Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Поможем Колобку" для детей средней группы.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Максимова Елена Валентиновна

Занятие проводится в игровой форме. Дети попадают в сказку "Колобок" и встречают ее героев - зверей. Чтобы звери не съели Колобка, ребята выполняют разные задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_pomozhem_kolobku_sr.gr_.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 48»

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема: «Поможем Колобку».

Воспитатель Максимова Е.В.              

Цель.  Активизация познавательной и речевой активности детей.

Задачи:

- подводить детей к умению устанавливать соотношения между 3 предметами по длине; обозначать соотношения по длине словами: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче;

- совершенствовать навыки счета в пределах 5; систематизировать знания и расширять представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета; продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;

- создавать условия для закрепления умения ориентироваться в пространстве (на мольберте): слева, справа, вверху, внизу, посередине;  

- способствовать закреплению представлений детей о частях суток: утро, день, вечер, ночь;

- создать в ходе образовательной деятельности ситуацию, способствующую развитию внимания, памяти, мышления, речевой  активности;

- вызвать у детей желание помочь тому, кто нуждается в помощи, воспитывать отзывчивость, умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: мяч-Колобок с мордочкой; 3 дорожки разной длины и цвета; 5 искусственных елочек, 5 грибов-муляжей; коврик-полянка с маленькими грибочками; фланелеграф с картинками: елочка, гриб, шишка, цветок, листок; мольберт; бубен; небольшая ширма; сюжетные картинки «Части суток»; фанерный домик; корзина с конфетами.

Раздаточный: квадратные листы белой бумаги и картинки: елочка, гриб, шишка, цветок, листок на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми проходят в зал, здороваются с гостями.   Открывается дверь, в зал закатывается Колобок. Воспитатель ловит его, подносит к уху, прислушивается и сообщает детям, что Колобок убежал от деда с бабкой. Пока бежал по лесу, он встретил много разных зверей. Педагог предлагает детям вспомнить, каких зверей встретил в лесу Колобок. (Ответы детей). Колобок говорит, что он сумел убежать от всех зверей, но теперь не знает, как ему вернуться обратно к деду с бабкой.

Восп.: - Ребята, вы хотите помочь Колобку? Тогда я приглашаю вас в русскую народную сказку «Колобок». Давайте возьмемся за руки и отправимся в путь.

           Дружно за руки возьмемся,

           По тропиночке пойдем.

           Мы с дороги не собьемся,

           Вместе в сказку попадем.

1.Игра «Разные дорожки».

   В стороне, на полу размещены две «дорожки» разной длины и цвета. Воспитатель подзывает детей к ним.

Восп.: - Посмотрите, ребята, здесь дорожки, которые ведут в лес. Скажите, сколько их? Какого они цвета? Что можно сказать об их размере?

   Затем помещает между ними еще одну дорожку средней длины.

- Сколько стало дорожек? Какого цвета эта дорожка? Посмотрите, в каком порядке они размещены. Какая дорожка самая короткая? Самая длинная?

   Вызванный ребенок показывает самую длинную и самую короткую дорожки. Затем внимание детей обращается на то, что дорожки расположены в ряд по порядку – от самой короткой до самой длинной. Получилась лесенка. Внизу концы дорожек находятся на одной линии, а вверху получились как будто ступеньки. Хорошо видно, какая дорожка длиннее, какая короче. Дети сравнивают размер дорожек попарно.

Восп.: - Что можно сказать о длине красной и желтой дорожек? Какая длиннее? Какая короче?

   Затем предлагает всем детям «подняться по лесенке вверх и спуститься вниз», указывая сравнительные размеры дорожек по порядку: самая длинная, короче, самая короткая и т.д.

   На экране появляется изображение леса.

Восп.: - Ну вот мы и пришли в лес.

   Звучит музыка. Вбегает зайчик, переодетый мальчик старшей группы. Он обращается к Колобку.

