спуститься вниз», указывая сравнительные размеры дорожек по порядку: самая длинная, короче, самая короткая и т.д.
На экране появляется изображение леса.
Восп.: - Ну вот мы и пришли в лес.
Звучит музыка. Вбегает зайчик, переодетый мальчик старшей группы. Он обращается к Колобку.
Заяц: - Колобок, Колобок, я тебя съем!
Восп.: - Не ешь его, Зайчик, он домой хочет вернуться к деду с бабкой.
Заяц: - Ладно! Только вы должны выполнить мое задание. Сосчитайте елочки и грибочки на полянке.
2.Игра «Елочки и грибочки».
Восп.: - Ребята, давайте сосчитаем, сколько здесь елочек.
Вызванный ребенок считает елочки. Затем дети считают вместе. Воспитатель дотрагивается до каждой елочки, делает обобщающий жест.
- Сколько всего елочек? (Пять елочек).
- А сколько здесь грибочков? (Четыре). Пять елочек и четыре грибочка, чего здесь больше? Четыре грибочка и пять елочек, чего меньше? На сколько меньше? Как это можно узнать? Поставим под каждую елочку по грибочку. Всем елочкам хватило грибочков? Почему? Что нужно сделать, чтобы елочек и грибочков стало поровну? (Дети предлагают варианты: добавить грибок или убрать елочку).
Восп.: - Зайка, мы выполнили твое задание.
Заяц: - Молодцы, ребята! Я хочу отправить гостинцы деду с бабкой.
3.Игра «Отсчитай грибочки».
- Посмотрите, сколько грибов на этой полянке. Вы можете набрать грибов для деда с бабкой. Я дам вам карточки, а вы должны отсчитать столько грибов, сколько кружочков на карточке.
Дает трем детям по карточке. Дети отсчитывают грибочки, а потом рассказывают, сколько они отсчитали и почему.
Восп.: - Даша, сколько грибов ты отсчитала? (Четыре). Почему? (Потому что на карточке нарисовано четыре кружочка).
Заяц: - Молодцы! Доброго вам пути, до свидания!
Дети прощаются с зайцем.
Восп.: - Снова за руки возьмемся
По опушке мы пройдемся.
Потрудиться мы не прочь,
Дети: Чтобы Колобку помочь.
Звучит музыка. Выбегает Волк, обращается к Колобку.
Волк: - Колобок, Колобок, я тебя съем!
Восп.: - Волк, не ешь Колобка, он домой хочет вернуться.
Волк: - Ладно! Только вы должны выполнить задание.
Воспитатель сажает детей за столы.
4.Игра «Поможем Волку».
Воспитатель выставляет мольберт. На нем расположены картинки (елочка, гриб, шишка, цветок, листок) посередине, вверху, внизу, справа и слева.
Восп.: - Какая красивая картина!
Волк: - Да, только я не понимаю, что где находится.
Восп.: - Ребята, давайте поможем Волку разобраться, что где расположено. Яна, что находится в центре (посередине)? Саша, что находится вверху? А ты как думаешь, Полина? Верно. Даша, что находится внизу? Сережа, что находится слева? Нелли, что находится справа? Правильно!
- А теперь вы на своих листах расположите картинки точно так же. Молодцы! Волк, ребята выполнили твое задание, отпусти нас.
Волк: - Молодцы, ребята! Доброго вам пути, до свидания!
Дети прощаются с волком. В зал под музыку входит Медведь, обращается к Колобку.
Медв.: - Колобок, Колобок, я тебя съем!
Восп.: - Мишка, не ешь Колобка, он домой хочет вернуться к деду с бабкой.
Медв.: - Ладно! Поиграйте со мной, тогда отпущу Колобка.
Я Мишутка в шубке бурой
Занимаюсь физкультурой.
А еще люблю считать.
Будем прыгать и скакать.
Восп.: - Ребята, Мишка хочет, чтобы мы с ним поиграли. Вы будете делать разные движения столько раз, сколько раз я ударю в бубен.
