Проект "Занимательная математика"
проект по математике (старшая группа)

Цепова Наталья Александровна

Актуальность.

 

   Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

     Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

   Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

   Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

 

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: долгосрочный.

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

 

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

 

Задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.
  5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

 

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

 

Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта.
  2. Постановка цели и задач проекта.
  3. Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  4. Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  5. Изготовление развивающих игр по математике.
  6. Составление плана основного этапа проекта.
  7. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  8. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

  1. Проведение анкетирования родителей.
  2. Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  3. Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

 

Основной этап:

  1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

     - НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

          - НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры».

  1. Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  2. Заучивание стихов про цифры, считалок, чистоговорок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  3. Просмотр компьютерной презентации «Осенняя математика», «Полет на планету фигурная».
  4. Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  5. Конструирование.
  6. Работа со счетными палочками.
  7. Рисование геометрических фигур на манке
  8. Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет», «Геометрик», «Волшебные круги Лулия»», «Домино», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру».
  9. Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  10. Пальчиковые гимнастики.
  11. Физкультминутки .

 

Взаимодействие с родителями:

  1. Создание альбома творческих работ, сделанных совместно с детьми «Занимательные странички цифр»
  2. Привлечение к изготовлению дидактических игр
  3. Предложить дома посетить сайт с интерактивными играми http://www.teremoc.ru/game/obuchalki.htm для обучения и закрепления навыков счёта у детей  
  4. Консультации:
  • «Обучение счету и основам математики дошкольников»
  • «Правила, которые помогут вам в обучении малыша счёту»
  • «Знакомство со счетом и цифрами. Математические дидактические задачи»
  •  «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
  • «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
  • «Математика - это интересно!»

 

 

 

 

 Заключительный этап:

  1. Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  2. Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  3. Альбом «Занимательные странички цифр»
  4. Обработка и оформление материалов проекта.

 

Ход проекта.

 

   Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Осенняя математика», «Полет на планету Фигурная», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

   К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними были проведены консультации, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: вместе с ребёнком придумать и нарисовать занимательную страничку цифры и красочно её оформить.

   На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки, чистоговорки.

   На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

   На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

   Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  •  «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Круги Лулия». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
  •  «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

   Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

   На заключительном этапе проекта были оформлены: альбом «Занимательные странички цифр», уголок занимательной математики. Были обработаны и оформлены материалы проекта.

 

 

Результаты проекта.

 

   Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и  в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotootchyot_1.pptx890.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотоотчёт к проекту «Занимательная математика» в старшей группе Автор Цепова Наталья Александровна

Слайд 2

Пластилинография «Весёлые цифры»

Слайд 3

Конструирование из геометрических фигур

Слайд 4

Дидактическая игра «Сосчитай сколько» Дидактическая игра «Запомни и повтори»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...