Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Обучающие задачи:
Учить:
- находить место числа в ряду;
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?
- устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
Упражнять:
- в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине;
- закреплять умение различать понятия: короче – длиннее, сравнивать предметы по длине, использовать в речи понятия «самый короткий», «подлиннее», «самый длинный» «короткий», «длинный»;
- представления детей о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник;
-умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине;
- знание цифр до10.
Развивающие задачи
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: доска, мольберт.
Демонстрационный материал: «письма с заданиями», замки с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 10, знаки, ромашки и божьи коровки.
Раздаточный материал: карточки с изображением паровоза; 5 цветных полосок (вагончиков): зелёная, белая, голубая, жёлтая, красная; набор цифр и знаков на каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_matematike.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»
Программное содержание
Обучающие задачи:
Учить:
- находить место числа в ряду;
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?
- устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
Упражнять:
- в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине;
- закреплять умение различать понятия: короче – длиннее, сравнивать предметы по длине, использовать в речи понятия «самый короткий», «подлиннее», «самый длинный» «короткий», «длинный»;
- представления детей о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник;
-умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине;
- знание цифр до10.
Развивающие задачи
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: доска, мольберт.
Демонстрационный материал: «письма с заданиями», замки с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 10, знаки, ромашки и божьи коровки.
Раздаточный материал: карточки с изображением паровоза; 5 цветных полосок (вагончиков): зелёная, белая, голубая, жёлтая, красная; набор цифр и знаков на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Как вы думаете, что необходимо сделать?
Дети: Поздороваться
Воспитатель: И как мы это с вами сделаем (здороваются по предложению детей).
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А вы знаете, что страна Математика и страна Сказок — близкие подруги. Сегодня я предлагаю сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится.
Вспомним начало сказки: Жили — были старик со старухой. Попросил старик испечь ему колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто, скатала колобок, изжарила его и положила на окно стынуть.
Воспитатель: Что было дальше?
Дети: Колобок соскочил с окошка и покатился по дорожке.
Воспитатель: Нет, дети, колобок не может укатиться из дома. А знаете почему? На калитку дед повесил вот такой замок (воспитатель вешает замок) и колобок не знает, как его открыть. Поможем ему подобрать ключик к замку. Замок не простой с секретом, что на нём изображено?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?
Дети: Круг, овал, треугольник, квадрат, ромб.
Воспитатель: Чтобы открыть этот замок необходимо закрасить фигуры в правильный цвет. Но, как же мы узнаем, кто, где может сесть (деление на команды по геометрическим фигурам). Закрасьте большую фигуру в правом верхнем углу в синий цвет ... И т.д.
Воспитатель: Правильно, замок открылся, а колобок покатился дальше.
-Почему Колобок смог покатиться?
Дети: Потому что он круглый, без уголков.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы отправимся вместе с колобком в путешествие, будем помогать ему, выполнять задания, чтобы не случилось непоправимое. Готовы? «Раз, два, три, обернись, в сказке окажись! ».
Дети: Да!
Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит дорога и в право идёт, и в лево и прямо и растерялся колобок, сидит на пеньке и думает, куда же ему идти дальше и вспомнил он про план – схему, что висела на стене у деда. Вот она, куда же следует катиться колобку? Где его первая остановка? (ориентировка по схеме).
Катится колобок, а навстречу ему? (заяц). Выполнит, говорит заяц моё задание,
тогда отпущу тебя. Поможем Колобку решить задания? Нужно быстро дать ответ,
вы готовы или нет?
На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.
Воспитатель: «Дети, что вы видите? »
Дети: «Овощи».
(уточняю у двоих детей, какие именно).
Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке, … иди посчитай».
... считает: «Один, два, три, четыре, пять».
Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».
Выходит, считает: «Первый, второй, третий... »
Воспитатель: « какой овощ третий? и т.п.
Ребята, посмотрите, дед поменял местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось? »
«Который теперь огурец? », «Который по счету помидор? » и т.п.
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.
Физминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь,
Сели-встали, сели – встали,
И на месте поскакали.
(задание для детей в конвертах). Воспитатель:
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те, на!
