Исследовательская работа "Шахматная страна"
проект по математике (старшая группа)

Сайранова Эдита Байрамаловна

Математика и шахматы взаимосвязаны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_shahmatnaya_strana_.docx52.61 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                                                             ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА                 ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление: Математика и информационные технологии.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Шахматная страна» 

        Автор: Филатов Артём Алексеевич 5 лет

                                                     Группа детей 5-6 лет «Буратино»  

                                  Научные руководители:

                                                                     Сайранова Эдита Байрамаловна

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»

                                                                     Зангирова Татьяна Александровна 

        воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»

2023 год


Содержание

Аннотации        3

План исследования        4

Описание работы        5

Список литературы        8

Приложение        9


Аннотации

«В шахматы научить играть нельзя, можно только научиться!» 

Михаил Ботвинник

Тему своей исследовательской работы я выбрал не случайно.  Я люблю играть в шахматы, уже второй год с удовольствием посещаю кружок «Шахматёнок», участвовал в шахматных турнирах, викторинах.

Папа как-то сказал, что если будешь играть в шахматы, то проблем с математикой не будет. Я задумался, интересно, чем же шахматы связаны с математикой?

Я поставил перед собой цель: узнать связь шахмат с математикой и сделать вывод- математика и шахматы взаимосвязаны.

Задачи:

  1. изучить литературу по данному вопросу;
  2. исследовать вопрос  о популярности шахмат среди дошкольников;
  3. изучить пользу и вред шахмат;
  4. найти связь между шахматами и математикой;
  5. изучить  шахматные задачи  и головоломки;
  6. попробовать самому составить дидактические игры по шахматам

Объектом исследования являются: шахматы и математика.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по данной теме, а также поиск информации в сети интернет.
  2. Проведение беседы с друзьями в детском саду для выявления заинтересованности шахматами.
  3. Практический метод: составление шахматных задач и дидактических игр.
  4. Анализ и подведение итогов.

В результате проведенного исследования, я достиг своей поставленной цели и доказал тесную связь между математикой и шахматами. На примерах я подробно разобрал эту связь.

Выдвинутая гипотеза получила подтверждение.

Теоретическое значение моего исследования состоит в расширении кругозора и знаний, а практическое в том, что знание математики поможет мне добиться  больших успехов в этом виде спорта.


План исследования

Актуальность исследования состоит в развитии системы непрерывного шахматного образования Ханты-Мансийском автономного округе – Югре.   Я приобретаю необходимые навыки: интерес к интеллектуальной деятельности, восприятия новой информации о шахматных фигурах, о правилах их передвижения по доске, уважении партнера, внимании к словам тренера, развиваю свою логику, память,  пополняю свой словарный запас, что  должно положительно сказаться на моей учебе в школе. Играя в шахматы, я развиваю мелкую моторику, внимательность, воображение и усидчивость. 

Новизна идеи состоит в том, что я самостоятельно решаю шахматные задачи, головоломки, формирую рост творческой и интеллектуальной активности. Всё это дает мне больше возможности занимать призовые места в  шахматных турнирах, конкурсах, викторинах.

Вопрос, подлежащий исследованию: узнать связь шахмат с математикой и сделать вывод- математика и шахматы взаимосвязаны.

Выдвинул гипотезу: шахматы и математика взаимосвязаны.

Свою исследовательскую работу я начал с того, что составил план:

  1. Изучить литературу об истории шахмат,  статьи в интернете и узнать, как связаны шахматы с математикой.
  2. Посетить медработника и психолога детского сада  с целью узнать, в чем польза и вред игры в шахматы.
  3. Провести анкетирование в детском саду, чтобы понять, как популярны шахматы среди дошкольников.
  4. Найти связь между шахматами и математикой.
  5. Придумать свои шахматные задачи и головоломки, составить дидактические игры.
  6. Подвести итоги, сделать выводы и оформить результаты исследования в форме       презентации.

Описание работы

Цель поставлена, задачи сформулированы, методы исследования продуманы, и я начал поэтапно выполнять каждый пункт своего плана.

1. Мы с мамой прочитали энциклопедии, книги  из  библиотеки, статьи в интернете и узнали историю возникновения шахмат.

Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов – «король мертв». Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.

          Шахматы развивают такие полезные качества: умение делать самостоятельное решение, право выбора, нести ответственность, адекватно воспринимать поражение и победу, самостоятельно строить планы, усидчивость, правильно рассчитывать время и свои возможности.

Вред от шахмат в детском возрасте: стресс, постоянное обдумывание решений, длительное пребывание в сидячем положении, напряжение глаз. В турнирах ребенок испытывает стресс, всем приятно выигрывать турнир и получит приз, а не проигрывать.

Для юных шахматистов есть множество компьютерных игр, есть возможность участвовать в разных турнирах. Чтобы не возникало проблем, родителям стоит давать ребенку, увлеченному шахматами, больше витамина A, научить делать перерывы во время партии, морально поддерживать во время турниров. Важно рассказать детям, что необходимо получать от игры удовольствие и постараться не расстраиваться от поражения.