5.Игра «Сколько раз ударю в бубен».
Воспитатель стучит в бубен за ширмой, дети выполняют задания.
- Сейчас вы подпрыгните столько раз, сколько я ударю в бубен. Внимание, сначала посчитайте!
- Теперь нужно хлопать в ладоши.
- Молодцы! А теперь потопаем ножкой.
- Следующее задание. Постучим кулачком по столу.
- А теперь будем приседать.
- Молодцы, ребята, садитесь. Вот, Мишка, какие у нас ребятки умные и ловкие. Справились с твоим заданием. Отпусти нас.
Медв.: - Молодцы, ребята! Доброго вам пути, до свидания!
Дети прощаются с Мишкой. Под музыку в зал вбегает Лиса, обращается к Колобку.
Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!
Восп.: - Лисичка, не ешь нашего Колобка! Мы любое твое задание выполним, только отпусти его.
Лиса: - Ладно! Вот мое задание. (Показывает на экран с сюжетными картинками «Части суток»). Назовите части суток.
6.Игра «Когда это бывает?»
Восп.: - Я думаю, ребята справятся с твоим заданием. Ребята, я вам загадаю загадки о частях суток, а вы будете их угадывать.
Солнце встало только-только.
В сад ведут детишек.
Там игрушек много столько –
Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут.
Это время, как зовут? (Утро)
- Кирилл, покажи картинку для этого времени суток. Почему ты выбрал эту картинку? Молодец! Слушайте следующую загадку:
Солнце в небе ярко светит,
Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?
Время это назовите. (День)
- Какая же картинка подходит для этого времени суток?
В небе звездочки зажглись,
Все в кроватки улеглись.
Засыпают сын и дочь.
Что за время - это? (Ночь)
- Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.
Скоро солнышко садится,
Небо потемнело.
Все закончили трудиться,
Отложили дело.
Всех детей домой ведут.
Это время как зовут? (Вечер)
- Найдите картинку для этого времени суток. Давайте поставим картинки по порядку (утро, день, вечер, ночь). Как все это вместе можно назвать? (Сутки). А куда убегают сутки? Юля, расскажи нам.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Надо каждый день беречь.
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь маме.
Восп.: - Молодец, Юля! Лисичка, ребята справились с твоим заданием, отпусти нас с Колобком.
Лиса: - Молодцы, ребята! Доброго вам пути, до свидания!
Дети прощаются с Лисой.
На экране появляется изображение домика. Воспитатель подзывает детей к себе.
Восп.: - Ну вот, Колобок, мы и пришли. Вон там домик деда с бабкой. Ребята, Колобок говорит вам «спасибо». Пожалуйста, Колобок. Забирай гостинцы. Катись домой и не убегай больше. До свидания!
Звучит песенка Колобка. Воспитатель катит Колобок в сторону домика, дети прощаются с ним.
- Ну вот, ребята, и закончились наши приключения. Где мы сегодня побывали? (Ответы детей).
- Что вы делали? Что вам понравилось? Сколько зверей мы встретили?
- Вы умницы! Хорошо считаете, отгадываете загадки, а самое главное вы помогли Колобку. Помогать друг другу нужно и важно. Бабушка с дедом хотят поблагодарить вас за то, что вы помогли Колобку и дарят вам угощение. (Берет из-за домика корзину с конфетами). Давайте и мы их поблагодарим. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Весёлая математика»
Конспект для педагогов детских садов....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы.
В конспекте содержится материал, с помощью которого у детей средней группы формируются элементарные математические представления, развиваются логика, мелкая моторика....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: «Шар. Порядковый счет до 3.»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: "Впереди-сзади, между. Справа,слева"
ООД: ФЭМП.Тема: "Впереди, сзади, между. Справа. слева"Доминирующая область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга
Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»
Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового дидактического материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять умение находить и называть ...
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «КУБ»
Сформировать представление о кубе и некоторых свойствах, умение распознать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур...