Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Беленкова Светлана Николаевна

Обучающие задачи:

Учить:

  • находить место числа в ряду;
  • решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?

- устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

Упражнять:

- в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине;

-  закреплять умение различать понятия: короче – длиннее, сравнивать предметы по длине, использовать в речи понятия «самый короткий», «подлиннее», «самый длинный» «короткий», «длинный»;

- представления детей о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник;

-умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине;

- знание цифр до10.

Развивающие задачи        

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Воспитательные задачи:                            

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим занятиям.     

Оборудование: доска, мольберт.

Демонстрационный материал: «письма с заданиями», замки с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 10, знаки, ромашки и божьи коровки.

Раздаточный материал: карточки с изображением паровоза; 5 цветных полосок (вагончиков): зелёная, белая, голубая, жёлтая, красная; набор цифр и знаков на каждого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematike.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»

Программное содержание

 Обучающие задачи:

Учить:

  • находить место числа в ряду;
  • решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-        порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?

-        устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

Упражнять:

- в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине;

-  закреплять умение различать понятия: короче – длиннее, сравнивать предметы по длине, использовать в речи понятия «самый короткий», «подлиннее», «самый длинный» «короткий», «длинный»;

- представления детей о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник;

-умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине;

- знание цифр до10.

Развивающие задачи        

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Воспитательные задачи:        

-        воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим занятиям.      

Оборудование: доска, мольберт.

Демонстрационный материал: «письма с заданиями», замки с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 10, знаки, ромашки и божьи коровки.

Раздаточный материал: карточки с изображением паровоза; 5 цветных полосок (вагончиков): зелёная, белая, голубая, жёлтая, красная; набор цифр и знаков на каждого ребенка.

Ход занятия.        

Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Как вы думаете, что необходимо сделать?

Дети: Поздороваться

Воспитатель: И как мы это с вами сделаем (здороваются по предложению детей).

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А вы знаете, что страна Математика и страна Сказок — близкие подруги. Сегодня я предлагаю сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится.

Вспомним начало сказки:  Жили — были старик со старухой. Попросил старик испечь ему колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто, скатала колобок, изжарила его и положила на окно стынуть.

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Колобок соскочил с окошка и покатился по дорожке.

Воспитатель: Нет, дети, колобок не может укатиться из дома. А знаете почему? На калитку дед повесил вот такой замок (воспитатель вешает замок) и колобок не знает, как его открыть. Поможем ему подобрать ключик к замку. Замок не простой с секретом, что на нём изображено?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?

Дети: Круг, овал, треугольник, квадрат, ромб.

Воспитатель: Чтобы открыть этот замок необходимо закрасить фигуры в правильный цвет. Но, как же мы узнаем, кто, где может сесть (деление на команды по геометрическим фигурам). Закрасьте большую фигуру в правом верхнем углу в синий цвет ... И т.д.

Воспитатель: Правильно, замок открылся, а колобок покатился дальше.

-Почему Колобок смог покатиться?

Дети: Потому что он круглый, без уголков.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы отправимся вместе с колобком в путешествие, будем помогать ему, выполнять задания, чтобы не случилось непоправимое. Готовы? «Раз, два, три, обернись, в сказке окажись! ».

Дети: Да!        

Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит дорога и в право идёт, и в лево и прямо и растерялся колобок, сидит на пеньке и думает, куда же ему идти дальше и вспомнил он про план – схему, что висела на стене у деда. Вот она, куда же следует катиться колобку? Где его первая остановка? (ориентировка по схеме).

Катится колобок, а навстречу ему? (заяц). Выполнит, говорит заяц моё задание,
тогда отпущу тебя. Поможем Колобку решить задания? Нужно быстро дать ответ,
вы готовы или нет?        

На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.

Воспитатель: «Дети, что вы видите? »        

Дети: «Овощи».

(уточняю у двоих детей, какие именно).

Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке, … иди посчитай».

... считает: «Один, два, три, четыре, пять».

Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».

Выходит, считает: «Первый, второй, третий... »

Воспитатель: « какой овощ третий?  и т.п.

Ребята, посмотрите, дед поменял местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось? »

«Который теперь огурец? », «Который по счету помидор? » и т.п.

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.

Физминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

 Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь,

 Пола ручками коснитесь,

 Сели-встали, сели – встали,

 И на месте поскакали.

(задание для детей в конвертах). Воспитатель: 

Случай странный,

 Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те, на!

Со своей стоять соседкой.

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

Воспитатель: (Воспитатель показывает цифры, дети называют и правильно расставляют их, называют пропущенные). Дети, у вас на столах лежат конверты с цифрами, помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (командой выкладывают числовой ряд цифр от 1 до10).

Настя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

Матвей, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от 10 до 1.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

Какое число вы поставили между числами 5 и б?

Какое число вы поставили между числами 1 и 3?

Какое число вы поставили между числами 4 и 6?

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Колобок покатился дальше. А куда? (ориентировка по схеме).

Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит задания от Волка (игра «Соседи числа).

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Колобок покатился дальше. А куда? (ориентировка по схеме).

(задание от Медведя).

(Открывает конверт и читает задание: «Вам нужно прибыть на цветочную поляну».

Воспитатель: Придется, ребята, помочь Колобку, иначе Медведь может его съесть. Выходим из-за столов. Произносим слова «Раз, два, три, повернись, на полянке очутись! »

Очутились мы с вами на цветочной поляне. Эта поляна, ребята, необычная, на ней растут необычные ромашки, а математические, с разным количеством лепестков. Ведь мы с вами в математической сказке. На цветах сидели божьи коровки, тоже необычные с разным количеством точек на спинках, каждая на своём цветке. Но когда медведь бродил по лесу в поисках мёда, он стряхнул всех божьих коровок и они потерялись. Нужно посчитать пятнышки на спинках и «сесть» на цветок с тем же количеством лепестков после слов

- жук, жук, покажись, на цветочек ты садись (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по божьей коровке, и дети выбирают определённый цветок, объясняя свой выбор).

Молодцы, ребята с заданием медведя тоже вы справились и помогли Колобку.

Воспитатель: Покатился Колобок дальше и наткнулся на задания самой Лисы-Патрикеевны. Мы знаем, какая Лиса хитрая, задачки её такие же.

Попробуем с ними справиться?

Логические задачки.

  • Сколько спинок у трех свинок? (3)
  • Сколько хвостов у двух коtob? (2)
  • Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
  • Сколько рогов у двух быков? (4)
  • Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
  • Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
  • Сколько носов у двух псов (2)
  • Сколько глаз у светофора (3)

- Сколько лапок у кота (4)

  • Сколько ушей у двух малышей (4)
  • Под кустами у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать? (4)

-Дед, баба, внучка. Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько хвостиков было у героев? (3)

-        Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

2- под берёзой,

1- у осины.

Сколько их будет,        

В плетёной корзине? (Ответ:3)

-        На кормушке птицы:
Три голубя и одна синица.
Скажите поскорей,

Сколько птиц на кормушке моей? (4)

-        Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке:
Пять на грядках, один во ржи.
Сколько всего, скажи? (6)

Воспитатель: Справились со всеми заданиями, не дали в обиду Колобка.

Ведь недаром говорит пословица: «Дружба заботой, да подмогой крепка».

А теперь давайте Колобка доставим к Бабушке с Дедушкой на поезде, а то они уже, наверно, беспокоятся.

Воспитатель: У вас на столе лежат карточки с изображением паровоза и полоски (вагончики). Паровоз растерял свои вагоны и нужно помочь ему их составить в правильной последовательности, от самой короткой до самой длинной.

Воспитатель: Составили? Поехали...

Воспитатель: А в пути поиграем.

  • Сколько всего вагонов у поезда? (пять)
  • Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)
  • Вагон, какого цвета стоит четвертым? (жёлтый вагон)
  • Какой по порядку вагон стоит между зелёным и голубым? (вторым)
  • Какого цвета вагон левее желтого? (голубой)
  • Какого цвета вагон правее голубого? (желтый)

Вот так закончилась наша новая математическая сказка про Колобка.

Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Колобок вам очень благодарен за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие? Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были...

Колобок приготовил вам сюрприз - интересную игру, в которую мы с вами поиграем после занятий.

«Раз, два, три, обернись, в группе окажись! ».

3. Рефлексия.

Где мы с вами сегодня побывали ребята? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»

Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказке»

1. Уточнить знания последовательности дней недели. 2. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предм...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» В режиме самоизоляции 6.мая 2020г.

Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Образовательная: Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умен...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»

Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие в сказку»

Конспект занятия по математике в старшей группе                «Математическое путешествие в сказку»Цель: Продолжать формировать элементарные м...