             2.Родители, педагоги, психологи, врачи  задаются вопросами: не опасны ли шахматы для формирующейся психики и растущего организма   ребенка?  Стоит ли позволять детям безмерно играть в увлекательную игру? И сколько времени можно позволять проводить ребенку за шахматами? Чтобы во всем этом разобраться мы обратились к медработнику и психологу нашего детского сада. Из беседы с Аллой Ивановной я узнал, что шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как внимание, восприятие, воображение, память, мышление, силы воли и помогают развивать  много других хороших качеств. 

А от медработников узнал - долгие игры в шахматы могут нанести  и вред здоровью, так как шахматы являются малоподвижной спортивной игрой, что может плохо сказаться на общем состоянии здоровья, особенно, если игрок пренебрегает физическими нагрузками, нужна разминка  вовремя игры. Пока партнер обдумывает следующий ход, рекомендуется встать и пройтись. Между партиями следует играть в подвижные игры.

3. Потом мы с моими воспитателями провели опрос в группе. Мне было интересно, заинтересованы ли мои друзья в игре шахматы и связывают ли они их с математикой.

1.Умеют  ли мои друзья играть в шахматы?

2.Что развивает игра в шахматы?

3. Связаны ли шахматы с математикой? 

По их ответам стало ясно, что почти все из 25 детей в моей группе «Буратино» умеют играть в шахматы. Значит, шахматы – это популярная игра.

Многие из моих друзей  считают, что шахматы – это развивающая игра.

Большинство связали игру в  шахматы с математикой.

Значит, нужно, несомненно, искать эту взаимосвязь. 

4. Узнав обо всем этом, я принялся искать связь между шахматами и математикой. В свою исследовательскую работу я поместил несколько задач. По моему мнению их достаточно для привлечения интереса дошкольников к шахматной математике. Рассматривая фигуры на доске в начале игры, я обратил внимание, что все фигуры стоят друг против друга и на одинаковом расстоянии. Ладьи против ладьи, кони против коней, слоны против слонов, ферзь против  ферзя, король против короля, пешки против пешек. Все фигуры расставлены  зеркально симметрично.

 В шахматах можно отметить вертикальную, горизонтальную и диагональную симметрию.  Вертикальная симметрия это, когда доску делим на две равные части сверху вниз, горизонтальная симметрия- это когда доску делим на две равные части слева направо, диагональная симметрия делит доску из угла  в противоположный угол (не лежащий на одной стороне). (Приложение)

Шахматы - это страна, где действуют шахматные деньги. За единицу измерения ценности фигур принято считать пешки.

Пешка-это 1 шахматный рубль на шахматной доске.  Используя эти знания можно составить математические равенства.

Конь стоит 3 пешки.

Слон тоже стоит 3 пешки.

Ладья стоит пять пешек.

Ферзь-9 пешек.

Король-это бесценная фигура, с его потерей партия  игры заканчивается.

5.Исходя из того, что мы узнали о ценности шахматных фигур, я придумал свою шахматную задачу , попробуем их решить.

Задача «Ценность фигур»

У нас есть возможность взять королем одну из трех  фигур противника: коня, слона или ладью. Ценность у этих фигур разная. У коня и слона -  равна  трём пешкам, у  ладьи - пяти. Какую  из трех фигур вы  бы взяли? Конечно, предпочтем забрать ладью, так как ладья самая ценная из этих фигур. 

« Вес фигур»

Оказывается,  шахматные фигуры принято формально делить не только  по ценностям, но и по весу на легкие  и тяжелые. Легкие фигуры в шахматах: конь и слон, тяжёлые - ферзь, ладья. Пешка - формально не фигура. Пешка становится фигурой, если дойдет до конца противоположного поля.  Король не относится ни к тяжелым, ни к легким фигурам. Лёгкими фигурами легко ходить в начале игры. Тяжёлые фигуры нужно выводить в середине игры, потому что они сильные и дорогие. 

«Шахматная нотация»

Ещё  я узнал, что в шахматной доске у каждого поля есть своё название, точнее - адрес. Если внимательно посмотреть на доску, то видим - она пронумерована от 1 до 8 по горизонтали, от A до Н - по вертикали. Оказывается, нетрудно находить названия  шахматных полей. Достаточно провести прямые линии указательными пальцами к букве и цифре.  Сложив их,  мы узнаем название данного поля. Например, А2, С5, Н1…

Все мои примеры показывают  тесную связь между математикой и шахматами. Я считаю, что достиг своей поставленной цели.  На примерах я подробно разобрал эту связь. Знание математики помогает шахматистам добиваться больших успехов в этом виде спорта.  Я обязательно буду продолжать заниматься шахматами.

За помощь в проведении исследования  благодарю педагогов нашего сада и моих родителей. Спасибо за внимание!