Заяц: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Восп.: - Не ешь его, Зайчик, он домой хочет вернуться к деду с бабкой.

Заяц: - Ладно! Только вы должны выполнить мое задание. Сосчитайте елочки и грибочки на полянке.

2.Игра «Елочки и грибочки».

Восп.: - Ребята, давайте сосчитаем, сколько здесь елочек.

   Вызванный ребенок считает елочки. Затем дети считают вместе. Воспитатель дотрагивается до каждой елочки, делает обобщающий жест.

- Сколько всего елочек? (Пять елочек).

- А сколько здесь грибочков? (Четыре). Пять елочек и четыре грибочка, чего здесь больше? Четыре грибочка и пять елочек, чего меньше? На сколько меньше? Как это можно узнать? Поставим под каждую елочку по грибочку. Всем елочкам хватило грибочков? Почему? Что нужно сделать, чтобы елочек и грибочков стало поровну? (Дети предлагают варианты: добавить грибок или убрать елочку).

Восп.: - Зайка, мы выполнили твое задание.

Заяц: - Молодцы, ребята! Я хочу отправить гостинцы деду с бабкой.

3.Игра «Отсчитай грибочки».

- Посмотрите, сколько грибов на этой полянке. Вы можете набрать грибов для деда с бабкой. Я дам вам карточки, а вы должны отсчитать столько грибов, сколько кружочков на карточке.

   Дает трем детям по карточке. Дети отсчитывают грибочки, а потом рассказывают, сколько они отсчитали и почему.

Восп.: - Даша, сколько грибов ты отсчитала? (Четыре). Почему? (Потому что на карточке нарисовано четыре кружочка).

Заяц: - Молодцы! Доброго вам пути, до свидания!

Дети прощаются с зайцем.  

Восп.: - Снова за руки возьмемся

              По опушке мы пройдемся.

              Потрудиться мы не прочь,

Дети:    Чтобы Колобку помочь.    

   Звучит музыка. Выбегает Волк, обращается к Колобку.

Волк: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Восп.: - Волк, не ешь Колобка, он домой хочет вернуться.

Волк: - Ладно! Только вы должны выполнить задание.

Воспитатель сажает детей за столы.

4.Игра «Поможем Волку».

   Воспитатель выставляет мольберт. На нем расположены картинки (елочка, гриб, шишка, цветок, листок) посередине, вверху, внизу, справа и слева.

Восп.: - Какая красивая картина!

Волк: - Да, только я не понимаю, что где находится.

Восп.: - Ребята, давайте поможем Волку разобраться, что где расположено. Яна, что находится в центре (посередине)? Саша, что находится вверху? А ты как думаешь, Полина? Верно. Даша, что находится внизу? Сережа, что находится слева? Нелли, что находится справа? Правильно!

- А теперь вы на своих листах расположите картинки точно так же. Молодцы! Волк, ребята выполнили твое задание, отпусти нас.

Волк: - Молодцы, ребята! Доброго вам пути, до свидания!

   Дети прощаются с волком. В зал под музыку входит Медведь, обращается к Колобку.

Медв.: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Восп.: - Мишка, не ешь Колобка, он домой хочет вернуться к деду с бабкой.

Медв.: - Ладно! Поиграйте со мной, тогда отпущу Колобка.

                Я Мишутка в шубке бурой

                Занимаюсь физкультурой.

                А еще люблю считать.

                Будем прыгать и скакать.

Восп.: - Ребята, Мишка хочет, чтобы мы с ним поиграли. Вы будете делать разные движения столько раз, сколько раз я ударю в бубен.

5.Игра «Сколько раз ударю в бубен».

   Воспитатель стучит в бубен за ширмой, дети выполняют задания.

- Сейчас вы подпрыгните столько раз, сколько я ударю в бубен. Внимание, сначала посчитайте!

- Теперь нужно хлопать в ладоши.

- Молодцы! А теперь потопаем ножкой.