Со своей стоять соседкой.
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Воспитатель: (Воспитатель показывает цифры, дети называют и правильно расставляют их, называют пропущенные). Дети, у вас на столах лежат конверты с цифрами, помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (командой выкладывают числовой ряд цифр от 1 до10).
Настя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
Матвей, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от 10 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
Какое число вы поставили между числами 5 и б?
Какое число вы поставили между числами 1 и 3?
Какое число вы поставили между числами 4 и 6?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Колобок покатился дальше. А куда? (ориентировка по схеме).
Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит задания от Волка (игра «Соседи числа).
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Колобок покатился дальше. А куда? (ориентировка по схеме).
(задание от Медведя).
(Открывает конверт и читает задание: «Вам нужно прибыть на цветочную поляну».
Воспитатель: Придется, ребята, помочь Колобку, иначе Медведь может его съесть. Выходим из-за столов. Произносим слова «Раз, два, три, повернись, на полянке очутись! »
Очутились мы с вами на цветочной поляне. Эта поляна, ребята, необычная, на ней растут необычные ромашки, а математические, с разным количеством лепестков. Ведь мы с вами в математической сказке. На цветах сидели божьи коровки, тоже необычные с разным количеством точек на спинках, каждая на своём цветке. Но когда медведь бродил по лесу в поисках мёда, он стряхнул всех божьих коровок и они потерялись. Нужно посчитать пятнышки на спинках и «сесть» на цветок с тем же количеством лепестков после слов
- жук, жук, покажись, на цветочек ты садись (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по божьей коровке, и дети выбирают определённый цветок, объясняя свой выбор).
Молодцы, ребята с заданием медведя тоже вы справились и помогли Колобку.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше и наткнулся на задания самой Лисы-Патрикеевны. Мы знаем, какая Лиса хитрая, задачки её такие же.
Попробуем с ними справиться?
Логические задачки.
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух коtob? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у двух быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько носов у двух псов (2)
- Сколько глаз у светофора (3)
- Сколько лапок у кота (4)
- Сколько ушей у двух малышей (4)
- Под кустами у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (4)
-Дед, баба, внучка. Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько хвостиков было у героев? (3)
- Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
2- под берёзой,
1- у осины.
Сколько их будет,
В плетёной корзине? (Ответ:3)
- На кормушке птицы:
Три голубя и одна синица.
Скажите поскорей,
Сколько птиц на кормушке моей? (4)
- Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке:
Пять на грядках, один во ржи.
Сколько всего, скажи? (6)
Воспитатель: Справились со всеми заданиями, не дали в обиду Колобка.
Ведь недаром говорит пословица: «Дружба заботой, да подмогой крепка».
А теперь давайте Колобка доставим к Бабушке с Дедушкой на поезде, а то они уже, наверно, беспокоятся.
Воспитатель: У вас на столе лежат карточки с изображением паровоза и полоски (вагончики). Паровоз растерял свои вагоны и нужно помочь ему их составить в правильной последовательности, от самой короткой до самой длинной.
Воспитатель: Составили? Поехали...
Воспитатель: А в пути поиграем.
- Сколько всего вагонов у поезда? (пять)
- Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)
- Вагон, какого цвета стоит четвертым? (жёлтый вагон)
- Какой по порядку вагон стоит между зелёным и голубым? (вторым)
- Какого цвета вагон левее желтого? (голубой)
- Какого цвета вагон правее голубого? (желтый)
Вот так закончилась наша новая математическая сказка про Колобка.
Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Колобок вам очень благодарен за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие? Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были...
Колобок приготовил вам сюрприз - интересную игру, в которую мы с вами поиграем после занятий.
«Раз, два, три, обернись, в группе окажись! ».
3. Рефлексия.
Где мы с вами сегодня побывали ребята? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по математике в старшей группе "Математическое путешествие по сказке "Дюймовочка" (с использованием ИКТ)
обобщающее занятие...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»
Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказке»
1. Уточнить знания последовательности дней недели. 2. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предм...
Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» В режиме самоизоляции 6.мая 2020г.
Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Образовательная: Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умен...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»
Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»Цель: Продолжать формировать элементарные м...