Список литературы

  1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А., Как научиться играть в шахматы - Ростов н/Д: Владис, 2017.-128с.
  2. Гик Е.Я. Математика на шахматной доске, М.:1976,-176с.
  3. Гик Е.Я. Шахматы. Математика. Компьютеры/,- Андрей Ельков: 2013.-336с.
  4. Приключения в шахматной стране/ И.Г.Сухин, М: Поматур,- 2000.-320с.
  5. Шахматный решебник. Книга А. Мат в 1 ход/ Всеволод Костров, Павел Рожков Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2016, -96с.
  6. Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.:Просвещение,1999.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Chess.com», форма доступа: https://www.chess.com/lessons
  2. Сайт «logicLike», форма доступа: https://logiclike.com
  3. Сайт «Мама может все», форма доступа: https://mamamozhetvse.ru/istoriya-shahmat-dlya-detej.html
  4. Сайт «Wikipedia», форма доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат
  5. Сайт «Ichess», форма доступа: https://www.ichess.net




Приложение










Сказка про шаха и про шахматы
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.  Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому, что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

 И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

 Посидел Падишах на троне неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» – Так раньше водилось.

 Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает он. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

 Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» – закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» – спрашивает грозный царь.

 Достаёт самый старый мудрец деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.  Посмотрел внимательнее царь и узнал в фигурах всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.  Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?». Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» – Объяснил царю, правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах, по царски наградить.

Настольная игра

«Бродилка»

(Путешествие шахматных фигур по джунглям) Игра-бродилка для малышей.

Шахматные фигуры отправились на прогулку. Они так заигрались, что не заметили, как начало смеркаться. Ночные джунгли опасны, поэтому шахматам нужно как можно быстрее добраться до замка, пока совсем не стемнело. Поможете шахматным фигурам? Тогда скорее отправляйтесь в увлекательное путешествие! Как играть? Для начала разложите игровое поле и приготовьте фишки.  Осталось только определить очерёдность хода и начать игру! Далее первый игрок бросает кубик и передвигает свою фишку на клетку такой же картинки, что и выпавшая грань на кубике. Например, если на кубике выпал конь, игрок переходит на ближайшую клетку с конём, если ладья на ближайшую  клетку с ладьёй и так далее. Если ближайшая нужная клетка уже занята, вам повезло можно передвинуться на следующую клетку с соответствующей картинкой, и тем самым оказаться ещё ближе к победе. Если игрок встал на последнюю клетку перед финишем, он не бросает кубик, а просто двигает свою фишку к финишу (ставит на замок). Это значит, что фигура  добралась до дома. Как только один из игроков доходит до финиша, он становится победителем! Однако ему нужно подождать, пока все остальные дойдут до заветного замка. Тогда игра закончится..

Дидактические игры и задания для начинающих шахматистов

Цель: прививать малышам интерес к мудрой игре.

«Узнай фигуру»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

«Шахматные прятки»

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.

«Шахматный теремок»

Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.

Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.

«Мешочек»

Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на шахматной доске.

Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Горизонталь».

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

«Вертикаль».

То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ».        

То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

«Волшебный мешочек».

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, ребенок пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка».

Взрослый словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура».

Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Что общего?».

Взрослый берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

«Большая и маленькая».

Взрослый ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Да или нет?».

Взрослый берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!».

 «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» -поднять.

«Шахматный колобок». Инсценировка сказки «Колобок» можно провести так: «дед» – король, «Бака» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, Колобок – шарик или клубок.

Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около детей выстраиваются белые или черные фигуры, поясняя: «Дед» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – это слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

 «Белые и черные». В беспорядке на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, оставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т.д.

«Угадай-ка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите детям догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячут уже по очереди сами дети (лучше всего за спиной) и т.д.

«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете детей: «Так?» Дети поправляют вас. Затем меняйтесь ролями.

«Цвет». Попросите детей поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда дети выполнят задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, по «ошибке» поставьте там же одну-две черные. Дети должны заметить вашу ошибку и указать на нее.

 «Прятки». Спрячьте в комнате несколько фигур. Дети должны найти их и назвать.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложить детям состязаться с вами в такой игре6 кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

 «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

«Уберите такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.

«Полная горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска. Предложите детям взять по одной фигуре, назвать их и уложить в свой «домик».

«Шахматный алфавит». Детям предлагается разложить в ряд быстро и правильно все буквы шахматного алфавита.

«Составь доску». Детям предлагается составить правильно, ориентируясь по буквам и цифрам, разрезанные шахматные доски.

«Смешарики играют в шахматы». Разрезанная с изображением смешариков шахматная доска, по принципу пазл, с цифрами и буквами. Детям предлагается собрать ее правильно.

Дидактическая игра «Почта». Детям предлагается с помощью цифр и букв шахматного алфавита, определить адрес фигуры на шахматной демонстрационной доске.

«Шахматный кубик». Дети бросают по очереди кубик и называют выпавшую на нем шахматную фигуру демонстрационной доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.Задачи:Развив...

Познавательно-исследовательский проект «Страна динозавров» старшая группа

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей ...

Исследовательская работа «Страна ЧудеSlime» с воспитанником Красковым Дмитрием

Направление работы - экспериментально-исследовательское. Опытным путём были изготовлены слаймы в домашних условиях и определена себестоимость слайма, изготовленного дома в сравнении с слаймом, купленн...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочная страна - страна чудес».

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...