- Следующее задание. Постучим кулачком по столу.

- А теперь будем приседать.

- Молодцы, ребята, садитесь. Вот, Мишка, какие у нас ребятки умные и ловкие. Справились с твоим заданием. Отпусти нас.

Медв.: - Молодцы, ребята! Доброго вам пути, до свидания!

   Дети прощаются с Мишкой. Под музыку в зал вбегает Лиса, обращается к Колобку.

Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Восп.: - Лисичка, не ешь нашего Колобка! Мы любое твое задание выполним, только отпусти его.

Лиса: - Ладно! Вот мое задание. (Показывает на экран с сюжетными картинками «Части суток»). Назовите части суток.

6.Игра «Когда это бывает?»

Восп.: - Я думаю, ребята справятся с твоим заданием. Ребята, я вам загадаю загадки о частях суток, а вы будете их угадывать.

            Солнце встало только-только.

            В сад ведут детишек.

            Там игрушек много столько –

            Зайчиков и мишек.

            Все детишки в сад идут.

            Это время, как зовут?      (Утро)

- Кирилл, покажи картинку для этого времени суток. Почему ты выбрал эту картинку? Молодец! Слушайте следующую загадку:

            Солнце в небе ярко светит,

            Погулять выходят дети.

            Погулять и вы хотите?

            Время это назовите.           (День)

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

            В небе звездочки зажглись,

            Все в кроватки улеглись.

            Засыпают сын и дочь.

            Что за время - это?        (Ночь)

- Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.

            Скоро солнышко садится,

            Небо потемнело.

            Все закончили трудиться,

            Отложили дело.

            Всех детей домой ведут.

            Это время как зовут?      (Вечер)

- Найдите картинку для этого времени суток. Давайте поставим картинки по порядку (утро, день, вечер, ночь). Как все это вместе можно назвать? (Сутки). А куда убегают сутки? Юля, расскажи нам.

          Утро, день, вечер, ночь –

          Убежали сутки прочь.

          Чтоб о сутках не жалеть,

          Надо каждый день беречь.

          Чтоб успеть потанцевать,

          Почитать, порисовать,

          Поиграть с друзьями,

          И помочь маме.

Восп.: - Молодец, Юля! Лисичка, ребята справились с твоим заданием, отпусти нас с Колобком.

Лиса: - Молодцы, ребята! Доброго вам пути, до свидания!

   Дети прощаются с Лисой.

   На экране появляется изображение домика. Воспитатель подзывает детей к себе.

Восп.: - Ну вот, Колобок, мы и пришли. Вон там домик деда с бабкой. Ребята, Колобок говорит вам «спасибо». Пожалуйста, Колобок. Забирай гостинцы. Катись домой и не убегай больше. До свидания!

   Звучит песенка Колобка. Воспитатель катит Колобок в сторону домика, дети прощаются с ним.

- Ну вот, ребята, и закончились наши приключения. Где мы сегодня побывали? (Ответы детей).

- Что вы делали? Что вам понравилось? Сколько зверей мы встретили?

- Вы умницы! Хорошо считаете, отгадываете загадки, а самое главное вы помогли Колобку. Помогать друг другу нужно и важно. Бабушка с дедом хотят поблагодарить вас за то, что вы помогли Колобку и дарят вам угощение. (Берет из-за домика корзину с конфетами). Давайте и мы их поблагодарим. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы.

В конспекте содержится материал, с помощью которого у детей средней группы формируются элементарные математические представления, развиваются логика, мелкая моторика....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: «Шар. Порядковый счет до 3.»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: "Впереди-сзади, между. Справа,слева"

ООД: ФЭМП.Тема: "Впереди, сзади, между. Справа. слева"Доминирующая область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга

Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»

Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового  дидактического  материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять  умение находить и называть ...

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «КУБ»

Сформировать представление о кубе и некоторых свойствах, умение распознать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур...